Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО/МЭК 19086-1-2019



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информационные технологии

ОБЛАЧНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ

Структура соглашения об уровне обслуживания (SLA)

Часть 1

Обзор и концепции

Information technology. Cloud computing. Service level agreement (SLA) framework. Part 1. Overview and concepts


ОКС 35.020

Дата введения 2021-01-01



Предисловие

     

1 ПОДГОТОВЛЕН Акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (АО "ВНИИС") и Обществом с ограниченной ответственностью "Информационно-аналитический вычислительный центр" (ООО ИАВЦ) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 022 "Информационные технологии"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2019 г. N 1006-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО/МЭК 19086-1:2016* "Информационные технологии. Облачные вычисления. Структура соглашения об уровне обслуживания (SLA). Часть 1. Обзор и концепции" (ISO/IEC 19086-1:2016 "Information technology - Cloud computing - Service level agreement (SLA) framework - Part 1: Overview and concepts", IDT).

________________
     * Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.



ИСО/МЭК 19086-1 разработан подкомитетом SC 38 "Облачные вычисления и распределенные платформы" Совместного технического комитета СТС 1 "Информационные технологии" Международной организации по стандартизации (ISO) и Международной электротехнической комиссии (IEC).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 Некоторые положения международного стандарта, указанного в пункте 4, могут являться объектом патентных прав. ИСО и МЭК не несут ответственности за идентификацию подобных патентных прав

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


В настоящем стандарте представлен обзор, основополагающие концепции и определения соглашения об уровне обслуживания облачных вычислений. ИСО/МЭК 19086 основан на концепциях облачных вычислений, определенных в ИСО/МЭК 17788 и ИСО/МЭК 17789. Настоящий стандарт устанавливает общую структуру, помогающую организациям понять назначение каждой части ИСО/МЭК 19086 и отношения между ними. Он также идентифицирует другие стандарты, связанные с ИСО/МЭК 19086, которые способствуют пониманию соглашений об уровне обслуживания служб облачных вычислений.

Настоящий стандарт может использоваться любой организацией или физическим лицом, участвующими в создании, модификации или понимании соглашений об уровне обслуживания служб облачных вычислений, соответствующих ИСО/МЭК 19086. Соглашение об уровне обслуживания должно учитывать ключевые характеристики служб облачных вычислений и способствовать общему пониманию между поставщиками и пользователями служб облачных вычислений.

Настоящий стандарт определяет следующие базовые концепции соглашения об уровне обслуживания служб облачных вычислений:

- соглашение о службе облачных вычислений (Cloud Service Agreement, CSA);

- соглашение об уровне обслуживания служб облачных вычислений (Cloud Service Level Agreement, SLA);

- показатели уровня обслуживания служб облачных вычислений (Cloud Service Level Objectives, SLO);

- качественные показатели уровня обслуживания служб облачных вычислений (Cloud Service Qualitative Objectives, SQO).

Настоящий стандарт также описывает предметные области и компоненты, которые состоят из списка количественных (SLO) и качественных (SQO) показателей уровня обслуживания.

ИСО/МЭК 19086-2 предоставляет модель метрик, которая применяется для создания метрик, используемых в SLO и SQO.

ИСО/МЭК 19086-3 устанавливает основные требования к соответствию, вытекающие из SLO и SQO, определенных в настоящем стандарте.

ИСО/МЭК 19086-4 на основании базовых концепций и определений, приведенных в настоящем стандарте, описывает конкретные компоненты и требования к соответствию для SLO и SQO в области безопасности и конфиденциальности.

В частности, настоящий стандарт:

a) способствует единству частей ИСО/МЭК 19086, объясняя понятия и термины, используемые во всех частях;

b) способствует пониманию ИСО/МЭК 19086 путем разъяснения взаимосвязи между всеми частями;

c) содержит обзор других международных стандартов, которые могут использоваться в сочетании с ИСО/МЭК 19086.

Обзор содержания ИСО/МЭК 19086 и взаимосвязи между его частями и другими ключевыми стандартами, имеющими отношение к облачным вычислениям, приведен на рисунке 1.

В настоящем стандарте рассматривается содержимое облачного SLA в двух основных группах: компонентах SLA, определенных в разделе 9, и предметных областях SLA, определенных в разделе 10, как показано на рисунке 2.

     Рисунок 1 - Связи между частями ИСО/МЭК 19086 и другими стандартами облачных вычислений


     Рисунок 2 - Компоненты SLA и предметные области SLA



     1 Область применения


Настоящий стандарт направлен на создание набора общих структурных блоков облачных SLA (понятий, терминов, определений, контекстов), которые могут быть использованы для создания соглашений об уровне обслуживания служб облачных вычислений (SLA).

Настоящий стандарт содержит:

a) обзор облачных SLA;

b) идентификацию взаимосвязи между службой облачных вычислений и облачным SLA;

c) концепции, которые могут быть использованы для создания облачных SLA;

d) термины, обычно используемые в облачных SLA.

Настоящий стандарт полезен и предназначен для использования потребителями и поставщиками служб облачных вычислений. Цель стандарта состоит в том, чтобы избежать путаницы и облегчить общее понимание между поставщиками и потребителями служб облачных вычислений. Соглашения о службах облачных вычислений и связанные с ними облачные SLA зависят от поставщиков служб облачных вычислений, и в некоторых случаях клиенты одного и того же поставщика могут согласовывать различные условия контракта для одной и той же службы облачных вычислений. Настоящий стандарт призван помочь пользователям служб облачных вычислений при сравнении служб облачных вычислений различных поставщиков служб облачных вычислений.

Настоящий стандарт не предоставляет стандартизованную структуру для облачного SLA или стандартный набор количественных показателей уровня обслуживания (SLO) или качественных показателей уровня обслуживания (SQO) для служб облачных вычислений, которые можно использовать для всех служб облачных вычислений или всеми поставщиками служб облачных вычислений. Такой подход обеспечивает гибкость для поставщиков в адаптации облачных SLA к конкретным характеристикам предлагаемых служб облачных вычислений.

Настоящий стандарт не отменяет никаких юридических требований.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте применены следующие нормативные ссылки. Для датированных ссылок используют только указанное издание, для недатированных - последнее издание с учетом всех внесенных в них изменений.

ISO/IEC 17788:2014, Information technology - Cloud computing - Overview and vocabulary (Информационные технологии. Облачные вычисления. Общие положения и терминология)

ISO/IEC 17789, Information technology - Cloud computing - Reference architecture (Информационные технологии. Облачные вычисления. Эталонная архитектура)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ИСО/МЭК 17788, а также следующие термины с соответствующими определениями.

ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:

- МЭК Электропедия (IEC Electropedia): доступна по адресу http://www.electropedia.org/;

- платформа ИСО для онлайн-просмотра: доступна по адресу http://www.iso.org/obp.

3.1

доступность (accessibility): Возможность использовать продукт, службу, окружение или средство людьми с различными возможностями.

Примечания

1 Концепция доступности охватывает полный спектр возможностей пользователей и не ограничивается пользователями, которые официально признаны лицами, имеющими ограниченные возможности.

2 Концепция доступности, ориентированная на возможность использования, направлена на достижение максимально высоких уровней эффективности, производительности и удовлетворения в заданном контексте использования с учетом полного спектра возможностей пользователей.

3 В контексте ИСО/МЭК 19806 необходимо различать определенное здесь понятие "доступности" и словарное определение, означающее "возможность достичь или войти".


[ИСО 9241-171:2008, статья 3.2]

3.2

непрерывность бизнеса (business continuity): Стратегическая и тактическая способность организации планировать свою работу в случае инцидента и нарушения ее деятельности, направленная на обеспечение непрерывности деловых операций на установленном приемлемом уровне.

[ИСО 22301:2012, статья 3.3]

3.3 соглашение о службе облачных вычислений; CSA (cloud service agreement, CSA): Документально подтвержденное соглашение между поставщиком службы облачных вычислений и потребителем службы облачных вычислений, которое определяет предоставление соответствующих услуг.

Примечание - Соглашение о службе облачных вычислений может состоять из одной или нескольких частей, зафиксированных в одном или нескольких документах.

3.4 соглашение об уровне обслуживания службы облачных вычислений; облачное SLA (cloud service level agreement, cloud SLA): Часть соглашения о службе облачных вычислений (3.3), которая включает в себя количественные показатели уровня обслуживания службы облачных вычислений (3.5) и качественные показатели уровня обслуживания службы облачных вычислений (3.6) для службы (служб), определяемой соглашением.

3.5 показатель уровня обслуживания службы облачных вычислений; SLO (cloud service level objective, SLO): Обязательство поставщика службы облачных вычислений для конкретной количественной характеристики службы облачных вычислений, где значение представлено посредством интервальной шкалы (3.9) или пропорциональной шкалы (3.17).

Примечание - Обязательство SLO может быть выражено в виде диапазона.

3.6 качественный показатель уровня обслуживания службы облачных вычислений; SQO (cloud service qualitative objective, SQO): Обязательство поставщика службы облачных вычислений для конкретной качественной характеристики службы облачных вычислений, где значение представлено посредством номинальной шкалы (3.11) или порядковой шкалы (3.12).

Примечания

1 Качественный показатель службы облачных вычислений может быть выражен в виде пронумерованного списка.

2 Качественные показатели, как правило, требуют интерпретации человеком.

3 Порядковая шкала дает возможность выразить наличие/отсутствие.

3.7

аварийное восстановление (disaster recovery): Способность элементов ИКТ организации поддерживать критически важные бизнес-функции на приемлемом уровне в течение заранее определенного периода времени после аварии.

[ИСО/МЭК 27031:2011, статья 3.7]

3.8 политика уведомления об отказах (failure notification policy): Политика, определяющая процесс, в соответствии с которым потребитель службы облачных вычислений или партнер службы облачных вычислений могут уведомить поставщика службы облачных вычислений о перебое в работе службы, или поставщик службы облачных вычислений может уведомить потребителя службы облачных вычислений или партнера службы облачных вычислений о том, что произошел перебой в работе службы.

Примечание - Политика может также включать в себя процесс рассылки дополнительных уведомлений в случае перебоев в работе службы, идентификацию получателей уведомлений и дополнительных уведомлений, максимальное время между обнаружением перебоя в работе службы и отправкой уведомления о перебое, максимальный интервал между дополнительными уведомлениями, описание дополнительных уведомлений.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs