ПНСТ 128-2016
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Дороги автомобильные общего пользования
СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ДОРОЖНЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОН
Метод определения динамического модуля упругости и числа текучести с использованием установки для испытания эксплуатационных характеристик (АМРТ)
Automobile roads of general use. Hot asphalt mixtures and asphalt. Method of determining the dynamic modulus and the number of the flow of hot asphalt mixes using the setup for performance test (AMPT)
ОКС 93.080.20
ОКП 57 1840
Срок действия с 01.09.2016
по 01.06.2019
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Инновационный технический центр" (ООО "ИТЦ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 июля 2016 г. N 50-пнст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за девять месяцев до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: tk418@bk.ru и в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: Ленинский просп., д.9, Москва В-49, ГСП-1, 119991.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты" и журнале "Вестник технического регулирования". Уведомление будет размещено также на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений: AASHTO ТР 79* "Стандартный метод определения динамического модуля упругости и числа текучести горячей асфальтобетонной смеси с помощью установки для испытания эксплуатационных характеристик (АМРТ)" [AASHTO ТР 79 Standard Method of Test for Determining the Dynamic Modulus and Flow Number for Hot Mix Asphalt (HMA) Using the Asphalt Mixture Performance Tester (АМРТ)] и входит в комплекс стандартов, нормирующих метод объемного проектирования асфальтобетонных смесей в Российской Федерации.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Настоящий стандарт распространяется на асфальтобетонные смеси и асфальтобетон, предназначенные для устройства конструктивных слоев дорожной одежды на автомобильных дорогах общего пользования.
Настоящий стандарт устанавливает методику определения динамического модуля упругости и числа текучести асфальтобетона на образцах с номинальным максимальным размером заполнителя не более 37,5 мм с использованием установки для испытания эксплуатационных характеристик.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.4.131-83 Халаты женские. Технические условия
ГОСТ 12.4.132-83 Халаты мужские. Технические условия
ГОСТ 12.4.252-2013 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Перчатки. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ Р 12.1.019-2009 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты
ГОСТ Р 53228-2008 Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания
ПНСТ 125-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод подготовки цилиндрических образцов для определения динамического модуля
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения национального стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 динамический модуль упругости (dynamic modulus): Абсолютное значение, полученное делением максимального (полного) напряжения на максимальную (полную) упругую деформацию материала, подверженного синусоидальной нагрузке.
3.2 фазовый угол (phase angle): Угол между функцией синусоидально приложенным максимальным напряжением и функцией результирующей максимальной деформации во время испытания.
3.3 остаточная деформация (permanent deformation): Необратимая деформация при испытаниях с циклической нагрузкой.
3.4 распределенная нагрузка (confining pressure): Нагрузка, прилагаемая на все поверхности испытуемого образца при компрессионных испытаниях.
3.5 девиаторная нагрузка (deviator stress): Разница между одноосной нагрузкой и распределенной нагрузкой в компрессионных испытаниях.
3.6 число текучести (flow number): Количество циклов нагружения, при котором возникает осевая деформация с постоянной скоростью.
3.7 испытуемый образец (test sample): Уплотненная асфальтобетонная смесь цилиндрической формы диаметром (102±2) мм и высотой (150,0±2,5) мм.
3.8 образец (SGC sample): Уплотненная асфальтобетонная смесь цилиндрической формы диаметром (150±1) мм и высотой (170±1) мм.
4.1 При выполнении испытаний применяют следующие средства измерений, вспомогательные устройства и реактивы:
4.1.1 Оборудование, предназначенное для приготовления образцов для определения динамического модуля упругости и числа текучести, указанное в ПНСТ 125.
4.1.2 Установка испытательная для определения динамического модуля упругости и числа текучести.
4.1.3 Камера климатическая, способная поддерживать температуру испытания в диапазоне от 4°С до 60°С с точностью 0,5°С. Камера должна быть достаточно вместительной, чтобы разместить несколько испытуемых образцов и аналог образца с термопарой, установленной в центре для контроля температуры.
4.1.4 Лист тефлоновый толщиной (0,25±0,02) мм, использующийся для снижения трения между образцом и нагружающими пластинами в ходе испытаний на определение динамического модуля упругости.
4.1.5 Мембраны латексные диаметром (104,5±0,5) мм и толщиной (0,30±0,05) мм.
4.1.6 Смазка силиконовая.
4.1.7 Весы лабораторные по ГОСТ Р 53228 класса точности II с максимальным пределом взвешивания не менее 250 г и ценой деления 0,01 г.
Сущность метода заключается в определении динамического модуля упругости и числа текучести асфальтобетона. Синусоидальное осевое сжимающее напряжение прикладывается к образцу асфальтобетона при заданной температуре и заданных частотах нагружения. Производят замеры напряжения, приложенного к образцу, и результирующей осевой деформации образца. На основе полученных данных производят расчет динамического модуля упругости асфальтобетона и фазового угла. Динамический модуль упругости асфальтобетона - это показатель, характеризующий эксплуатационные свойства асфальтобетона и применяющийся для определения способности асфальтобетонной смеси сопротивляться воздействию динамических нагрузок.
Число текучести асфальтобетона определяют как количество циклов нагружения, соответствующих минимальной скорости изменения остаточной осевой деформации. Результирующие остаточные осевые деформации измеряют как функцию циклов нагружения и численно дифференцируют для расчета числа текучести. Число текучести - это свойство асфальтобетона, которое показывает степень сопротивления асфальтобетона остаточной деформации.
При работе с асфальтобетонами используют специальную защитную одежду по ГОСТ 12.4.131 или ГОСТ 12.4.132. Для защиты рук используют перчатки по ГОСТ 12.4.252.
При выполнении измерений соблюдают правила по электробезопасности по ГОСТ Р 12.1.019 и инструкции по эксплуатации оборудования.
При выполнении измерений соблюдают следующие условия для помещений, в которых проводят испытания по определению динамического модуля упругости и числа текучести:
- температура - (22±3)°С;
- относительная влажность - (55±15)%.
При подготовке к выполнению измерений проводят следующие работы:
- подготовка испытуемых образцов;
- подготовка к проведению испытаний.
8.1 Подготовка испытуемых образцов
Испытания проводят на асфальтобетонных образцах диаметром (102±2) мм и высотой (150,0±2,5) мм, с количеством воздушных пустот (7,0±0,5)%, изготовленных в соответствии с ПНСТ 125.
8.1.1 Подготовка испытуемых образцов по методу А (испытание для определения динамического модуля упругости)
8.1.1.1 Необходимое количество испытуемых образцов, требуемых для проведения испытаний для определения динамического модуля упругости с необходимой точностью, приведено в таблице 1.
Таблица 1 - Коэффициент вариации средних динамических модулей упругости
Количество испытуемых образцов | Коэффициент вариации для среднего значения, % |
2 | 9,2 |
3 | 7,5 |
4 | 6,5 |
5 | 5,8 |
6 | 5,3 |
7 | 4,9 |
8 | 4,6 |
9 | 4,3 |
10 | 4,1 |
8.1.1.2 Закрепляют датчики измерений на испытуемом образце в соответствии с инструкциями завода-изготовителя.
8.1.1.3 При помощи линейки по ГОСТ 427 проверяют расстояние между центрами точек измерения, которое должно составлять (70±1) мм.
8.1.1.4 Для проведения испытания по определению динамического модуля упругости верхний нагрузочный стол должен свободно вращаться.
8.1.1.5 Для уменьшения трения между испытуемым образцом и нагрузочным столом могут использоваться латексные амортизирующие прокладки, которые изготавливают в соответствии с методикой, приведенной в приложении А. Рекомендуется использовать новые амортизирующие прокладки для каждого испытания.