Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58831-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия асфальтобетонные. Общие правила устройства при неблагоприятных погодных условиях

     7 Подготовительные работы при устройстве асфальтобетонных покрытий

7.1 Подготовка АБЗ

7.1.1 Для обеспечения непрерывной работы АБЗ при неблагоприятных погодных условиях следует:

- предусмотреть мероприятия, обеспечивающие нормальную работу исполнительных приводов, систем пылеочистки, подачи вяжущего и других технологических составляющих производства асфальтобетонной смеси;

- очистить питатели, дополнительно утеплить битумопроводы, обеспечить подогрев пневмопроводов и дозаторов битума;

- для предотвращения образования конденсата и обеспечения бесперебойной работы пылеулавливающей установки и дымососа, их следует изолировать теплоизоляционными материалами и обеспечить наличие влагоотделителя для компрессора, питающего пневматическую систему управления;

- пневмоцилиндры гидравлических систем АБЗ заключить в кожухи с дополнительным обогревом;

- в местах складирования каменных материалов предусмотреть мероприятия, исключающие их смерзание и появление комьев размером более 10 см (предварительное рыхление);

- при возможности предусмотреть накопление смеси для единовременной загрузки в машину в утепленном бункере-накопителе для рациональной загрузки смеси в автосамосвал с целью снижения температурных потерь;

- обеспечить минимальное время доставки смеси с применением машин с повышенной грузоподъемностью.

7.1.2 При работе в неблагоприятных погодных условиях необходимо использовать АБЗ с пылеулавливающей установкой, обеспечивающей сухую очистку газа.

7.1.3 В конце смены бункеры минеральных материалов необходимо очищать от остатков минеральных материалов. Во время простоя и в конце смены бункеры минеральных материалов укрывают для защиты от попадания осадков.

7.2 Подготовка нижележащего слоя перед укладкой асфальтобетонных смесей

7.2.1 Для снижения тепловых потерь и обеспечения необходимого сцепления устраиваемого слоя с нижележащим, поверхность нижележащего слоя очищают от снега и льда, пыли и грязи механическими щетками и продувкой поверхности сжатым воздухом, а также осуществляют просушку. Непосредственно перед проведением работ по устройству конструктивных слоев из асфальтобетона, при возможности, осуществляют прогрев нижележащего слоя, исключив выгорание битумного вяжущего в соответствии с 8.3.8.

7.2.2 При невозможности единовременной полной очистки поверхности нижележащего слоя от снега и льда, проводят предварительную очистку и обработку противогололедными материалами.

После предварительной очистки производят обработку противогололедными материалами по ГОСТ 33387. Тип противогололедных материалов и норму их расхода в зависимости от толщины слоя снега или льда назначают опытным путем. После оттаивания поверхность очищают от остатков реагентов, снега, воды и льда и осуществляют просушку.

Для удаления снега и льда с поверхности нижележащего слоя взамен реагентов допускается применять специальные тепловые машины (терморазогреватели) или разогрев горячим воздухом, при этом исключив выгорание битумного вяжущего.

7.2.3 Перед укладкой асфальтобетонной смеси в сухую погоду на сухом нижележащем слое выполняют подгрунтовку поверхности.

При положительной температуре воздуха подгрунтовку проводят жидким битумом по ГОСТ 11955, битумом нефтяным дорожным вязким по ГОСТ 33133, среднераспадающимися или быстрораспадающимися битумными эмульсиями ЭБК-1, ЭБПК-1, ЭБК-2, ЭБПК-2 по ГОСТ Р 52128 и ЭБДК Б по ГОСТ Р 55420. При отрицательной температуре воздуха подгрунтовку проводят жидким битумом по ГОСТ 11955 или битумом нефтяным дорожным вязким по ГОСТ 33133.

При применении эмульсии обработка поверхности нижележащего слоя осуществляется с нормой расхода от 0,6 до 0,9 л/м для уплотняемых смесей и от 0,2 до 0,4 л/м для литых смесей. Температура эмульсии при розливе должна составлять от 60°С до 80°С.

При применении битума обработка поверхности нижележащего слоя осуществляется с нормой расхода от 0,5 до 0,8 л/м для уплотняемых смесей и от 0,2 до 0,4 л/м для литых смесей.

Допускается корректировка дозирования нормы расхода на основании разработанного регламента на производство работ по устройству асфальтобетонного покрытия.

В случае если нижний и верхний слои покрытия устраивают из литого асфальтобетона, обработку битумом или эмульсией нижележащего слоя из литого асфальтобетона не производят.

7.3 Транспортирование асфальтобетонных смесей к месту укладки

7.3.1 Транспортирование асфальтобетонных смесей, кроме литых, к месту укладки производится в автомобилях-самосвалах, оборудованных:

- обогреваемым кузовом;

- тентом или пологом из термоизолирующего и водонепроницаемого материала.

Тент или полог должен полностью закрывать загруженный кузов автомобиля-самосвала, плотно прилегать к стенкам кузова и фиксироваться на стенках кузова. Для повышения производительности процесс развертывания и свертывания полога рекомендуется механизировать.

7.3.2 Для избегания налипания смеси к внутренней поверхности кузова перед погрузкой производят обработку поверхности антиадгезионными средствами, предотвращающими налипание смеси, не оказывающими негативного влияния на асфальтобетонную смесь и очищают его от всех посторонних предметов. Внутренняя поверхность кузова не должна иметь существенных вмятин и углублений, в которых могла бы скопиться затвердевшая смесь от предыдущей загрузки.