ГОСТ Р 53349-2020
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Социальное обслуживание населения
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ ГРАЖДАНАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
Основные виды
Social services of the population. Rehabilitation services given for elderly. Basic kinds
ОКС 03.080.30
Дата введения 2021-05-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 "Социальное обслуживание населения"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 августа 2020 г. N 496-ст
4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 53349-2009
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт распространяется на реабилитационные услуги гражданам старшего поколения (далее - граждане) и устанавливает основные виды и краткую характеристику предоставляемых услуг.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52495 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
ГОСТ Р 54341 Социальное обслуживание населения. Контроль качества реабилитационных услуг гражданам пожилого возраста
ГОСТ Р 58552 Социальное обслуживание населения. Качество реабилитационных услуг гражданам пожилого возраста
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495, а также следующий термин с соответствующим определением:
3.1 реабилитационные услуги гражданам старшего поколения: Действия реабилитационных служб, направленные на улучшение самочувствия граждан, восстановление или продление их возможностей к осуществлению бытовой, общественной и трудовой профессиональной деятельности и на адаптацию к условиям проживания.
4.1 Процесс реабилитации должен основываться на целях, задачах и приоритетных направлениях, установленных в [1].
4.2 Реабилитационные услуги должны быть направлены на создание условий для активного долголетия граждан старшего поколения, на достижение полного или частичного восстановления здоровья и самочувствия, общественного, профессионально-трудового и социального статуса граждан, на применение (использование) потенциала граждан в интересах общества, в том числе в воспитании молодежи, путем устранения или частичной компенсации нарушений жизнедеятельности и продления срока последней, социального и профессионального функционирования.
4.3 Реализация реабилитационных услуг должна быть направлена на достижение наибольшего воздействия и максимального эффекта при минимальных затратах времени и труда на их выполнение.
4.4 Комплекс реабилитационных услуг должен содержать психосоциальные и биологические методы воздействия на граждан и должен быть направлен и на организм, и на личность, и на социум.
4.5 Реабилитационные услуги предоставляют комплексно, что подразумевает согласованное проведение реабилитационных мероприятий специалистами разных профилей.
4.6 Реабилитационные услуги предоставляют последовательно и непрерывно. Содержание и длительность процесса оказания реабилитационных услуг определяются в каждом конкретном случае состоянием граждан; реабилитация считается завершенной, когда граждане во всем многообразии социальных отношений достигли уровня, приближенного к уровню, соответствующему нормальному состоянию человека в их возрасте.
4.7 Каждый этап предоставления реабилитационных услуг и их вид должны быть ориентированы на решение конкретной реально возможной и достижимой задачи, о которой должны знать граждане и к достижению которой они должны стремиться совместно со специалистами.
4.8 Технология выбора и предоставления реабилитационных услуг представляет собой систему следующих реабилитационных мероприятий:
- обследование граждан;
- проведение индивидуальной оценки потребности в мероприятиях по реабилитации;
- постановка диагноза;
- уточнение реабилитационного потенциала;
- проведение реабилитации;
- мониторинг (наблюдение);
- оценка эффективности реабилитационных воздействий;
- коррекция реабилитационных мероприятий.
4.9 Конкретные виды, состав, объемы, формы, сроки предоставления реабилитационных услуг определяются в соответствии с потребностями в них конкретных граждан.
4.10 Гражданам следует предоставлять комплекс оптимальных для них реабилитационных услуг, включающий в себя услуги по медицинской, социальной и профессионально-трудовой реабилитации, направленные на восстановление или продление способностей граждан к выполнению определенных свойственных их возрасту видов жизнедеятельности.
4.11 Предоставление реабилитационных услуг осуществляют с учетом следующих факторов, в значительной степени определяющих качество предоставляемых услуг и способствующих повышению эффективности работы учреждения:
- наличие и состояние документации, в соответствии с которой учреждение осуществляет деятельность по оказанию реабилитационных услуг;
- условия размещения учреждения;
- укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;
- специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура, технические средства реабилитации), применяемое в процессе реабилитации;
- состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления реабилитационных услуг гражданам;
- наличие и состояние собственной и внешней систем (служб) контроля качества предоставляемых услуг.
Требования к качеству реабилитационных услуг гражданам старшего поколения - по ГОСТ Р 58552, а осуществление контроля качества этих услуг - по ГОСТ Р 54341.
4.11.1 Документы
В состав документов должны входить:
- Устав (положение) учреждения, в котором должны быть изложены полное, сокращенное и фирменное (при наличии) наименование учреждения, правовой статус, ведомственная принадлежность, юридический статус, структурные подразделения учреждения, цели, предмет и виды деятельности учреждения (состав, содержание и форма предоставляемых реабилитационных услуг), порядок принятия граждан на обслуживание и снятие с него, имущество и финансы учреждения, финансово-хозяйственная деятельность учреждения, управление учреждением, порядок реорганизации и ликвидации учреждения;
- руководства, правила, инструкции, методики, которые регламентируют процесс предоставления реабилитационных услуг, определяют методы (способы) их предоставления и контроля, а также предусматривают меры по совершенствованию работы учреждения;
- эксплуатационные документы на имеющиеся в учреждении оборудование, приборы, аппаратуру, технические средства реабилитации, способствующие обеспечению их нормальной и безопасной эксплуатации, обслуживания и поддержания в работоспособном состоянии;
- национальные стандарты Российской Федерации, применяемые на добровольной основе и составляющие нормативную основу практической работы учреждения.
В учреждении следует осуществлять постоянный контроль состояния документов для своевременного включения в них необходимых изменений и изъятия из обращения устаревших документов.
4.11.2 Условия размещения учреждения
4.11.2.1 Условия размещения учреждения, в котором оказывают реабилитационные услуги, должны предусматривать его расположение в специально оборудованных для него зданиях (помещениях), доступных для граждан старшего поколения; помещения должны быть обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания клиентов и обслуживающего персонала, оснащены телефонной и электронной связью.
4.11.2.2 Площадь, занимаемая учреждением, должна обеспечивать размещение персонала, клиентов учреждения и предоставление им реабилитационных услуг.
4.11.2.3 По размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, безопасности труда и должны быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенные температура воздуха, влажность воздуха, несоблюдение норм по запыленности, загазованности, шум, вибрации и т.д.).
4.11.3 Укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация
4.11.3.1 Учреждение должно располагать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием.
4.11.3.2 Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения должностных обязанностей.
4.11.3.3 Специалисты учреждения должны периодически повышать свою квалификацию в соответствии с графиком повышения квалификации специалистов, утвержденным руководителем учреждения.
4.11.3.4 У специалистов каждой категории должны быть должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
4.11.3.5 Все специалисты учреждения, осуществляющие деятельность, подлежащую лицензированию, должны быть аттестованы в установленном порядке.
4.11.3.6 Наряду с соответствующей квалификацией все сотрудники учреждения должны обладать высокими моральными и нравственно-этическими качествами, чувством ответственности и руководствоваться в работе с гражданами старшего поколения принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности.
4.11.3.7 При оказании реабилитационных услуг персонал учреждения должен проявлять к обслуживаемым гражданам максимальные чуткость, вежливость, внимание, выдержку, терпение и учитывать их физическое и психическое состояния.