ГОСТ 34502-2018
Группа Д59
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ДЕТАЛИ ЛИТЫЕ ТЕЛЕЖЕК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ
Методы ресурсных испытаний
Часть 2
Балка надрессорная
Cast details for freight wagons’ bogies. Methods of durability testing. Part 2. Bolster
МКС 45.060.20
ОКП 31 8381
Дата введения 2019-09-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (АО "ВНИИЖТ")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 20 декабря 2018 г. N 114-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2018 г. N 1153-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34502-2018 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2019 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе ""Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт распространяется на надрессорные балки, технические требования к которым установлены в ГОСТ 32400.
Настоящий стандарт устанавливает методы ресурсных испытаний надрессорных балок, включая методы поездных испытаний для определения сил, действующих на надрессорные балки при проведении ресурсных испытаний.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 8.051-81 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм
ГОСТ 9246-2013 Тележки двухосные трехэлементные грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия
ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции
ГОСТ 32400-2013 Рама боковая и балка надрессорная литые тележек железнодорожных грузовых вагонов. Технические условия
ГОСТ 33211-2014 Вагоны грузовые. Требования к прочности и динамическим качествам
ГОСТ 33788-2016 Вагоны грузовые и пассажирские. Методы испытаний на прочность и динамические качества
ГОСТ 33939-2016 Детали литые тележек железнодорожных грузовых вагонов. Методы ресурсных испытаний. Часть 1. Рама боковая
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 карман надрессорной балки: Составная часть конструкции надрессорной балки, расположенная в ее концевой части и предназначенная для взаимодействия с фрикционным клином гасителя колебаний рессорного подвешивания.
3.2 зоны, определяющие ресурс надрессорной балки: Зоны в надрессорной балке, указанные в конструкторской документации и обоснованные расчетами сопротивления усталости и испытаниями, в которых может произойти переход деталей в опасное состояние до истечения их гамма-процентного ресурса.
Примечание - К зонам, определяющим ресурс, рекомендуется относить зоны А и зоны Б по ГОСТ 32400 (подразделы 3.6 и 3.7).
4.1 Общие положения
4.1.1 Ресурсные испытания включают в себя:
а) определение динамических сил, действующих на надрессорную балку при движении вагона в составе поезда или с отдельным локомотивом (поездные испытания);
б) определение динамических напряжений, действующих в определяющих ресурс надрессорной балки зонах при движении вагона в составе поезда или с отдельным локомотивом (поездные испытания);
в) создание в стендовых условиях нагрузки, эквивалентной эксплуатационной за назначенный ресурс надрессорной балки (ресурсные стендовые испытания).
4.1.2 Поездные испытания надрессорной балки проводят для вновь разработанной конструкции тележки грузового вагона, или при внесении изменений в конструкцию тележки, указанных в 4.2.2.
4.1.3 Результаты поездных испытаний используют для расчета динамических сил, действующих на надрессорную балку при проведении ресурсных стендовых испытаний. По результатам определения сил по 6.2 схема приложения сил по 6.3 может быть дополнена или изменена.
4.1.4 Ресурсные стендовые испытания надрессорной балки проводят в одном из следующих случаев:
- для вновь разработанной конструкции надрессорной балки;
- при внесении изменений в конструкцию надрессорной балки, кроме указанных в 4.2.4;
- при периодических испытаниях надрессорной балки.
4.2 Объекты испытаний
4.2.1 Поездным испытаниям подвергают не менее одной надрессорной балки. Образцы для поездных испытаний отбирают методом отбора "вслепую" по ГОСТ 18321 (подраздел 3.4) из имеющейся у изготовителя партии деталей по ГОСТ 32400 (пункт 5.2.1), принятой службой (отделом) технического контроля.
Поездным испытаниям подвергают надрессорные балки, конструкция которых выдержала статические испытания на прочность и ходовые прочностные испытания по ГОСТ 33788 (подразделы 8.1 и 8.3).
4.2.2 Поездные испытания проводят при внесении в конструкцию тележки грузового вагона одного или нескольких следующих изменений:
а) изменение базы тележки более чем на 40 мм;
б) изменение типа гасителя колебаний рессорного подвешивания;
Примечание - Под изменением типа гасителя колебаний рессорного подвешивания понимают применение гидравлических вставок в пружины рессорного подвешивания, замену фрикционного гасителя колебаний на гидравлический, замену фрикционного гасителя колебаний рессорного подвешивания с фрикционными клиньями на выносной фрикционный гаситель.
в) изменение зазоров (с каждой стороны или их сумма с двух сторон) между боковой рамой и надрессорной балкой в продольном и поперечном к оси пути направлении;
г) замена рессорного подвешивания, если номинальный расчетный статический прогиб при максимальной расчетной массе вагона изменился более чем на 10 мм;
д) изменение типа бокового скользуна;
Примечание - Под изменением типа бокового скользуна понимают замену скользуна зазорного типа на скользун постоянного контакта или наоборот.
е) изменение расчетного номинального значения отношения суммарной статической нагрузки на боковые скользуны постоянного контакта к весу кузова вагона с минимальной расчетной массой более чем на 15%.
4.2.3 Ресурсным стендовым испытаниям [перечисления а), б) 4.1.4] подвергают не менее трех надрессорных балок. Образцы для испытаний отбирают методом отбора "вслепую" по ГОСТ 18321 (подраздел 3.4) из имеющейся у изготовителя партии деталей по ГОСТ 32400 (пункт 5.2.1), принятой службой (отделом) технического контроля. Отбор образцов для периодических испытаний проводят по ГОСТ 32400.
4.2.4 Ресурсные стендовые испытания не проводят при внесении в конструкцию надрессорной балки одного или нескольких следующих изменений:
а) изменение положения маркировки в пределах зон, которые испытывают сжатие под действием вертикальной силы тяжести вагона;
б) изменение размера или расположения фиксаторов положения упругих элементов на опорной поверхности рессорного подвешивания, если при этом не меняется толщина стенок надрессорной балки;
в) изменение конструкции крепления износостойких элементов в кармане надрессорной балки;
г) изменение конструкции крепления износостойких элементов в подпятнике надрессорной балки, если при этом не уменьшается толщина опорной поверхности и/или упорной поверхности подпятника;
д) изменение диаметра или глубины подпятника надрессорной балки, если при этом не изменяется конфигурация надрессорной балки в других зонах и/или не уменьшаются толщины опорной поверхности и упорной поверхности подпятника;
е) изменение конструкции кронштейна крепления державки мертвой точки тормозной рычажной передачи;
ж) изменение ширины кармана надрессорной балки, если при этом не меняется конфигурация нижнего пояса;
и) изменение формы площадок или приливов для размещения боковых скользунов;
к) уменьшение максимальной расчетной статической осевой нагрузки без увеличения конструкционной скорости вагона.
4.3 Надрессорные балки, подвергнутые ресурсным стендовым испытаниям, не подлежат дальнейшей эксплуатации.
5.1 Применяемые средства испытаний должны соответствовать требованиям ГОСТ 33939 (пункты 5.1, 5.2).
5.2 При ресурсных стендовых испытаниях оборудование, обеспечивающее приложение динамических сил к надрессорной балке, должно обладать следующими характеристиками: