Статус документа
Статус документа

ГОСТ 34484-2018 Турбины паровые стационарные. Нормы расчета на прочность корпусов цилиндров и клапанов

     9 Расчет прочности крепежа фланцевых соединений корпусов

9.1 Основные положения

9.1.1 Обозначения:



-

- расчетные напряжения на холодной турбине в шпильках после их окончательной затяжки;



-

- диаметр колпачковой гайки по ГОСТ 9064;



-

- шаг резьбы шпильки по ГОСТ 9066;



-

- длина рабочей части шпильки цилиндра;



-

- модуль нормальной упругости;



-

- коэффициент, учитывающий упругую податливость промежуточных деталей фланцевого соединения при растяжении шпильки;



-

- диаметр средней части шпильки;



-

- диаметр резьбы шпильки;



-

- модуль упругости материала шпильки при температуре ;

,

-

- коэффициенты линейного расширения материала фланца и шпильки;



-

- напряжение с учетом релаксации за последний межремонтный период.

9.1.2 Основные размеры крепежа, характеристики сталей для его изготовления и допускаемые температуры при эксплуатации изложены в ГОСТ 9064, ГОСТ 9066, ГОСТ 24705, ГОСТ 16093, ГОСТ 20700.

9.1.3 Согласно ГОСТ 24278 конструкция крепежных деталей турбин с регламентированной затяжкой обеспечивает возможность ее контроля.

Кроме того, турбины имеют системы обогрева фланцевых соединений корпусов ЦВД, а турбины с промежуточным перегревом пара - также и корпусов ЦСД с целью использования этих систем при пусковых режимах и расхолаживании. Это способствует снижению перепада температур между фланцем и шпилькой и, соответственно, термических напряжений в крепеже и фланцах.

9.1.4 Основными причинами неплотности (пропаривания) фланцевого соединения корпусов цилиндров и клапанов являются значительные раскрывающие усилия в наиболее горячей части разъема и ускоренная релаксация напряжений от затяга шпилек вследствие ползучести материала в этой же зоне в течение межремонтного периода.

9.1.5 Для устранения пропаривания фланцевых соединений корпусов цилиндров могут быть проведены по отдельности или одновременно следующие мероприятия:

- усиленная затяжка шпилек;

- понижение температуры шпилек с помощью специальных охладителей, устанавливаемых в их центральные отверстия.

Система охлаждения шпилек обеспечивает понижение температуры материала шпилек при номинальном режиме турбины на 35-50°С и не требует регулировки в процессе ее эксплуатации, что позволяет обеспечивать плотность фланцев на протяжении всего межремонтного периода.

9.1.6 Напряжения в шпильках и корпусных элементах определяются на основании численных расчетов по методу конечных элементов с учетом всех действующих факторов (усилие затяга, податливость конструкции, рабочие температуры, эксплуатационные нагрузки, характеристики материала и пр.).

Допускается проводить расчет усилий в шпильках фланцевых соединений на основании приведенных ниже формул.

9.2 Требования к напряжениям в шпильках корпусов цилиндров

9.2.1 Средние по сечению расчетные растягивающие начальные напряжения на холодной турбине в средней части шпилек после их окончательной затяжки перед началом эксплуатации должны удовлетворять следующему условию:

.                                                             (9.1)


Дуга поворота гайки при затяжке шпильки вычисляется по формуле

.                                                        (9.2)

9.2.2 Для фланцев корпусов ЦВД и ЦСД паровых турбин коэффициент , учитывающий упругую податливость промежуточных деталей фланцевого соединения при растяжении шпильки, определяется по формуле

.                                                               (9.3)


Отсчет дуги поворота проводится после предварительной затяжки, при которой момент на ключе должен составлять:

500-800 Н·м для шпилек диаметром до 10 см;

1500-2000 Н·м для шпилек диаметром свыше 10 см.