ГОСТ Р МЭК 62485-3-2020
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАТАРЕИ АККУМУЛЯТОРНЫЕ И УСТАНОВКИ БАТАРЕЙНЫЕ
Требования безопасности
Часть 3
Тяговые батареи
Secondary batteries and battery installations. Safety requirements. Part 3. Traction batteries
ОКС 29.220.20
29.220.30
43.040.10
ОКПД2 27.20.22.000
27.20.23.110
27.20.23.120
Дата введения 2021-03-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Национальной ассоциацией производителей источников тока "РУСБАТ" (Ассоциация "РУСБАТ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4, и Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 044 "Аккумуляторы и батареи"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 августа 2020 г. N 464-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту МЭК 62485-3:2014* "Требования безопасности к батареям аккумуляторным и батарейным установкам. Часть 3. Тяговые батареи" (IEC 62485-3:2014 "Safety requirements for secondary batteries and battery installations - Part 3: Traction batteries", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р МЭК 62485-3-2013
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к аккумуляторным батареям и батарейным установкам, используемым в электрических транспортных средствах, например в электрических промышленных грузовых автомобилях (включая автопогрузчики, эвакуаторы, уборочные машины, транспортные средства с автоматическим управлением), локомотивах с батарейным питанием, в электрических транспортных средствах (например, грузовые автомобили, тележки для гольфа, велосипеды, инвалидные коляски), и не распространяется на конструкцию таких транспортных средств.
Настоящий стандарт распространяется на свинцово-кислотные, никель-кадмиевые, никель-металлогидридные и другие щелочные аккумуляторные батареи. Требования безопасности к литиевым аккумуляторным батареям для указанной области применения установлены в соответствующих стандартах.
Номинальное напряжение ограничено до 1000 В переменного тока и 1500 В постоянного тока и регламентирует основные меры защиты от опасности электричества, газовыделения и электролита.
Настоящий стандарт содержит требования безопасности, связанные с монтажом, эксплуатацией, контролем, техническим обслуживанием и подготовкой к снятию с эксплуатации батарей.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).
IEC 60204-1, Safety of machinery - Electrical equipment of machines - Part 1: General requirements (Безопасность машин. Электрооборудование машин. Часть 1. Общие требования)
IEC 60364-4-41:2005, Low-voltage electrical installations - Part 4-41: Protection for safety - Protection against electric shock (Электроустановки низковольтные. Часть 4-41. Защита в целях безопасности. Защита от поражения электрическим током)
IEC 60900, Live working - Hand tools for use up to 1000 V a.с and 1500 V d.c. (Работа под напряжением. Ручные инструменты для работ под напряжением до 1000 В переменного и 1500 В постоянного тока)
IEC 61140, Protection against electric shock - Common aspects for installation and equipment (Защита от поражения электрическим током. Общие положения безопасности установок и оборудования)
ISO 3864 (all parts), Graphical symbols - Safety colours and safety signs (Графические символы. Сигнальные цвета и знаки безопасности)
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аккумулятор, вторичный элемент (secondary cell): Элемент, который предназначен для электрического перезаряда.
Примечание - Перезаряд осуществляется путем обратимой химической реакции.
3.2 свинцово-кислотная батарея (Нрк. аккумуляторы) (lead dioxide lead battery, accumulators [depr.]): Аккумуляторная батарея с водным электролитом на основе разбавленной серной кислоты, положительным электродом из диоксида свинца и отрицательным электродом из свинца.
3.3 никель-кадмиевая батарея (nickel oxide cadmium battery): Аккумуляторная батарея со щелочным электролитом, положительным электродом, содержащим оксид никеля, и отрицательным электродом из кадмия.
3.4 вентилируемый аккумулятор, аккумулятор открытого типа (vented cell): Аккумулятор, имеющий крышку, снабженную отверстием, через которое продукты электролиза и испарения могут свободно выходить из него в атмосферу.
3.5 клапанно-регулируемая свинцово-кислотная батарея; VRLA (valve regulated lead-acid battery; VRLA): Аккумуляторная батарея с закрытыми аккумуляторами, имеющими клапан, который позволяет осуществлять выход газа, если внутреннее давление превышает установленное значение.
Примечание - Как правило, не предполагается доливка электролита в подобные аккумуляторы.
3.6 газонепроницаемый герметичный элемент, газонепроницаемый герметичный аккумулятор (gas-tight sealed cell, gas-tight sealed secondary cell): Аккумулятор, который остается закрытым и не выделяет ни газа, ни жидкости при работе в пределах заряда и температуры, указанных производителем.
Примечание 1 - Аккумулятор может быть оснащен предохранительным устройством для предотвращения опасно высокого внутреннего давления.
Примечание 2 - В аккумулятор не требуется добавления электролита. Аккумулятор предназначен для работы в течение всего срока службы в его первоначальном герметичном состоянии.
3.7 аккумуляторная батарея (secondary battery): Два или более аккумуляторов, соединенных вместе и используемых как источник электроэнергии.
3.8 тяговая батарея (traction battery): Аккумуляторная батарея, предназначенная для обеспечения энергии движения электрических транспортных средств.
3.9 моноблочная батарея (monobloc battery): Батарея с несколькими отдельными, электрически соединенными отсеками для элементов, каждый из которых предназначен для размещения сборки электродов, электролита, выводов, соединителей и, возможно, сепаратора.
Примечание - Элементы моноблочной батареи могут быть соединены последовательно или параллельно.
3.10 электролит (electrolyte): Жидкое или твердое вещество, содержащее подвижные ионы, которые обеспечивают ионную проводимость.
Примечание - Электролит может быть жидким, твердым или в виде геля.
3.11 газовыделение аккумулятора (gassing of a cell): Выделение газа в результате электролиза воды в электролите аккумулятора.
3.12 заряд батареи (charging of a battery): Процесс, во время которого аккумулятор или аккумуляторная батарея получает электрическую энергию от внешней цепи, в результате чего происходят химические изменения внутри аккумулятора, и получаемая электрическая энергия сохраняется в виде химической энергии.
3.13 выравнивающий заряд (equalisation charge): Продолжительный заряд для обеспечения одинаковой степени заряженности всех аккумуляторов в составе аккумуляторной батареи.
3.14 подзаряд (opportunity charging): Пополнение заряда батареи в свободное время в течение рабочего периода с целью предотвращения чрезмерного разряда и продления срока ее службы.
3.15 перезаряд (overcharge): Продолжение заряда полностью заряженного аккумулятора или батареи.
Примечание - Перезаряд также является следствием заряда сверх определенного предела, указанного изготовителем.
3.16 разряд, разряд батареи (discharge, dischargeof a battery): Процесс, при котором батарея при определенных условиях отдает электрическую энергию, произведенную в аккумуляторах, во внешнюю цепь.
3.17 внешнее оборудование, внешнее батарейное оборудование (peripheral equipment, battery peripheral equipment): Оборудование, установленное на батарею, которое поддерживает или контролирует ее работу.
Примечание - Примерами данного оборудования являются центральная система наполнения водой, система перемешивания электролита, система контроля батареи, центральная система дегазации, разъемы батареи (вилки и розетки), система управления температурой и т.д.
3.18 зарядное помещение (charging room): Помещение, предназначенное специально для заряда аккумуляторов.
Примечание - Помещение может также использоваться для обслуживания батареи.
3.19 зона зарядки (charging area): Открытая площадка, предназначенная для заряда аккумуляторов.
Примечание - Площадка может также использоваться для обслуживания батарей и оборудования, связанного с батареями.
При монтаже и заряде тяговых батарей должны быть применены меры защиты от прямого и косвенного контактов в соответствии с МЭК 60364-4-41 и МЭК 61140. В настоящем стандарте представлены типичные меры защиты, применяемые при установке тяговых батарей.
При работе с батареями и цепями распределения постоянного тока, расположенными внутри оборудования, применяют меры защиты по МЭК 61140.
В батареях и установках для заряда батарей защита от прямого контакта с токоведущими частями должна быть обеспечена в соответствии с МЭК 60364-4-41.
Применяют следующие меры защиты:
- изоляцию токоведущих частей под напряжением;
- барьеры или ограждения;
- преграды;
- ограничение доступа в помещения.
От косвенного контакта применяют следующие меры защиты:
- автоматическое отключение питания;
- защитную изоляцию;
- заземление без локального эквипотенциального соединения;
- электрическое защитное разделение.
4.3.1 Для батарей с номинальным напряжением до 60 В включительно постоянного тока защита от поражения электрическим током, вызванным прямым контактом, формально не требуется, если вся установка соответствует условиям безопасного сверхнизкого напряжения (БСНН) и заземленного сверхнизкого напряжения (ЗСНН).
Примечание - Номинальное напряжение свинцово-кислотных аккумуляторов - 2,0 В; никель-кадмиевых и никель-металлогидридных аккумуляторов - 1,2 В. При ускоренном заряде аккумуляторов максимальное напряжение должно быть 2,7 В для свинцово-кислотных и 1,6 В - для систем на основе оксида никеля.