Виды потерь
В концепции БП всеобщее устранение потерь рассматривается как основной способ снижения затрат. Выделяют следующие виды потерь:
- перепроизводство - продукт/услуга производится в большем объеме, чем требуется потребителю;
- избыток запасов - хранение любых запасов в количестве, существенно превышающем минимально необходимое;
- транспортировку - лишнее движение материалов, продукции, информации;
- задержки - большие простои между этапами производства продукта/выполнения услуги;
- дополнительную обработку - лишняя обработка/действия из-за несоответствующих инструментов или плохой конструкции продукта (из-за несоответствующего планирования и проектирования услуги);
- перемещения - лишние движения человека, потери при подборе материалов, поиске компонентов, инструментов, информации, документов;
- дефекты - доработка и отбраковка несоответствующей продукции/ненадлежащее выполнение услуги.
Примечания
1 Потери, указанные выше, являются традиционной классификацией потерь (muda) в БП [1], [2].
2 В организации на основе опыта, накопленного при применении концепции БП, могут быть определены дополнительные виды потерь, например:
- изменчивость (mura) - неравномерность выполнения работы, колебания спроса, поставок, нестабильность характеристик продукции;
- перегрузка (muri) - излишняя загруженность оборудования или операторов, возникающая при работе с большей скоростью или темпом и с большими усилиями в течение долгого периода времени по сравнению с расчетной нагрузкой;
- незадействованный потенциал персонала - неспособность в полной мере использовать талант и способности людей;
- трансакционные издержки - издержки, связанные с договорной деятельностью, а также менеджментом;
- недостаточная ценность продукции - несоответствие продукции ожиданиям потребителя и других заинтересованных сторон.