ГОСТ Р 58406.3-2020
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ДОРОЖНЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОН
Метод определения стойкости к колееобразованию прокатыванием нагруженного колеса
Automobile roads of general use. Asphalt mixtures and asphalt. Method for determining the resistance to rutting by rolling a loaded wheel
ОКС 93.080.20
Дата введения 2020-06-01
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса" (АНО "НИИ ТСК") и Обществом с ограниченной ответственностью "Инновационный технический центр" (ООО "ИТЦ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 мая 2020 г. N 193-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ДЕЙСТВУЕТ ВЗАМЕН ПНСТ 181-2019
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 6, 2021 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Настоящий стандарт распространяется на асфальтобетонные смеси и асфальтобетон и устанавливает метод определения стойкости к колееобразованию асфальтобетона путем прокатывания нагруженного колеса с шиной.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.019 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты
ГОСТ 12.4.131 Халаты женские. Технические условия
ГОСТ 12.4.132 Халаты мужские. Технические условия
ГОСТ 12.4.252 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Перчатки. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ 166 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия
ГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ Р ИСО 7619-2 Резина вулканизованная или термопластичная. Определение твердости при вдавливании. Часть 2. Метод измерения с применением карманного твердомера IRHD
ГОСТ Р 58400.3-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки
ГОСТ Р 58401.13 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод приготовления образцов вращательным уплотнителем
ГОСТ Р 58406.4 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Приготовление образцов-плит вальцовым уплотнителем
ГОСТ Р 58407.5 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный. Методы отбора проб из уплотненных слоев дорожной одежды
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения национального стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 глубина колеи RD: Уменьшение толщины испытуемого образца относительно начального значения, вызванное повторяющимися прокатываниями нагруженного колеса.
3.2 средняя глубина колеи: Среднеарифметическое значение глубины колеи двух или более испытуемых образцов, полученных из одной асфальтобетонной смеси.
3.3 пропорциональная глубина колеи PRD: Отношение глубины колеи после определенного количества прокатываний к фактической толщине испытуемого образца.
3.4 образец-плита: Уплотненная асфальтобетонная смесь в вальцовом (плитном) уплотнителе.
3.5 испытуемый образец: Образец установленных размеров, получаемый из вырубки или приготовленный из образца-плиты.
3.6
керн (вырубка): Образец, полученный из асфальтобетона путем выбуривания или выпиливания. [ГОСТ 58406.1-2020*, пункт 3.9] |
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 58406.1-2020. - Примечание изготовителя базы данных.
3.7 цикл нагрузки: Два прокатывания (вперед и назад) нагруженного колеса по испытуемому образцу.
3.8 вертикальное положение колеса: Численное значение высотного положения поверхности образца, закрепленного в приборе для определения колееобразования.
3.9 угол наклона кривой колееобразования WTS: Отношение глубины колеи к количеству циклов нагрузки, определяемое на выбранном участке нагружения.
4.1 Испытательная установка должна состоять из металлического корпуса и нагруженного колеса с шиной. Колесо должно опираться на испытуемый образец, жестко закрепленный в форме для испытания. Колесо должно двигаться возвратно-поступательно, создавая условия для возникновения колеи на поверхности испытуемого образца. Допускается возвратно-поступательное движение формы для испытания под колесом для возникновения колеи на поверхности испытуемого образца. Также испытательная установка должна быть оборудована системой нагрева и конвекции воздуха с регистрацией температуры.
4.1.1 Колесо, на которое надета резиновая шина с внешним диаметром от 200 до 205 мм, посредством дополнительных грузов должно создавать нагрузку Р, Н, на испытуемый образец, вычисляемую по формуле
, (1)
где w - фактическая ширина шины колеса, мм;
700 - требуемая нагрузка при стандартной ширине шины колеса, Н;
50 - стандартная ширина шины колеса, мм.
Измерение вертикальной нагрузки проводят на наивысшей точке испытуемого образца в неподвижном состоянии.
Вертикальный люфт по оси у нагруженного колеса должен быть менее 0,25 мм.
Скорость движения колеса должна быть (26,5±1,0) циклов за 60 с, а длина перемещения колеса должна составлять (230±10) мм.
Центральная ось колеса не должна отклоняться от центральной оси испытуемого образца более чем на 5 мм.
4.1.2 Шина, состоящая из цельной резины, должна быть толщиной (20±2) мм без рисунка протектора. Твердость резины, определенная в соответствии с ГОСТ Р ИСО 7619-2, должна быть (80±2) IRHD. Ширина шины должна быть равна (50±5) мм.
4.1.3 Внутренние размеры формы для испытания по длине и ширине должны быть не менее 290 и 255 мм соответственно. Форма для испытаний должна быть сконструирована таким образом, чтобы испытуемый образец был закреплен в ней неподвижно.
4.1.4 Система нагрева и конвекции воздуха в испытательной установке должна обеспечивать нагрев и поддержание температуры образца в пределах (55±1)°С, (60±1)°С и (65±1)°С. Измерение температуры проводится датчиком в непосредственной близости от испытуемого образца (на расстоянии не более 15 мм) или на поверхности образца.
Примечание - Допускается измерение температуры внутри образца при помощи температурного датчика, погруженного внутрь испытуемого образца.
4.2 Система регистрации должна позволять регистрировать в режиме реального времени и вносить в базу данных проводимого испытания получаемые результаты.
4.3 Фиксирующий состав для жесткой фиксации испытуемого образца должен состоять из гипса или иного затвердителя.
4.4 Штангенциркуль по ГОСТ 166.
4.5 Линейка по ГОСТ 427.
4.6 Дополнительно может использоваться установка для распила асфальтобетона.
Сущность метода заключается в прокатывании нагруженного колеса по испытуемому образцу при требуемой температуре и определении глубины колеи после 10000 циклов нагрузки (20000 прокатываний) или до достижения предельного значения.
При работе с асфальтобетонами используют специальную защитную одежду по ГОСТ 12.4.131 или ГОСТ 12.4.132. Для защиты рук используют перчатки по ГОСТ 12.4.252.
При выполнении измерений соблюдают правила по электробезопасности по ГОСТ 12.1.019 и инструкции по эксплуатации оборудования.
Испытанный асфальтобетон утилизируют в соответствии с Регламентом утилизации отходов, утвержденным в установленном порядке.
При выполнении испытания соблюдают следующие условия для помещений, в которых испытываются образцы:
- температура (22±3)°С;
- относительная влажность не более 80%.
При подготовке к выполнению испытания осуществляют следующие операции:
- отбор вырубок или приготовление образцов-плит;
- измерение толщины испытуемого образца;
- закрепление испытуемого образца;
- термостатирование.
8.1 Отбор вырубок (кернов) или приготовление образцов-плит