Статус документа
Статус документа


ГОСТ 32773-2014

Группа В 41

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

     

ЦЕЛЬНОКАТАНЫЕ КОЛЕСА, БАНДАЖИ И ЦЕНТРЫ КОЛЕСНЫЕ КАТАНЫЕ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

     
Шкалы эталонов макроструктур

     
All-rolled wheels, tyres and rolled wheel centres for railway rolling stock. Scale of macrostructure standards



МКС 45.060

ОКП 09 4000

ОКП 09 4100

Дата введения 2015-06-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по международной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ"), Открытым акционерным обществом "Уральский институт металлов" (ОАО "УИМ")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 июня 2014 г. N 45-2014)

За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2014 г. N 1228-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32773-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" и "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта"


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на цельнокатаные колеса (далее - колеса) для колесных пар тележек грузовых и пассажирских вагонов локомотивной тяги, пассажирских, грузовых и маневровых локомотивов, моторных и немоторных колесных пар вагонов электро- и дизель-поездов, специального железнодорожного подвижного состава, изготавливаемые по ГОСТ 10791, бандажи для грузовых, пассажирских и маневровых локомотивов, моторных вагонов электро- и дизель-поездов, специального железнодорожного подвижного состава, вагонов метрополитена, изготавливаемые по ГОСТ 398, и колесные катаные центры (далее - центры) для колесных пар грузовых, пассажирских и маневровых локомотивов.

Настоящий стандарт устанавливает эталоны макроструктуры колес, центров и бандажей, изготавливаемых из слитков или непрерывно-литых заготовок (далее - НЛЗ) стали мартеновского, кислородно-конвертерного или электропечного производства, подвергнутой внепечной обработке и вакуумированию.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 398-2010 Бандажи черновые для железнодорожного подвижного состава. Технические условия

ГОСТ 10243-75 Сталь. Методы испытаний и оценки макроструктуры

ГОСТ 10791-2011 Колеса цельнокатаные. Технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 флокены: Тонкие извилистые трещины, ориентированные беспорядочно и поражающие часть или все сечение, за исключением краевой зоны.

3.2 корочки: Участки различной травимости у края или по сечению заготовки, разные по форме и размерам, в которых имеются включения окисленного металла, шлаковые включения, нерастворившиеся кусочки ферросплавов.

3.3 расслоение: Дефект в виде полос различной травимости, представляющий собой несплошности металла, расположенные в осевой или краевой зоне сечения.

3.4 инородные металлические и шлаковые включения: Как правило, единичные, случайно попавшие в металл кусочки нерастворившихся ферросплавов, частицы окисленного металла, шлака, огнеупорных материалов, имеющие отличную от основного металла травимость.

3.5 газовые пузыри: Небольшие пустоты-поры округлой или вытянутой формы, имеющие отличную от основного металла травимость и расположенные поодиночке или группами, как правило, в краевой зоне сечения.

3.6 послойная кристаллизация: Чередующиеся слои металла в виде светлых и темных полос, расположенных чаще всего у поверхности и реже по всему сечению.

3.7 ликвационные полоски: Вытянутые изогнутые нитевидные потемнения повышенной травимости, представляющие собой участки, неоднородные с основным металлом по химическому составу, структуре и содержанию неметаллических включений.

3.8 пористость: Расположенные по всему сечению мелкие округлые пустоты, не заварившиеся при горячем деформировании заготовки и имеющие отличную от основного металла травимость.

3.9 трещины: Нарушения сплошности внутренних слоев металла, имеющие единичное или групповое расположение и отличную от основного металла травимость.

     4 Требования к макроструктуре

4.1 Колеса и центры

4.1.1 Требования к допустимым и недопустимым дефектам макроструктуры для колес установлены в ГОСТ 10791, для центров - в межгосударственном стандарте*

________________

* До введения межгосударственного стандарта указанные требования устанавливают в документации предприятия-изготовителя, согласованной с владельцем инфраструктуры.

На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 55498-2013 "Центры колесные катаные для железнодорожного подвижного состава. Технические условия".

4.1.2 Эталоны однородной бездефектной макроструктуры колес и центров приведены на рисунках А.1-А.3 (приложение А).

4.1.3 Классификация дефектов и эталоны макроструктуры колес и центров приведены в таблице 1 и приложении Б соответственно.

4.1.4 Браковочным критерием является наличие в макроструктуре колес и центров недопустимых дефектов либо дефектов, превосходящих по степени развития эталоны удовлетворительной макроструктуры (эталоны N 5, N 8, N 11, N 13, N 14, N 17, N 19, N 21-N 28, N 36 таблицы 1 и приложения Б).

Также браковочным критерием является наличие в макроструктуре колес и центров ликвационных полосок, расположенных в зоне перехода от обода к диску и от диска к ступице, независимо от степени их развития (эталоны N 15, N 20, N 30, N 35 таблицы 1 и приложения Б), либо выходящих на поверхность ступицы и превышающих по степени развития соответствующие эталоны удовлетворительной макроструктуры (эталоны N 26-N 28 таблицы 1 и приложения Б).


Таблица 1 - Классификация дефектов макроструктуры колес и центров

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs