ИЗМЕНЕНИЕ N 1
ГОСТ 10791-2011 "Колеса цельнокатаные. Технические условия"
_______________
* Государство-разработчик Россия. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25.12.2019 N 1465-ст вводится в действие на территории РФ с 01.10.2020 (ИУС N 3, 2020 год). - Примечание изготовителя базы данных.
МКС 45.060
Принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 124-П от 28.11.2019)
Зарегистрировано Бюро по стандартам МГС N 14980
За принятие изменения проголосовали национальные органы по стандартизации следующих государств: AM, BY, KG, KZ, RU, TJ, UZ [коды альфа-2 по МК (ИСО 3166) 004]
Дату введения в действие настоящего изменения устанавливают указанные национальные органы по стандартизации*
_______________
* Дата введения в действие на территории Российской Федерации - 2020-10-01.
Сведения о стандарте. Пункт 6. Исключить второй абзац.
Раздел 2. Заменить ссылку: "ГОСТ 7566-94 Металлопродукция. Приемка, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение" на "ГОСТ 7566-2018 Металлопродукция. Правила приемки, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение";
дополнить ссылками:
"ГОСТ 15.902-2014 Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство
ГОСТ 25.507-85 Расчеты и испытания на прочность в машиностроении. Методы испытания на усталость при эксплуатационных режимах нагружения. Общие требования
ГОСТ 11018-2011 Колесные пары тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия
ГОСТ 32773-2014 Цельнокатаные колеса, бандажи и центры колесные катаные для железнодорожного подвижного состава. Шкалы эталонов макроструктур
ГОСТ 32894-2014 Продукция железнодорожного назначения. Инспекторский контроль. Общие положения
ГОСТ 33783-2016 Колесные пары железнодорожного подвижного состава. Методы определения показателей прочности".
Раздел 3 дополнить пунктами 3.6, 3.7:
"3.6 наружная сторона колеса: Боковая сторона колеса, обращенная наружу относительно железнодорожного пути.
3.7 внутренняя сторона колеса: Боковая сторона колеса, обращенная внутрь относительно железнодорожного пути".
Пункт 4.1. Третье перечисление. Исключить категорию: "С".
Пункт 4.2 изложить в новой редакции:
"4.2 Рекомендуемая область применения колес для железнодорожного подвижного состава с учетом классификации и в зависимости от конструкции колес, максимальной расчетной статической нагрузки от колесной пары на рельсы (далее - осевой нагрузки), типа и конструкционной скорости железнодорожного подвижного состава приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Рекомендуемая область применения колес
Максимальная расчетная осевая | Конструкционная скорость железнодорожного подвижного состава , км/ч | Конструкция колес | |||
нагрузка, кН (тс) | 120 | 120160 | 160200 | 200 | |
Колеса для грузовых вагонов и локомотивов | |||||
230,5 (23,5) | 2, Т* | - | - | - | А.1** |
245,0 (25,0) | Т* | - | - | - | (А.2, А.3, А.4)** |
265,0 (27,0) | Т* | - | - | - | (А.2, А.3, А.4)** |
294,0 (30,0) | Т* | - | - | - | (А.2, А.3, А.4)** |
Колеса для пассажирских вагонов локомотивной тяги, пассажирских локомотивов, моторвагонного подвижного состава, специального железнодорожного подвижного состава | |||||
245,0 (25,0) | 1, 2, Л* | 1, 2, Л* | 1, Л* | Л* | 160 км/ч - (А.1, А.2, А.3, А.4)**, 160 км/ч - А.1** |
* Допускается применение сталей других марок по техническим условиям, согласованным в порядке, установленном ГОСТ 15.902. |
".
Пункт 5.1. Первый абзац. Заменить слова: "должны соответствовать" на "соответствуют";
второй абзац. Заменить слова: "согласованной с владельцем инфраструктуры*" на "согласованной при необходимости в порядке, установленном ГОСТ 15.902";
сноску "*" исключить;
дополнить абзацами:
"По согласованию с заказчиком для контроля предельно допустимой в эксплуатации толщины ободьев колес колесных пар железнодорожного подвижного состава на боковую поверхность ободьев с наружной стороны колес допускается наносить механическим способом кольцевую проточку. Рекомендуемые варианты кольцевых проточек представлены на рисунке 1а.
"
1, 2 - проточка по диаметру; 3 - проточка по толщине обода
_______________
* Размеры для справок.
** Размеры обеспечиваются инструментом.
Рисунок 1а - Варианты кольцевой проточки на ободе колеса
Допускается изготовление колес с кольцевой проточкой, отличающейся по размерам и форме от проточек, приведенных на рисунке 1а, по конструкторской документации, согласованной с заказчиком. Диаметр расположения проточки на ободе колеса (варианты 1 и 2 на рисунке 1а) или толщина обода колеса с проточкой (вариант 3 на рисунке 1а) зависят от типа и области применения подвижного состава.
Они должны быть указаны в конструкторской документации на подвижной состав и в заказе на колеса в зависимости от выбранного варианта проточки".
Пункт 5.2. Первый абзац. Заменить слова: "должен соответствовать" на "соответствует";
второй абзац. Заменить слова: "согласованным с владельцем инфраструктуры" на "согласованным при необходимости в порядке, установленном ГОСТ 15.902".
Пункт 5.3 изложить в новой редакции:
"5.3 Шероховатость поверхностей колес Rz/Ra по ГОСТ 2789 в зависимости от класса точности изготовления должна соответствовать значениям, указанным в таблице 3.
Таблица 3 - Шероховатость поверхностей колес
Поверхность элемента | Условное обозначение поверхности на рисунках А.1-А.4 | Шероховатость Rz/Ra (мкм, не более) для классов точности изготовления | |
1 | 2 | ||
Боковая поверхность обода с внутренней стороны колеса, поверхность катания и гребня | А | 40/10 | 80/20 |
Торцевые поверхности ступицы с наружной и внутренней сторон колеса | Б | 40/10 | 80/20 |
Поверхность отверстия ступицы | В | 160/40 | 320/80 |
Шероховатость поверхности диска и других поверхностей колес, не указанных в таблице 3, должна составлять по ГОСТ 2789 не более: