ГОСТ Р 56218-2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, РАБОТАЮЩИЕ НА СЖИЖЕННОМ ПРИРОДНОМ ГАЗЕ. КРИОГЕННЫЕ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ.
Технические требования и методы испытаний
The automobile vehicles working on compressed natural gas. Cryogenic power supply systems. Technical requirements and test methods
ОКС 43.060.40
Дата введения 2015-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 ноября 2014 г. N 1532-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
Настоящий стандарт устанавливает технические требования к криогенной бортовой топливной системе (далее - КБТС) для автомобильных транспортных средств (далее - АТС) и методы ее испытаний.
Технические требования к эксплуатации АТС, использующих сжиженный природный газ в качестве моторного топлива, и методы испытаний при вводе КБТС в эксплуатацию и при техническом обслуживании установлены в ГОСТ Р 56217.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)
ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений Аттестация испытательного оборудования Основные положения
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
ГОСТ Р 54942-2012 Газобаллонные автомобили с искровыми двигателями. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния
ГОСТ Р 56217-2014 Автомобильные транспортные средства, использующие газ в качестве моторного топлива. Общие технические требования к эксплуатации на сжиженном природном газе, техника безопасности и методы испытаний
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определения:
3.1 топливный бак: Сосуд, используемый для хранения, транспортировки СПГ.
3.2 автомобильный топливный бак: Емкость для хранения топлива на борту автомобиля.
3.3 арматура бака: Элементы конструкции, предназначенные для заправки топливного бака топливом и отбора топлива из бака в состоянии, пригодном для питания двигателя, с сохранением, при необходимости, полной герметизации бака, а также предназначенные для контроля состояния и количества топлива в баке и обеспечения безопасности бака в эксплуатации.
Примечание - Арматура, по меньшей мере, содержит: ограничители давления, обратный клапан, запорный клапан, ограничитель заправки, расходную аппаратуру и внутренние клапаны, уровнемеры жидкой фазы, указатели давления и предохранительные устройства
3.4 расчетное рабочее давление: Давление, при котором по расчету происходит нормальная работа аппаратуры и бака с сжиженным природным газом.
3.5 аварийные устройства безопасности: Аппаратура, обеспечивающая в процессе эксплуатации условия безопасной работы в случае неисправности контрольной аппаратуры или отключения энергетического источника.
3.6 заправочное соединение: Устройство, соединяющее шланг или ответвление заправочно-раздаточного агрегата с заправочной системой автомобиля для перелива СПГ или паровой фазы и снабженное клапаном ограничения заполнения.
3.7 источник зажигания: Любое устройство или вещество, способное вырабатывать энергию того вида и в том количестве, которого достаточно для воспламенения газовой или парообразной смеси в данном месте.
3.8 сжиженный природный газ, СПГ: Горючая прозрачная жидкость, без цвета и запаха, с температурой кипения от 110 К до 115 К (от минус 163 °С до минус 158 °С) при атмосферном давлении 101 кПа, по химическому составу представляющая собой многокомпонентную смесь углеводородов с преобладающим содержанием метана.
3.9 максимально допустимое рабочее давление: Максимальное давление, которому могут быть подвергнуты газовая аппаратура или бак в эксплуатации.
3.10 максимальный объем заполнения: Предельно допустимый объем заполнения, допустимый уровень.
3.11 устройство для сброса давления (дренажное устройство): Клапан, открывающийся и предохраняющий от повышения давления внутри емкости до недопустимых уровней, представляющих опасность.
Примечание - Устройство может быть многоразового или одноразового действия, в виде разрывного диска или плавкой пробки, которые заменяют после каждого срабатывания устройства.
3.12 автомобильное топливо: Топливо, хранящееся на борту автомобиля.
4.1 Составляющие элементы АТС и (или) подсистемы, соприкасающиеся с СПГ, должны быть описаны в соответствии с приложением А.
Баки устанавливают на АТС стационарно, при этом они не должны быть установлены в моторном отсеке.
Баки на АТС могут располагаться на одном уровне или ниже кабины или пассажирского салона.
Баки должны быть расположены в месте, исключающем возможность повреждения бака и арматуры.
Баки не должны быть смонтированы непосредственно на крыше или выступать за пределы колесной оси или за задний бампер АТС. Бак и его арматура не должны выступать и в боковом направлении, и вверх за габариты АТС.
При установке баков должны быть соблюдены следующие условия:
а) баки, смонтированные между осями, должны быть не ниже самой нижней точки спереди бака на:
1) самом нижнем опорном элементе кузова,
2) самой нижней несущей части рамы или подрамника,
3) самой нижней точке двигателя,
4) самой нижней точке трансмиссии (включая кожух сцепления или кожух гидротрансформатора);
б) баки, установленные сзади задней оси и расположенные ниже рамы, должны быть не ниже самой нижней точки и поверхностей:
1) самой нижней точки несущих элементов кузова, двигателя и трансмиссии спереди бака, но не ниже линий, проведенных сзади от каждого колеса от точки, где колеса соприкасаются с землей непосредственно под осью, к самому нижнему и самому заднему опорному элементу (т.е. бамперу, раме и т.д.),
2) когда бак с СПГ заменяет топливный бак, установленный первоначально при изготовлении автомобиля, то бак с СПГ должен быть установлен в этом же пространстве.
Бак должен быть надежно смонтирован для предотвращения создания шумов, смещения или поворота бака. Крепление бака производят к кузову или раме с помощью съемных средств, не вызывающих остаточных деформаций, нагрузок.
Вес бака не должен восприниматься клапанами, патрубками и другими топливоподающими соединениями.
Система монтажа должна минимизировать корродирование между баком и монтажными системами.
К устройствам ручного управления по сбросу давления паровой фазы и жидкости должен быть обеспечен доступ и действия должны производиться без какого-либо инструмента.
4.2 Баки, смонтированные внутри автомобиля
Баки, монтируемые внутри автомобиля, устанавливают так, чтобы топливо, вытекшее из арматуры баков, вследствие утечки или из соединений арматуры, не оказывалось в зоне, непосредственно связанной с кабиной или пассажирским салоном или в зоне других искрообразующих приборов. Это может быть выполнено в соответствии с перечислениями а) или б):
а) расположением на автомобиле бака, включая арматуру с газовыми уплотнениями, в отсеке, изолированном относительно кабины и пассажирского салона, а также любого другого отсека, содержащего источники искрообразования, и с вентиляцией снаружи автомобиля;
б) герметизацией арматуры бака и ее соединений с газовыми уплотнениями относительно кабины и пассажирского салона или искрообразующей аппаратуры, с вентиляцией снаружи автомобиля.
Баки должны быть установлены и смонтированы так, чтобы газ при заправочных операциях не скапливался внутри пассажирского салона или в багажном отсеке.
Отсеки, корпуса, подвески, уплотнения и трубопроводы, использующие вентиляцию, изготавливают из соответствующего материала, достаточно прочного для противодействия поломкам и другим неисправностям в процессе эксплуатации автомобиля.
Срок хранения СПГ в топливном баке должен составлять не менее 120 ч.
4.3 Устройство для сброса давления и клапаны контроля давления
Все предохранительные устройства сброса давления, выпускающие газ в атмосферу, должны вентилироваться снаружи автомобиля. Все магистрали сброса и их выходные устройства должны быть смонтированы следующим образом:
а) разгрузочные устройства должны быть металлическими и иметь минимальную точку плавления 1500 К;
б) магистрали разгрузочных устройств - переходников, должны быть соразмерны, расположены и закреплены таким образом, чтобы обеспечить необходимый расход сброса и минимально возможные повреждения;
в) магистрали разгрузочных устройств должны выдерживать давление выпуска паровой фазы при полном открытии;
г) напорные магистрали разгрузочного устройства и их выходы должны находиться как можно дальше от места выпуска отработавших газов (ОГ) автомобиля и направлять удаляемый газ вверх или в сторону под углом не более 45° к вертикали по линии, выходящей за пределы проекции контура АТС на опорную плоскость на высоте не менее 2,0 м от ее уровня.
4.4 Трубки, трубопроводы и фитинги
Соединительные элементы топливных баков должны быть изготовлены и установлены с возможностью минимизации вибрации, смонтированы в защищенном месте или иметь защиту для минимизации возможных повреждений от посторонних незакрепленных предметов.
Трубки и трубопроводы устанавливают и защищают таким образом, чтобы минимизировать возможность коррозии, а также повреждения и поломки из-за расширений, нагружений, вибрации, перегрузки, износа и возможности нарушения любого из креплений в процессе движения АТС.
Не должно быть соединений между тягачом и прицепом или другими транспортными средствами.
Устройства сброса давления устанавливают для безопасного стравливания газа в атмосферу при повышенном давлении, которое может создаваться из-за испарения топлива. Предохранительное устройство должно срабатывать на давлении, не больше максимально допустимого рабочего давления в предохраняемой линии.
4.5 Клапаны
Клапаны должны быть надежно смонтированы и расположены в безопасных местах, защищены от повреждений, вибраций и незакрепленных предметов.
Клапаны устанавливают так, чтобы их вес не воздействовал или не воспринимался соединениями магистралей.
4.6 Регуляторы давления
Автоматический регулятор давления устанавливают между топливным баком автомобиля и двигателем для регулирования давления топлива, подаваемого в двигатель.
Регулятор давления устанавливают таким образом, чтобы его вес не воспринимался и не воздействовал на присоединенные к нему магистрали.
4.7 Указатели давления
Сигнальный манометр располагают в кабине водителя или в пассажирском салоне и устанавливают таким образом, чтобы газ не выходил из него внутрь АТС в случае поломки.