5.1 Эксплуатационным испытаниям на надежность подлежат новые (модернизированные, модифицированные), прошедшие приемочные испытания и необходимые процедуры подтверждения соответствия или отремонтированные в плановом ремонте вагоны (объекты испытаний).
5.2 Вагоны, подвергающиеся эксплуатационным испытаниям на надежность, должны быть зарегистрированы в установленном правилами [3] порядке с выбором системы ремонта по единичному критерию (сроку службы) или по комбинированному критерию (сроку службы и пробегу).
5.3 Выборку объектов испытаний проводят методом систематического отбора по ГОСТ 18321-73 (подраздел 3.5) для каждой единицы продукции (выборка должна составлять 100% выпущенных подряд вагонов).
5.3.1 Минимальное число объектов испытаний N, ед., устанавливают по формуле
, (1)
где - фактическая наработка всех объектов испытаний за время испытаний, км или годы, рассчитываемая по формуле
, (2)
где - назначенный межремонтный период, заданный в технических условиях или ремонтных документах, км или годы;
- коэффициент, который определяют в зависимости от выбранного значения доверительной вероятности оценки показателя надежности q и предельной относительной ошибки оценки показателя надежности по таблице 1. Для получения объективных результатов эксплуатационных испытаний на надежность принимают - не более 0,10; q - не менее 0,90;
t - время проведения эксплуатационных испытаний (годы), которое составляет не менее заданного межремонтного срока;
S - средняя наработка вагона за единицу продолжительности испытаний, значение которой устанавливают исходя из принятой для вагона модели эксплуатации, км/год, или безразмерная, год/год.
Если в результате расчета получено не целое число, округление N проводят в сторону, независимо от цифры после запятой.
Таблица 1 - Коэффициент в зависимости от значений доверительной вероятности q и предельной относительной ошибки
при q | |||
0,90 | 0,95 | 0,99 | |
0,05 | 684 | 1052 | 2625 |
0,10 | 217 | 346 | 714 |
5.3.2 Если число объектов испытаний в эксплуатации недостаточно для подтверждения заданного в технических условиях или ремонтных документах межремонтного периода, то уменьшают соответственно, но не менее чем до значения, установленного в положении [2] для вагонов-аналогов.
5.4 Для контроля скрытых отказов и отказов вследствие изнашивания в процессе эксплуатационных испытаний на надежность из числа объектов испытаний по 5.3 перед каждым периодическим осмотром формируют контрольную группу вагонов, для которых в первую очередь реализована наработка (соответствующая проведению периодического осмотра) методом отбора с применением случайных чисел по ГОСТ 18321-73 (подраздел 3.2). Число вагонов контрольной группы, которую подвергают периодическому осмотру, должно составлять не менее четырех.