ГОСТ Р 58804-2020
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автотранспортные средства
СИСТЕМЫ УДЕРЖАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В ЗАНИМАЕМОЙ ПОЛОСЕ ДВИЖЕНИЯ
Общие технические требования и методы испытаний
Motor vehicles. Lane-keeping assist systems. General technical requirements and test methods
ОКС 35.240.60
Дата введения 2020-06-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 февраля 2020 г. N 35-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Система удержания транспортного средства в занимаемой полосе движения предназначена для оказания помощи водителю по удержанию транспортного средства в выбранной полосе движения путем воздействия на боковое перемещение транспортного средства. Системы удержания транспортного средства в занимаемой полосе движения оказывают помощь водителю, который отвлекся или находится в состоянии сонливости. Системой удержания транспортного средства рекомендуется оснащать такие транспортные средства, которые используются главным образом при междугородных перевозках по шоссе (особенно в условиях монотонного движения).
Система функционирует в рамках ограниченных условий, определенных ниже, и не способна освободить водителя от необходимости контроля дорожной обстановки. Ответственность за безопасность движения несет водитель. При наличии системы удержания транспортного средства в занимаемой полосе движения водитель может в любое время скорректировать функцию содействия вручную (например, во избежание столкновения с неожиданно появившимся на дороге препятствием или наезда на него).
Настоящий стандарт распространяется на транспортные средства (далее - ТС) категорий M и N в соответствии с [1], оборудованные системой удержания ТС в занимаемой полосе движения (далее - СУПД) и устанавливает общие требования к СУПД и методы их испытаний.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51256 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования
ГОСТ Р 58807-2020 Автотранспортные средства. Системы предупреждения о выходе из занимаемой полосы движения. Общие технические требования и методы испытаний
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 рулевое управление: Все оборудование, предназначенное для изменения направления движения ТС.
Примечание - К рулевому управлению, в котором рулевые усилия частично или полностью обеспечиваются за счет мускульной силы водителя, относятся все элементы, в которых рулевое усилие преобразуется при помощи механических, гидравлических или электрических устройств.
Рулевое управление может состоять из:
- органа рулевого управления;
- рулевого привода;
- управляемых колес;
- в соответствующих случаях - из устройства энергопитания.
3.2 орган рулевого управления: Часть рулевого управления, которая служит для приложения управляющего воздействия, и может приводиться в действие с помощью или без помощи непосредственного воздействия, со стороны водителя.
3.3 рулевой привод: Все элементы, обеспечивающие функциональную связь между органом управления и управляемыми колесами.
Примечание - Привод подразделяется на две независимые функциональные части: привод управления и энергетический привод.
В тех случаях, когда термин "привод" в настоящем стандарте используется самостоятельно, он означает как привод управления, так и энергетический привод. Проводится различие между механическими, электрическими и гидравлическими приводами или их сочетаниями в зависимости от способа передачи сигналов и/или энергии.
3.4 привод управления: Все элементы, посредством которых осуществляется передача сигналов, обеспечивающих и контролирующих функционирование рулевого управления.
3.5 энергетический привод: Все элементы, посредством которых осуществляется передача энергии, необходимой для обеспечения поворота управляемых колес.
3.6 система содействия водителю в осуществлении рулевого управления: Система, дополняющая рулевое управление и обеспечивающая помощь водителю в осуществлении рулевого управления ТС при неизменном сохранении контроля над ТС со стороны водителя.
3.7 устройство энергопитания: Элементы рулевого управления, обеспечивающие его энергией и регулирующие ее подачу, а также, в соответствующих случаях, служащие для ее выработки и аккумулирования.
Примечание - В него входят также любые резервуары для рабочего вещества и линии возврата, за исключением двигателя ТС или его соединений с источником энергии.
3.8 источник энергии: Часть устройства энергопитания, которая вырабатывает необходимый вид энергии.
3.9 управляемые колеса: Колеса ТС, положение которых по отношению к продольной оси ТС может меняться посредством рулевого управления с целью изменения направления движения ТС.
3.10 система удержания ТС в занимаемой полосе движения; СУПД: Система содействия водителю в осуществлении рулевого управления, обеспечивающая приведение в действие рулевого управления в соответствии с управляющими сигналами, инициируемыми на борту ТС с учетом сигналов, поступающих от пассивных элементов инфраструктуры, для обеспечения удержания ТС в пределах выбранной полосы движения.
3.11 усилие на рулевом колесе: Сила, действующая на орган рулевого управления с целью изменения направления движения ТС.
3.12 рулевое усилие: Все силы, действующие в рулевом приводе.
3.13 установленная максимальная скорость : Максимальная скорость, на которую рассчитана СУПД.
3.14 установленная минимальная скорость : Минимальная скорость, на которую рассчитана СУПД.
3.15 максимальное боковое ускорение : Максимальное боковое ускорение, на которое рассчитана СУПД.
3.16 режим СУПД "выключено": Состояние СУПД, при котором исключена возможность воздействия этой системы на рулевое управление.
3.17 режим ожидания СУПД: Состояние СУПД, при котором она приведена в действие, но не все условия для ее активирования (например, условия функционирования системы, преднамеренные действия водителя) выполнены.
Примечание - В этом режиме система не может осуществлять воздействие на рулевое управление.
3.18 активный режим СУПД (СУПД активирована): Состояние СУПД, при котором она приведена в действие и непрерывно или прерывисто воздействует на рулевое управление или готова к такому воздействию при поступлении соответствующих управляющих сигналов.
3.19 концепция безопасности: Описание мер, предусмотренных конструкцией электронной системы управления, для обеспечения ее надлежащего функционирования и надежного срабатывания даже в случае повреждения электрической цепи.
3.20 электронная система управления: Сочетание блоков, предназначенных для содействия в обеспечении определенной функции управления ТС на основе электронной обработки данных.
Примечание - Электронная система управления программируется при помощи соответствующего программного обеспечения и состоит из таких дискретных функциональных компонентов, как датчики, электронные блоки управления и исполнительные механизмы, которые связаны через линии передачи. Электронная система управления может содержать механические, электропневматические или электрогидравлические элементы.
3.21 комплексная электронная система управления: Совокупность электронных систем управления, в которых функция управления может корректироваться электронной системой или функцией управления более высокого уровня, при этом корректируемая функция становится частью комплексной электронной системы управления.
3.22 система или функция управления более высокого уровня: Система или функция, способная задействовать дополнительные средства обработки сигнала и/или управления с целью изменения поведения ТС посредством подачи команды об изменении обычной(ых) функции(й) системы управления ТС.
3.23 блоки: Наименее крупные из частей, составляющих компоненты электронной системы управления, которые считаются едиными неделимыми элементами для целей идентификации, анализа или замены.
3.24 линии передачи: Средства, используемые для взаимного соединения блоков с целью передачи сигналов, массивов данных или подачи энергии.
Примечание - Соответствующее оборудование обычно является электрическим, но может быть частично механическим, пневматическим или гидравлическим.
3.25 диапазон управления: Значения выходных переменных, в пределах которых электронная система может осуществлять управление.
3.26 пределы функциональных возможностей: Внешние физические границы параметров, внутри которых система способна осуществлять управление.
4.1 Применение СУПД не должно оказывать какого-либо негативного воздействия на функционирование рулевого управления.
4.2 Магнитные и электрические поля не должны снижать эффективности СУПД. Это требование считается выполненным, если СУПД соответствует требованиям [2] путем применения:
- поправок серии 03 для ТС без соединительной системы для зарядки перезаряжаемой системы аккумулирования электрической энергии (тяговых батарей);
- поправок серии 04 для ТС с соединительной системой для зарядки перезаряжаемой системы аккумулирования электрической энергии (тяговых батарей).
4.3 В руководстве по эксплуатации должна быть указана информация о наличии СУПД на ТС и ее ограниченном функционале. В руководстве по эксплуатации также должно быть указано следующее: "Система удержания транспортного средства в занимаемой полосе движения предоставляет помощь водителю только в рамках ограниченных условий и не способна освободить водителя от необходимости контроля дорожной обстановки. Ответственность за безопасность движения несет водитель".
4.4 СУПД как комплексная электронная система управления должна удовлетворять требованиям приложения А.
5.1 Активированная СУПД должна в любой момент исключать пересечение ТС маркировки полосы движения при боковом ускорении, величина которого меньше максимального бокового ускорения , установленного изготовителем ТС.
СУПД может допускать превышение установленного изготовителем ТС значения не более чем на 0,3 м/с, при этом не допускается превышение максимальной величины, установленной в таблицах 1-2.
Таблица 1 - Величины боковых ускорений для ТС категорий ,
Установленное максимальное боковое ускорение | Диапазон скорости | |||
От 10 до 60 км/ч включ. | Св. 60 до 100 км/ч включ. | Св. 100 до 130 км/ч включ. | Св. 130 км/ч | |
Максимальная величина | 3 м/с | |||
Минимальная величина | 0 м/с | 0,5 м/с | 0,8 м/с | 0,3 м/с |