Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58218-2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нефтяная и газовая промышленность

АРКТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Обслуживание объектов

Petroleum and natural gas industres. Arctic operations. Installations maintenance

ОКС 75.180

Дата введения 2019-04-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Газпром" (ОАО "Газпром") и Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт природных газов и газовых технологий - Газпром ВНИИГАЗ" (ООО "Газпром ВНИИГАЗ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 23 "Нефтяная и газовая промышленность"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 ноября 2018 г. N 1005-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Настоящий стандарт направлен на обеспечение безопасности, работоспособности и исправности морских сооружений и технологического оборудования при осуществлении работ по освоению морских месторождений углеводородов, расположенных на арктическом шельфе.

Настоящий стандарт содержит требования и рекомендации по обслуживанию морских объектов в арктических и аналогичных условиях. Положения настоящего стандарта не отменяют и не заменяют требований и рекомендаций по обслуживанию конкретного оборудования, изложенных в соответствующих инструкциях по эксплуатации, разработанных производителем оборудования.

При разработке настоящего стандарта принято условие, что проектирование морских объектов обустройства и технологического оборудования, подлежащих техническому обслуживанию, выполнено на основе требований и рекомендаций нормативных документов, регламентирующих правила проектирования объектов и оборудования, предназначенных для эксплуатации в арктических условиях.

В настоящем стандарте не затрагиваются вопросы использования береговых баз обеспечения промыслов, а учитываются только особенности, связанные с удаленностью этих баз от морских объектов обустройства и по этой причине влияющие на процессы организации и проведения технического обслуживания.

В раздел "Библиография" включен перечень нормативно-технических документов Российского морского регистра судоходства, которые могут быть использованы при практическом применении настоящего стандарта.

     1 Область применения

     

Настоящий стандарт устанавливает требования, указания и рекомендации по организации и проведению обслуживания морских нефтегазопромысловых сооружений, эксплуатируемых на акваториях арктических морей, других морей России с холодным климатом, где гидрометеорологические условия аналогичны арктическим.

Настоящий стандарт распространяется на следующие сооружения, используемые в нефтяной и газовой промышленности:

- стационарные морские сооружения, включая опорные части, верхние строения и технологическое оборудование;

- плавучие морские сооружения для добычи, хранения и отгрузки углеводородов применительно к конструкциям, устройствам и оборудованию для добычи, подготовки и переработки углеводородов;

- подводные системы добычи.

Настоящий стандарт не распространяется на морские передвижные установки, подпадающие под юрисдикцию Международной морской организации (далее - ИМО), и на подводные трубопроводы, обслуживание которых осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 54382.

Настоящий стандарт не распространяется на техническое обслуживание глубинного скважинного оборудования и ремонт скважин.

Примечание - При эксплуатации морских стационарных платформ и плавучих нефтегазодобывающих комплексов, спроектированных и построенных под техническим наблюдением национального классификационного общества - Российского морского регистра судоходства и имеющих классификационные свидетельства регистра, помимо требований настоящего стандарта необходимо руководствоваться требованиями Правил и Руководств Российского морского регистра судоходства для соответствующих объектов [1], [2].

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 15.601 Система разработки и постановки продукции на производство. Техническое обслуживание и ремонт техники. Основные положения

ГОСТ 27.002 Надежность в технике. Основные понятия, термины и определения

ГОСТ 18322 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения

ГОСТ Р 53778 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния. Общие требования

ГОСТ Р 54382 Нефтяная и газовая промышленность. Подводные трубопроводные системы. Общие технические требования

ГОСТ Р 54483 Нефтяная и газовая промышленность. Платформы морские для нефтегазодобычи. Общие требования

ГОСТ Р 54523 Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ Р 55311 Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Термины и определения

ГОСТ Р 56000 Нефтяная и газовая промышленность. Морские добычные установки. Выполнение работ в арктических условиях. Основные требования

ГОСТ Р 58215 Нефтяная и газовая промышленность. Арктические операции. Рабочая среда

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27.002, ГОСТ 18322, ГОСТ Р 55311, ГОСТ Р 56000, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аварийное состояние: Категория технического состояния объекта, характеризующаяся такими существенными отклонениями режима его работы, выходными параметрами, повреждениями и деформациями, которые свидетельствуют об исчерпании его ресурса и переходе в состояние неработоспособное или чреватое разрушением.

3.2 арктические условия: Совокупность природно-климатических условий, свойственная региону, расположенному в пределах Северного полярного круга (Арктика).

Примечание - Отдельные характерные особенности природных арктических условий могут наблюдаться в неарктических морях с холодным климатом, например в Охотском.

3.3 арктические моря: Моря и акватории, полностью или частично расположенные в пределах Северного полярного круга (Арктика).

3.4 категория технического состояния: Уровень эксплуатационной пригодности объекта, устанавливаемый в зависимости от степени соответствия реальных значений параметров значениям, заданным проектом или нормативным документом.

3.5 компания-оператор: Юридическое лицо (организация, компания, группа компаний и т.п.), осуществляющее эксплуатацию комплекса функционально взаимосвязанных между собой технико-технологических объектов, предназначенного для добычи углеводородов из недр морского месторождения.

Примечание - Компания-оператор осуществляет организацию и контроль выполнения всего спектра работ, требований и обязанностей для обеспечения строительства, безопасной и бесперебойной эксплуатации морского добычного комплекса в течение установленного периода.

3.6 критерий оценки технического состояния: Установленное в проектной документации или в нормативном документе количественное или качественное значение параметра.

3.7

морская передвижная установка: Мобильные установки, включая буровые суда с оборудованием для бурения подводных скважин и передвижные платформы, предназначенные для целей, отличных от добычи и хранения углеводородов.

[ГОСТ Р ИСО 17776-2012, статья 2.1.23]

3.8 неблагоприятная гидрометеорологическая обстановка: Совокупность гидрометеорологических параметров, значительно отличающихся в худшую сторону от преобладающих в данном районе.

3.9 нормальное техническое состояние: Категория технического состояния, при котором количественные и качественные значения критериев оценки технического состояния объекта соответствуют значениям, установленным в проектной документации.

3.10 обогрев оборудования: Процесс локального повышения температуры оборудования посредством временно подключаемых внешних источников тепла и поддержания этой температуры в течение времени, необходимого для производства работ по техническому обслуживанию, ремонту или для иных целей.

3.11 обследование технического состояния объекта: Комплекс мероприятий, направленный на оценку технического состояния объекта.

3.12 ограниченно-работоспособное техническое состояние: Категория технического состояния объекта, при котором количественные и качественные значения ряда параметров технического состояния объекта достигли предельно допустимых значений (или даже превысили их) и тенденция их изменения показывает неизбежность продолжения выхода за эти пределы, но при обеспечении непрерывного контроля технического состояния функционирование объекта возможно продолжить с неполной нагрузкой в течение ограниченного времени с целью завершения работы объекта в штатном режиме или подготовки к проведению мероприятий по восстановлению технического состояния объекта до более высокой категории работоспособности.

3.13 открытые площадки: Участки верхних строений (верхней палубы) морского сооружения, находящиеся под открытым небом и не имеющие защиты от ветра и осадков.

3.14 оценка технического состояния: Процесс установления категории технического состояния объекта.

3.15 подводный телеуправляемый аппарат: Самоходный подводный аппарат с дистанционным управлением, осуществляемым оператором с борта судна или морского технологического сооружения посредством кабеля или радиосигнала.

Примечание - Используется для выполнения широкого спектра задач по осмотру, ремонту и техническому обслуживанию подводных объектов. Подводный телеуправляемый аппарат может нести на себе наборы инструментов для выполнения определенных операций (стыковка и соединение гибких выкидных линий и шланго-кабелей, замена различных компонентов оборудования и пр.).

3.16 работоспособное техническое состояние: Категория технического состояния, при которой некоторые из числа оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта или нормативных документов, но имеющиеся отклонения несущественны, и в конкретных условиях эксплуатации обеспечивается заданная надежность работы объекта.

3.17 тяжелая ледовая обстановка: Состояние ледяного покрова, исключающее возможность навигации без ледокольного сопровождения.

Примечание - Понятие включает также случаи невозможности навигации с ледокольным сопровождением.

     4 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

КИП - контрольно-измерительные приборы;

ПТА - подводный телеуправляемый аппарат;

СИЗ - средства индивидуальной защиты;

СОД - средства очистки и диагностики трубопроводов;

ТО - техническое обслуживание.

     5 Особенности технического обслуживания в арктических условиях

5.1 Характеристика арктических условий, оказывающих влияние на организацию и проведение ТО, приведена в приложении А.

5.2 Методы и виды ТО оборудования морских нефтегазопромысловых сооружений устанавливают согласно ГОСТ 18322 и ГОСТ 15.601 с учетом арктических условий.

5.3 Проведение ТО морских нефтегазопромысловых сооружений в арктических условиях осложняется неблагоприятными природно-климатическими и географическими факторами и характеризуется рядом особенностей, определяющих следующие требования и рекомендации:

- необходимо предусматривать расширенные по сравнению с нормами для неарктических условий номенклатуру и количество запасных частей, оборудования, материалов, инструмента для ТО вследствие трудности их оперативной доставки в периоды тяжелой ледовой обстановки и по причине удаленности от сервисных береговых баз;

- следует отдавать предпочтение агрегатному методу ремонта и/или замене оборудования в целях сокращения номенклатуры и количества запасных частей к оборудованию, хранящихся на морском нефтегазопромысловом сооружении;

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs