Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли

ГОСТ 34601-2019



МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, РАБОТАЮЩИЕ НА СЖИЖЕННОМ ПРИРОДНОМ ГАЗЕ. КРИОГЕННЫЕ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ

Технические требования и методы испытаний

The automobile vehicles working on compressed natural gas. Cryogenic power supply systems. Technical requirements and test methods



МКС 43.060.40

Дата введения 2020-11-30



Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 октября 2019 г. N 123-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Россия

RU

Росстандарт


(Поправка. ИУС N 3-2020).

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2019 г. N 1168-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34601-2019 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 30 ноября 2020 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 56218-2014

_______________

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2019 г. N 1168-ст ГОСТ Р 56218-2014 отменен с 30 ноября 2020 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"


ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 3, 2020 год      

Поправка внесена изготовителем базы данных



     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает технические требования к криогенным топливным бакам (далее - баки) и элементам специального оборудования баков, предназначенных для использования в системах питания автомобильных транспортных средств (далее - АТС), и методы их испытаний.

Технические требования к эксплуатации АТС, использующих сжиженный природный газ (далее - СПГ) в качестве моторного топлива, и методы испытаний при вводе криогенных бортовых топливных систем (далее - КБТС) в эксплуатацию и при техническом обслуживании установлены в ГОСТ 34602.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 1497 (ИСО 6892-84) Металлы. Методы испытаний на растяжение

ГОСТ 6996 (ИСО 4136-89, ИСО 5173-81, ИСО 5177-81) Сварные соединения. Методы определения механических свойств

ГОСТ 7512 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Радиографический метод

ГОСТ 9454 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах

ГОСТ 34602 Автомобильные транспортные средства, использующие газ в качестве моторного топлива. Общие технические требования к эксплуатации на сжиженном природном газе, техника безопасности и методы испытаний

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 криогенный топливный бак: Сосуд, используемый для хранения, транспортирования СПГ на борту автомобиля.

3.2 автомобильное топливо: Топливо, хранящееся на борту автомобиля.

3.3 давление: Относительное давление по отношению к атмосферному давлению, если не указано иное.

3.4 эксплуатационное давление (операционное давление): Заданное установившееся давление в баке, заявленное изготовителем.

3.5 испытательное давление: Давление срабатывания, на которое отрегулирован предохранительный клапан, или нормальное давление насыщения паров СПГ, требуемое для работы двигателя.

3.6 рабочее давление: Максимальное давление, на которое рассчитан элемент оборудования и на основе которого определяется прочность рассматриваемого элемента оборудования.

3.7 рабочие температуры: Максимальные показатели температурных диапазонов, при которых обеспечивается безопасное и надлежащее функционирование конкретного элемента специального оборудования и с учетом которых этот элемент был сконструирован и официально утвержден.

3.8 элементы специального оборудования: Элементы конструкции, предназначенные для заправки бака топливом и отбора топлива из бака в состоянии, пригодном для питания двигателя, с сохранением, при необходимости, полной герметизации бака, а также предназначенные для контроля состояния и количества топлива в баке и обеспечения безопасности бака в эксплуатации.

Примечание - Элементы специального оборудования, по меньшей мере, содержат: бак, вспомогательное оборудование бака, автоматический клапан, ручной вентиль, гибкий топливопровод, жесткий топливопровод, заправочный блок или узел, обратный клапан или контрольный клапан, первичный и вторичный предохранительные клапаны (разгрузочный клапан), предохранительное устройство сброса давления, срабатывающее при определенной температуре, фильтр, датчик/указатель давления или температуры, ограничительный клапан, рабочий клапан, газонепроницаемый кожух, фитинг, вентиляционный шланг, предохранительный ограничитель давления, срабатывающий при определенном давлении, теплообменник/испаритель, сигнализатор природного газа, топливный насос (для СПГ).

3.9 многофункциональный элемент оборудования: Любой из элементов специального оборудования, выполненных в одном узле или установленных вместе в качестве элемента оборудования.

3.10 система СПГ: Комплект элементов оборудования (баки, клапаны, гибкие топливопроводы и т.д.) и соединительных деталей (топливопроводы, фитинги и т.д.), установленных на механических транспортных средствах, двигатели которых работают на СПГ, а также смежных элементов оборудования на участке до испарителя включительно.

3.11 тип бака: Баки, не имеющие между собой различий в отношении размерных характеристик и материалов.

3.12 вспомогательное оборудование бака: Нижеследующие элементы оборудования, установленные на резервуаре или баке отдельно либо выполненные в одном узле.

3.12.1 ручной вентиль: Вентиль, приводящийся в действие вручную.

3.12.2 датчик/указатель давления: Герметичное устройство, показывающее давление газа или жидкости.

3.12.3 ограничительный клапан: Клапан, автоматически перекрывающий или ограничивающий поток газа при превышении установленного расчетного значения.

3.12.4 газонепроницаемый кожух: Устройство, отводящее газ в случае утечки за пределы транспортного средства, включая газовый вентиляционный шланг.

3.13 клапан: Устройство, регулирующее поток жидкости.

3.14 автоматический клапан: Клапан, не имеющий ручного управления.

3.15 обратный клапан или контрольный клапан: Автоматический клапан, обеспечивающий поток газа/жидкости только в одном направлении.

3.16 ручной вентиль: Ручной вентиль, жестко прикрепленный к баку.

3.17 предохранительный клапан (разгрузочный клапан): Устройство, предупреждающее превышение заданного давления перед входом в систему.

3.18 рабочий клапан: Запорный клапан, закрывающийся только при обслуживании транспортного средства.

3.19 фильтр: Защитный элемент, удаляющий инородные примеси из потока газа или жидкости.

3.20 фитинг: Соединительное устройство, используемое в системе трубопроводов, труб или шлангов.

3.21 топливный насос СПГ: Устройство, используемое для подачи СПГ в двигатель за счет увеличения давления рабочей среды (жидкости или паров).

3.22 гибкий топливопровод: Гибкий трубопровод или шланг, по которому подается природный газ.

3.23 жесткий топливопровод: Трубопровод, не рассчитанный на сгибание при нормальной эксплуатации, по которому подается природный газ.

3.24 предохранительный ограничитель давления; ПОД: Устройство одноразового использования, срабатывающее при избыточной температуре и/или давлении, которое отводит газ для защиты резервуара от разрыва.

3.25 заправочный блок или узел: Устройство, устанавливаемое на транспортом средстве и используемое для заполнения бака на заправочной станции.

3.26 сжиженный природный газ; СПГ (жидкий природный газ): Криогенная жидкость, получаемая путем охлаждения природного газа до температуры приблизительно минус 161,7°С при атмосферном давлении и хранимая на борту транспортного средства для использования в качестве топлива.

3.27 теплообменник/испаритель: Устройство, служащее для преобразования СПГ в криогенных системах питания.

3.28 продукт газификации: Газ, получаемый при испарении СПГ вследствие повышения температуры окружающего воздуха.

3.29 стравливание: Отвод паров из резервуара для хранения (бака).

3.30 система стравливания: Система, обеспечивающая контролируемый выпуск природного газа из системы хранения СПГ.

3.31 срок службы: Количество лет, в течение которых баки допускается безопасно использовать в обычных условиях эксплуатации.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ доступен в системах «Техэксперт» и «Кодекс».