Профессиональные справочные системы для специалистов
медицинской и фармацевтической промышленности

ГОСТ ISO 730-2019



МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Тракторы колесные сельскохозяйственные

ТРЕХТОЧЕЧНОЕ ЗАДНЕЕ НАВЕСНОЕ УСТРОЙСТВО

Категории 1N, 1, 2N, 2, 3N, 3, 4N и 4

Agricultural wheeled tractors. Rear-mounted three-point linkage. Categories 1N, 1, 2N, 2, 3N, 3, 4N and 4



МКС 65.060.10

Дата введения 2020-08-01



Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Российской ассоциацией производителей специализированной техники и оборудования (Ассоциация "Росспецмаш") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 284 "Тракторы и машины сельскохозяйственные"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 сентября 2019 г. N 122-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2019 г. N 1049-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 730-2019 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 августа 2020 г.

5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 730:2009* "Тракторы колесные сельскохозяйственные. Трехточечное заднее навесное устройство. Категории 1N, 1, 2N, 2, 3N, 3, 4N и 4" ("Agricultural wheeled tractors - Rear-mounted three-point linkage - Categories 1N, 1, 2N, 2, 3N, 3, 4N and 4", IDT), включая изменение Amd 1:2014.

________________
     * Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.



Международный стандарт ISO 730 разработан Техническим комитетом по стандартизации ISO/TC 23 "Тракторы и машины для сельского и лесного хозяйства".

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на трехточечные навесные устройства сельскохозяйственных тракторов и устанавливает размеры и требования к трехточечным навесным устройствам для присоединения навесных машин и оборудования сзади колесных сельскохозяйственных тракторов.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта.

ISO 789-1:1990, Agricultural tractors - Test procedures - Part 1: Power tests for power take-off (Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний. Часть 1. Определение мощности на валу отбора мощности)

ISO 2332:2009, Agricultural tractors and machinery - Connection of implements via three-point Iinkage - Clearance zone around implement (Тракторы и машины сельскохозяйственные. Присоединение орудий с помощью трехточечных устройств навески. Зона свободного пространства вокруг орудия)

ISO 8759-1:1998, Agricultural wheeled tractors - Front-mounted equipment - Part 1: Power take-off and three-point linkage (Тракторы колесные сельскохозяйственные. Орудия передней навески. Часть 1. Вал отбора мощности и трехточечное навесное устройство)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

     3.1 Общие термины

3.1.1 навесное устройство (linkage): Устройство, состоящее из одной верхней и двух нижних тяг, шарнирно соединенных одним концом с трактором, а противоположным - с навесной машиной, предназначенное для присоединения навесной машины к трактору.

3.1.2 присоединительная точка (hitch point): Шарнирное соединение тяги и навесной машины.

Примечание - Геометрически присоединительная точка является центром шарнирного соединения между тягой и навесной машиной.

3.1.3 шарнир крепления тяги на тракторе (link point): Шарнирное соединение тяги и трактора.

Примечание - Геометрически шарнир крепления тяги на тракторе является центром шарнирного соединения тяги и трактора.

3.1.4 трехточечное сцепное устройство (three-point hitch coupler): Устройство, обеспечивающее соединение трехточечного навесного устройства трактора и навесной машины.

Примечание - Примеры трехточечного сцепного устройства приведены в [5]-[8].

3.1.5 узкое навесное устройство N (narrow-hitch, N): Навесное устройство, имеющее стандартные размеры, кроме ширины между нижними присоединительными точками, которая соответствует предыдущей меньшей категории.

Пример - Навесное устройство категории 3N может быть навесным устройством категории 2 по всем размерам, кроме диаметров пальцев верхней и нижних присоединительных точек, которые соответствуют категории 3.

     3.2 Размеры и элементы конструкции трехточечного навесного устройства

3.2.1 верхняя тяга (upper link): Верхний соединительный элемент, оснащенный шарнирными соединениями на обоих концах.

3.2.2 нижняя тяга (lower link): Нижний соединительный элемент, оснащенный шарнирными соединениями на обоих концах.

3.2.3 верхняя присоединительная точка (upper hitch point): Шарнирное соединение верхней тяги и навесной машины.

3.2.4 нижняя присоединительная точка (lower hitch point): Шарнирное соединение нижней тяги и навесной машины.

3.2.5 шарнир крепления верхней тяги на тракторе (upper link point): Шарнирное соединение верхней тяги и трактора.

3.2.6 шарнир крепления нижней тяги на тракторе (lower link point): Шарнирное соединение нижней тяги и трактора.

3.2.7 присоединительный палец верхней присоединительный точки (upper hitch attachment): Палец, обычно являющийся съемной частью верхней тяги и обеспечивающий соединение трехточечного сцепного устройства с верхней тягой.

3.2.8 присоединительный палец нижней присоединительной точки (lower hitch attachment): Палец, либо палец с чекой, обычно расположенный на навесной машине и обеспечивающий соединение трехточечного навесного устройства с нижней тягой.

3.2.9 присоединительный палец крепления верхней тяги на тракторе (upper link attachment): Палец, обеспечивающий соединение верхней тяги с трактором.

3.2.10 чека (linchpin): Палец, обычно оборудованный пружинным устройством и обеспечивающий неразъемность шарнирного соединения.

Примечание - См. [4].

3.2.11 подъемные тяги (lift rods): Тяги, передающие усилие на нижние тяги для подъема или опускания.

3.2.12 стойка (mast): Устройство на навесной машине, имеющее верхнюю присоединительную точку.

3.2.13 высота стойки (mast height): Расстояние по вертикали от верхней присоединительной точки до геометрической оси нижних присоединительных точек.

3.2.14 наименьшая высота нижних присоединительных точек (lower hitch point height): Наименьшая высота оси нижних присоединительных точек над опорной поверхностью в пределах хода перемещения подъемных тяг, при которой ось нижних присоединительных точек расположена горизонтально относительно опорной поверхности.

3.2.15 регулировка поперечного угла наклона навесной машины (levelling adjustment): Наклон навесной машины в поперечной плоскости путем перемещения одной из нижних присоединительных точек вверх или вниз относительно другой нижней присоединительной точки при расположении одной из нижних тяг горизонтально.

3.2.16 расстояние между нижними точками навески (lower hitch point span): Расстояние между плоскостями присоединительных пальцев нижних присоединительных точек, прилегающими к боковым сторонам задних шарниров нижних тяг.

3.2.17 расстояние до отверстия чеки (linchpin hole distance): Расстояние между центром чеки и плоскостью нижней присоединительной точки, прилегающей к боковой стороне заднего шарнира нижней тяги.

3.2.18 ход перемещения (movement range): Вертикальное перемещение нижних присоединительных точек, обеспечиваемое подъемными тягами, за исключением ручных регулировок подъемных тяг.

3.2.19 транспортная высота (transport height): Максимальная высота нижних присоединительных точек относительно опорной поверхности, обеспечиваемая подъемными тягами с учетом ручных регулировок в соответствии с ходом перемещения, при которой нижние присоединительные точки находятся на одной высоте относительно опорной поверхности.

3.2.20 зона свободного пространства нижней присоединительной точки (lower hitch point clearance): Зона свободного пространства, образованная радиусом от оси нижней присоединительной точки до внешней поверхности шин, брызговиков или иных элементов конструкции трактора, измеряемым в продольной вертикальной плоскости, при поднятой на транспортную высоту навесной машине.

3.2.21 угол наклона (pitch): Угол наклона стойки относительно вертикали. Угол наклона по направлению к трактору считается положительным, а в противоположном направлении - отрицательным.

3.2.22 регулировка стойки (mast adjustment): Доступный угол наклона стойки относительно вертикальной плоскости, измеренный при наибольшей и наименьшей высоте нижних присоединительных точек над уровнем опорной поверхности, между которыми стойка определенной высоты может быть наклонена на угол до 5° в направлении вперед или назад от вертикальной плоскости для категорий 1, 2, 2N, 3N, 3, 4N и 4 и до 10° в направлении назад от вертикальной плоскости для категории 1N.

Примечание 1 - Регулировка стойки не показана на рисунке 1.

Примечание 2 - Регулировка стойки устанавливает угол наклона навесной машины. Заданные значения регулировки стойки позволяют разработчику трактора определять минимальную допустимую регулировку длины верхней тяги относительно точек присоединения. Эти значения также позволяют разработчику навесной машины определять диапазон заглубления рабочих органов навесной машины, в пределах которого может быть получен требуемый угол наклона.

3.2.23 свободное перемещение нижних точек навески в вертикальной поперечной плоскости (torsional free float distance): Величина свободного вертикального перемещения нижних точек навески относительно друг друга, обеспечивающего свободный поперечный наклон навесной машины при исходном расположении нижних тяг горизонтально.

3.2.24 угол наклона в транспортном положении (transport pitch): Угол наклона стойки, поднятой на транспортную высоту от исходного положения, при котором нижние тяги расположены горизонтально, а стойка - вертикально.

3.2.25 расстояние горизонтального схождения (horizontal convergence distance): Горизонтальное расстояние от нижних присоединительных точек до точки схождения расположенных горизонтально и симметрично нижних тяг при виде сверху.

Примечание - См. приложение А.

3.2.26 расстояние вертикального схождения (vertical convergence distance): Горизонтальное расстояние от нижних присоединительных точек до точки схождения в вертикальной продольной плоскости нижних тяг и верхней тяги.

Примечание - См. приложение А.

a - элементы