ГОСТ Р 58212-2018
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Нефтяная и газовая промышленность
АРКТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ
Производственно-технологическая зона верхнего строения морской платформы
Petroleum and natural gas industries. Arctic operations. Production and processing area of topside of offshore platform
ОКС 75.180
Дата введения 2019-04-01
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт природных газов и газовых технологий - Газпром ВНИИГАЗ" (ООО "Газпром ВНИИГАЗ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 23 "Нефтяная и газовая промышленность"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 ноября 2018 г. N 999-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Эксплуатация морских платформ, предназначенных для работы в арктических условиях (отрицательные температуры, обледенение, выпадение и налипание снега, воздействие ледяных образований на опорную часть/корпус платформы, короткий или отсутствующий световой день), требует применения специфических проектных решений.
Настоящий стандарт содержит специфические требования к производственно-технологическим зонам верхних строений морских платформ, предназначенных для эксплуатации в арктических и аналогичных им природных условиях. При создании арктических морских платформ стандарт подлежит применению совместно со стандартом ГОСТ Р ИСО 19906.
Настоящий стандарт распространяется на морские платформы (стационарные и плавучие, технологические и буровые), предназначенные для работы в арктических условиях, и устанавливает требования к производственно-технологическим зонам верхнего строения, возникающие по причине особых (суровых) природно-климатических условий работы. Стандарт предназначен для применения при проектировании морских платформ для работы в арктических и аналогичных им природных условиях.
Стандарт подлежит применению совместно:
- с применимыми документами международных организаций;
- документами органов, уполномоченных на проведение технического надзора за морскими стационарными платформами;
- правилами национального классификационного общества;
- другими действующими документами, устанавливающими требования к морским платформам.
Настоящий стандарт не может использоваться для целей подтверждения соответствия арктической морской платформы требованиям [1]. Обеспечение пожарной безопасности морских платформ осуществляется путем соблюдения требований вышеуказанного Федерального закона и документов в области стандартизации [2], в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение указанных требований.
Обеспечение промышленной безопасности морских платформ осуществляется путем соблюдения требований [3] и нормативно-правовых документов, принятых в рамках его реализации.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 19906 Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения арктического шельфа
ГОСТ Р 55998 Нефтяная и газовая промышленность. Морские добычные установки. Эвакуационные пути и временные убежища. Основные требования
ГОСТ Р 58215 Нефтяная и газовая промышленность. Арктические операции. Рабочая среда
ГОСТ Р 58219 Нефтяная и газовая промышленность. Арктические операции. Верхние строения морских платформ
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
арктические условия: Совокупность природно-климатических условий, свойственная региону, расположенному в пределах Северного полярного круга (Арктика). Примечание - Отдельные характерные особенности природных арктических условий могут наблюдаться в неарктических морях с холодным климатом, например в Охотском. [ГОСТ Р 58218-2018, подраздел 3.1] |
3.2
морская платформа: Плавучее или стационарное морское нефтегазопромысловое сооружение, состоящее из верхнего строения и опорной части и предназначенное для размещения бурового и/или эксплуатационного оборудования, вспомогательного оборудования, систем и устройств, необходимых для выполнения заданных сооружению функций. [ГОСТ Р 55311-2012, статья 2] |
3.3
верхнее строение морской платформы: Часть морской платформы, расположенная на ее опорной части, включающая несущие строительные конструкции, надстройки, оборудование для бурения и/или эксплуатации скважин, вспомогательное оборудование, системы и устройства, обеспечивающие функционирование морской платформы по назначению. [ГОСТ Р 55311-2012, статья 2] |
3.4
жилая зона: Часть морской платформы, предназначенная для размещения обслуживающего персонала. [ГОСТ Р 54594-2011, подраздел 3.10] |
3.5
зона вспомогательного оборудования: Часть морской платформы, в которой находится вспомогательное оборудование, не связанное непосредственно с бурением и эксплуатацией скважин и не предназначенное для этого. [ГОСТ Р 54594-2011, подраздел 3.11] |
3.6
зона бурения: Часть морской платформы, в которой находится оборудование, предназначенное для бурения скважин. [ГОСТ Р 54594-2011, подраздел 3.12] |
3.7
технологическая зона: Часть морской платформы, в которой находится оборудование, предназначенное для выполнения технологических процессов добычи, сбора, переработки и транспортировки продукции скважин с морской платформы. [ГОСТ Р 54594-2011, подраздел 3.13] |
3.8 производственно-технологическая зона верхнего строения морской платформы: Зона верхнего строения морской платформы, включающая технологическую зону, зону бурения и зону вспомогательного оборудования.
Примечание - В состав производственно-технологической зоны морской платформы входит совокупность помещений и открытых площадок верхних строений, где размещено буровое, технологическое и вспомогательное оборудование, вынесенные за пределы жилого модуля помещения диспетчерских, серверных, узлов связи, мастерских и т.п., площадки приема/разгрузки грузов, склады и площадки хранения, а также проходы, используемые при проведении технологических, буровых и ремонтных операций. Жилая зона, вертолетная площадка, зоны размещения оборудования морского назначения, временные убежища, места размещения средств эвакуации с платформы и места сбора для эвакуации с платформы в состав производственно-технологической зоны морской платформы не входят.
3.9 блок-модуль: Закрытая конструкция/помещение в составе верхнего строения морской платформы, создаваемое с целью обеспечения безопасности и повышения удобства эксплуатации размещенного в нем оборудования в арктических условиях.
Примечание - Блок-модули могут быть отдельно стоящими на открытых пространствах палуб верхнего строения, входить в состав отдельно стоящей группы сопряженных друг с другом блок-модулей или являться помещениями различного функционального назначения в составе интегрированного верхнего строения морской платформы.
3.10 национальное классификационное общество: Классификационное общество, в установленном порядке уполномоченное на проведение технического надзора (технического наблюдения) за морскими платформами, в настоящее время - Российский морской регистр судоходства.
4.1 Факторы, подлежащие учету при разработке проектных решений по производственно-технологическим зонам верхних строений арктических морских платформ, и механизмы проявления негативного влияния этих факторов
4.1.1 При разработке проектных решений по производственно-технологическим зонам верхних строений арктических морских платформ должны учитываться специфические природно-климатические условия в районе установки платформы: низкие температуры окружающей среды, ветер, обледенение, снег, возможность воздействия на платформу ледяных образований, отсутствие/недостаточный уровень естественного освещения в течение значительной части года.
4.1.1.1 Низкая температура, ветер, обледенение, снег:
- ухудшают условия обслуживания, диагностики, ремонта технологического оборудования, понижают качество этих работ, увеличивают длительность их выполнения, периодически приводят к полной невозможности проведения работ;
- усложняют проведение буровых работ, работ по ремонту и обслуживанию скважин, увеличивают длительность этих работ, могут приводить к полной остановке этих работ на некоторое время;
- создают сложности при передвижении персонала и перемещении грузов в пределах платформы, повышают вероятность травматизма и несчастных случаев, приводят к блокированию проходов;
- создают препятствия для перемещения грузов между судном и платформой, для отгрузки продукции на танкер, для пересадки персонала.
4.1.1.2 Обледенение, налипание снега, снежный покров, ветер могут:
- приводить к отказам исполнительных устройств на технологическом оборудовании;
- препятствовать работе воздухозаборов, вентиляционных отверстий, открытых дренажных систем;
- препятствовать работе подвижных механизмов (подъемных кранов, устройств/систем отгрузки жидкой продукции на суда и др.);
- создавать дополнительные нагрузки (весовые, ветровые) на оборудование, трубопроводы и кабели, на несущие конструкции, палубы, на факельную стрелу, краны, на другие выступающие элементы;
- приводить к увеличению массы верхних строений, и, как следствие, к ухудшению остойчивости плавучих платформ.
4.1.1.3 Охлаждение установок, трубопроводов, емкостей, устройств, шлангов, желобов и т.п. может приводить:
- к повышению вязкости циркулирующих в системе жидкостей, конденсации (частичной конденсации) газов и накоплению жидкостей в непредназначенных для этого местах, гидратообразованию, замерзанию жидкости, образованию пробок (жидкостных, ледяных, гидратных), приводящих к выходу параметров технологического процесса за разрешенные диапазоны, к отказам систем сброса давления, дренажа, к механическому разрушению оборудования и трубопроводов;
- к отказам измерительных, исполнительных и логических устройств, автономных источников электроснабжения, приводящим к нарушению контроля и управления технологическим процессом, к отказам систем противоаварийной защиты.
Охлаждение материалов может приводить к изменению их механических свойств (снижение гибкости и пластичности, повышение хрупкости), что создает предпосылки для разрушения при механических воздействиях.
4.1.1.4 Опасность нерасчетного воздействия ледяных образований может привести к необходимости экстренной остановки производственного процесса, перевода технологического оборудования в безопасное состояние и покидания платформы (для плавучих платформ с отсоединяемым турельным устройством - к необходимости отведения платформы с места позиционирования).