ГОСТ Р 58401.21-2019
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ДОРОЖНЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОН
Методы определения динамического модуля упругости и числа текучести с использованием установки динамического нагружения (АМРТ)
Automobile roads of general use. Asphalt mixtures and asphalt concrete for road pavement. Methods for determination of dynamic modulus and flow number using dynamic loading device (AMPT)
ОКС 93.080.20
Дата введения 2019-07-01
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Центр метрологии, испытаний и стандартизации" (ООО "ЦМИиС") совместно с Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса" (АНО "НИИ ТСК")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 июня 2019 г. N 309-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ДЕЙСТВУЕТ ВЗАМЕН ПНСТ 128-2016
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт распространяется на смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон и устанавливает методы определения динамического модуля упругости и числа текучести асфальтобетона на образцах с номинальным максимальным размером заполнителя не более 31,5 мм с использованием установки динамического нагружения (АМРТ).
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.019 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты
ГОСТ 12.4.131 Халаты женские. Технические условия
ГОСТ 12.4.132 Халаты мужские. Технические условия
ГОСТ 12.4.252 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Перчатки. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 58401.13 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод приготовления образцов вращательным утлотнителем*
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ Р 58401.24 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Методы проведения термостатирования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения национального стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
асфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь, состоящая из минеральной части (щебня, песка и минерального порошка или без него) и битумного вяжущего, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии. [ГОСТ Р 58401.1-2019, пункт 3.1] |
3.2
асфальтобетон: Уплотненная асфальтобетонная смесь. [ГОСТ Р 58401.6-2019, пункт 3.2] |
3.3
динамический модуль упругости: Абсолютное значение, полученное делением максимального (полного) напряжения на максимальную (полную) упругую деформацию материала, подверженного синусоидальной нагрузке. [ГОСТ Р 58401.12-2019, пункт 3.2] |
3.4
фазовый угол: Угол между функцией синусоидально приложенным максимальным напряжением и функцией результирующей максимальной деформации во время испытания. [ГОСТ Р 58401.12-2019, пункт 3.3] |
3.5 остаточная деформация: Необратимая деформация при испытаниях с циклической нагрузкой.
3.6 обжимающее давление: Нагрузка, прилагаемая на все поверхности испытуемого образца при компрессионных испытаниях.
3.7 девиаторная нагрузка: Разница между одноосной нагрузкой и распределенной нагрузкой в компрессионных испытаниях.
3.8
число текучести: Количество циклов нагружения, при котором возникает осевая деформация с постоянной скоростью. [ГОСТ Р 58401.5-2019, пункт 3.10] |
3.9
испытуемый образец: Уплотненная асфальтобетонная смесь цилиндрической формы, диаметром (102±2) мм и высотой (150,0±2,5) мм. [ГОСТ Р 58401.12-2019, пункт 3.4] |
4.1 Оборудование, предназначенное для приготовления образцов для определения динамического модуля упругости и числа текучести, указанное в ГОСТ Р 58401.13.
4.2 Установка испытательная для определения динамического модуля упругости и числа текучести (АМРТ).
4.3 Шесть металлических цилиндров, диаметром (8,00±0,01) мм и высотой (3,20±0,01) мм.
Примечание - Допускается применять металлические цилиндры других размеров, которые позволяют правильно установить датчики для измерения деформаций.
4.4 Климатическая камера, способная поддерживать температуру испытания в диапазоне от минус 10°С до плюс 60°С с точностью 0,5°С. Камера должна быть достаточно вместительной, чтобы разместить несколько испытуемых образцов и образец-муляж с встроенной термопарой, установленной в центре и на поверхности образца для контроля температуры.
4.5 Лист тефлоновый толщиной (0,25±0,02) мм, применяемый для снижения трения между образцом и нагружающими пластинами в ходе испытаний на определение динамического модуля упругости.
4.6 Мембраны латексные диаметром (101±0,5) мм и толщиной (0,30±0,05) мм.
4.7 Смазка силиконовая.
4.8 Весы, обеспечивающие измерение массы пробы с относительной погрешностью 0,1% от определяемой величины.
4.9 Клей эпоксидный с прочностью при отрыве не менее 20 МПа.
Сущность методов заключается в определении динамического модуля упругости и числа текучести асфальтобетона. Синусоидальное осевое сжимающее напряжение прикладывают к образцу асфальтобетона при заданной температуре и заданных частотах нагружения. Проводят замеры напряжения, приложенного к образцу и результирующей осевой деформации образца. На основе полученных данных проводят расчет динамического модуля упругости асфальтобетона и фазового угла. Динамический модуль упругости асфальтобетона - это показатель, характеризующий эксплуатационные свойства асфальтобетона и применяемый для определения способности асфальтобетонной смеси сопротивляться воздействию динамических нагрузок.
Число текучести асфальтобетона определяют как количество циклов нагружения, соответствующих минимальной скорости изменения остаточной осевой деформации. Результирующие остаточные осевые деформации измеряют как функцию циклов нагружения и численно дифференцируют для расчета числа текучести. Число текучести - это свойство асфальтобетона, которое показывает степень сопротивления асфальтобетона остаточной деформации.
Определение стойкости к пластической деформации асфальтобетона с использованием метода числа текучести - в соответствии с приложением Б.
При работе с асфальтобетонами используют специальную защитную одежду по ГОСТ 12.4.131 или ГОСТ 12.4.132. Для защиты рук используют перчатки по ГОСТ 12.4.252.
При выполнении измерений соблюдают правила по электробезопасности по ГОСТ 12.1.019 и инструкции по эксплуатации оборудования.
При выполнении испытаний соблюдают следующие условия для помещений, в которых испытывают образцы:
- температура (22±3)°С;
- относительная влажность не более 80%.
При подготовке к выполнению испытаний проводят следующие работы:
- изготовление образцов;
- подготовка и настройка оборудования к измерениям.
8.1 Изготовление образцов
Асфальтобетонные смеси, приготовленные в лабораторных условиях, должны быть протермостатированы в соответствии с ГОСТ Р 58401.24 по методу Б (краткосрочное термостатирование). Толщина слоя асфальтобетонной смеси на поддоне во время термостатирования должна быть в пределах от 25 до 50 мм. Асфальтобетонные смеси, приготовленные в заводских условиях, предварительного термостатирования перед испытаниями не требуют.
Для определения динамического модуля или числа текучести подготавливают образцы из асфальтобетонной смеси в соответствии с ГОСТ Р 58401.13. Высота образцов должна составлять (150±2,5) мм. Диаметр образца должен быть (100±1) мм, а содержание воздушных пустот в образцах должно быть (7,0±0,5)%.
Для испытаний рекомендуется подготовить не менее трех испытуемых образцов.
Если образцы не будут испытаны в течение ближайших двух дней, их оборачивают в полиэтиленовую пленку и хранят в закрытом помещении при температуре (22±3)°С. Образцы при хранении не следует укладывать друг на друга.
8.2 Подготовка и настройка оборудования к испытаниям
Перед испытанием по определению динамического модуля упругости необходимо заранее приклеить металлические цилиндры к боковым поверхностям испытуемого образца эпоксидным клеем, используя специальное устройство для приклеивания металлических цилиндров. Для определения числа текучести приклеивание металлических цилиндров не требуется.