Недействующий
Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли


ГОСТ Р 56162-2014

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ

Метод расчета выбросов от автотранспорта при проведении сводных расчетов для городских населенных пунктов

Air pollution emissions. Method of calculating vehicles emissions under summary computational modeling for urban settlements



ОКС 13.020.01

        13.040.01

13.040.50

Дата введения 2015-07-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха" (ОАО "НИИ Атмосфера")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 409 "Охрана окружающей природной среды"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 октября 2014 г. N 1320-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает метод расчета количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу потоками автотранспортных средств на дорогах разной категории.

Настоящий стандарт предназначен для применения в следующих случаях:

- при проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами, движущимися по автодорогам вне зон производственного и промышленного назначения;

- при разработке нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ для потоков автотранспортных средств на автодорогах;

- при формировании компьютерных банков данных для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы;

- при разработке проектной градостроительной документации по формированию улично-дорожной сети, строительству новых и реконструкции существующих автодорог.

     2 Общие положения

2.1 В качестве исходных данных для расчета выбросов загрязняющих веществ автотранспортом в атмосферу на действующих автодорогах используют результаты натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков с подразделением по основным группам автотранспортных средств. Для проектируемых автодорог используют прогнозные данные о структуре и интенсивности автотранспорта в соответствии с проектной документацией.

2.2 Приведенные в стандарте значения удельных выбросов загрязняющих веществ представляют собой средние удельные значения выбросов загрязняющих веществ для рассматриваемых групп автомобилей при их движении на участках городских автомагистралей, а также в условиях их пребывания на пересечениях городских автомагистралей. При определении значений удельных выбросов загрязняющих веществ для автомагистралей следует принимать во внимание тот факт, что в городских условиях автомобиль на конкретном участке автодороги постоянно совершает разгоны и торможения, перемещаясь с некоторой средней скоростью, определяемой дорожными условиями. При определении значений удельных выбросов загрязняющих веществ для пересечений автомагистралей следует принимать во внимание тот факт, что в условиях пребывания в зоне перекрестка автомобиль, кроме торможения и разгона, определенную часть времени может стоять при запрещающем сигнале светофора при работе двигателя на холостом ходу.

2.3 Расчеты выбросов выполняют для следующих загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу с отработавшими газами автомобилей:

- оксид углерода ();

- оксиды азота (в пересчете на диоксид азота);

_______________

Для проведения расчетов загрязнения атмосферы в целях учета трансформации оксидов азота в атмосфере осуществляется разделение оксидов азота на диоксид азота () и оксид азота () согласно 2.2.5 [1]*.

________________

* См. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.


- углеводороды ();

_______________

Для легковых автомобилей, автофургонов и микроавтобусов (группы I, II - таблица 1 и таблица 3) при проведении расчетов загрязнения атмосферы используется ПДКм.р. по бензину (код 2704); для грузовых автомобилей и автобусов (группы, III. IV, V - таблица 1 и таблица 3) - по керосину (код 2732) [2]*.

________________

* См. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.


- сажа;

- диоксид серы ();

- формальдегид ();

- бенз()пирен ().

2.4 Используемые при расчете выбросов параметры определяют на основе натурных обследований, проведение которых осуществляют по схеме, не требующей сложного инструментального оснащения. Это позволяет выполнять обследования любой автодороги города с заданной периодичностью, что является важным условием для регулярного пополнения и корректировки информации о выбросах автотранспорта в целях поддержания работы компьютерного банка данных о выбросах промышленными предприятиями и автотранспортом города в оперативном режиме.

2.5 Учитывая особенности формирования структуры автотранспортных потоков и объемы автотранспортного движения в городах Москве и Санкт-Петербурге, приведенные в настоящем стандарте показатели значений удельных выбросов могут быть уточнены при наличии соответствующего обоснования.

2.6 Для прогнозной оценки объемов выбросов загрязняющих веществ автотранспортными потоками в перспективе, необходимой при проектировании автодорог разных категорий, могут быть определены значения вероятного сокращения выбросов по основным группам автотранспортных средств за счет улучшения их уровня экологичности на конкретный срок ввода объекта в эксплуатацию (по запросам природопользователей).

     3 Расчет выбросов загрязняющих веществ автотранспортом


Выброс -го загрязняющего вещества потока автотранспортных средств () определяют для конкретной автодороги, на всем протяжении которой структура и интенсивность потока изменяется не более чем на 15%-20%. При изменении структуры и интенсивности потоков автотранспортных средств на большее значение, автодорогу следует разбивать на участки, которые в дальнейшем рассматривают как отдельные источники.

Такая автодорога (или ее участок) может иметь несколько нерегулируемых или(и) регулируемых перекрестков.

Для автодороги (или ее участка) с повышенной интенсивностью движения (более 1500-2000 автомобилей в час) целесообразно дополнительно учитывать выброс загрязняющих веществ автотранспортом () в районе перекрестков.

В районе перекрестка выбрасывается значительное количество загрязняющих веществ автомобилем за счет его торможения и остановки перед запрещающим движение сигналом светофора и последующим его движением в режиме разгона после разрешающего движение сигнала светофора.

Это обуславливает необходимость выделять на выбранной автодороге участки перед светофором, на которых образуется очередь автомобилей, работающих на холостом ходу в течение времени действия запрещающего движение сигнала светофора.

Для автодороги (или ее участка) при наличии регулируемого перекрестка суммарный выброс загрязняющих веществ, , г/км, рассчитывают по формуле

, (1)


где , , , - выброс загрязняющих веществ в атмосферу автомобилями, находящимися в зоне перекрестка при запрещающем движение сигнале светофора, г/км;

, , , - выброс загрязняющих веществ в атмосферу автомобилями, движущимися по данной автодороге в рассматриваемый период времени, г/км;

Примечание - Индексы 1 и 2 соответствуют каждому из двух направлений движения на автодороге с большей интенсивностью движения, 3 и 4 - для автодороги с меньшей интенсивностью движения.


, - число остановок потока автотранспортных средств перед перекрестком на образующих его автодорогах за 20-минутный период времени;

, - число периодов движения потока автотранспортных средств в районе перекрестка при разрешающем движение сигнале светофора за 20-минутный период времени.

3.1 Расчет выбросов загрязняющих веществ от движущегося автотранспорта

Выброс -го загрязняющего вещества движущимся потоком автотранспортных средств на автодороге (или ее участке) с фиксированной протяженностью , г/км, рассчитывают по формуле

,                                             (2)


где - протяженность автодороги (или ее участка), из которой исключена протяженность очереди автомобилей перед запрещающим движение сигналом светофора, включающая в себя длину соответствующей зоны перекрестка (для перекрестков, на которых проводились дополнительные обследования), км;

- удельный пробеговый выброс -го загрязняющего вещества автомобилями -й группы, определяемый по таблице 1, г/км;

- число групп автомобилей, шт.;

- фактическая наибольшая интенсивность движения, т.е. число автомобилей каждой из групп, проходящих через фиксированное сечение выбранного участка автодороги в единицу времени (20 мин) в обоих направлениях по всем полосам движения;

- поправочный коэффициент, учитывающий среднюю скорость движения потока автотранспортных средств (в километрах в час) на выбранной автодороге (или ее участке), определяемый по таблице 2.


Таблица 1 - Значения удельных пробеговых выбросов загрязняющих веществ , для разных групп автомобилей

Наименование группы автомобилей

Номер группы

Выброс загрязняющего вещества, г/км



(в пересчете на )

Сажа

Формальдегид

Бенз()пирен

Легковые

I

3,5

0,9

0,8

0,7·10

1,5·10

3,2·10

0,3·10

Автофургоны и микроавтобусы до 3,5 т

II

8,4

2,1

2,4

3,8·10

2,8·10

8,4·10

0,8·10

Грузовые от 3,5 до 12 т

III

6,8

6,9

5,2

0,4

5,1·10

2,2·10

2,1·10

Грузовые св. 12 т

IV

7,3

8,5

6,5

0,5

7,3·10

2,5·10

2,6·10

Автобусы св. 3,5 т

V

5,2

6,1

4,5

0,3

4,2·10

1,8·10

1,8·10