Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ГОСТ 33848-2016

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТОПЛИВА АВИАЦИОННЫЕ ГАЗОТУРБИННЫЕ

Метод определения термоокислительной стабильности

Aviation turbine fuels. Test method for determination of thermal oxidation stability

МКС 75.080

Дата введения 2019-01-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-производственным республиканским унитарным предприятием "Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации" (БелГИСС) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 июля 2016 г. N 89-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны
по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Институт стандартизации Молдовы

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2018 г. N 894-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33848-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2019 г.

5 Настоящий стандарт идентичен стандарту ASTM D3241-14b* "Стандартный метод определения термоокислительной стабильности топлив для газотурбинных двигателей" ("Standard test method for thermal oxidation stability of aviation turbine fuels", IDT).     

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Стандарт разработан Техническим комитетом по стандартизации ASTM D02 "Нефтепродукты и смазочные материалы", ответственность за него несет подкомитет D02.03 "Элементный анализ".

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного стандарта ASTM для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных стандартов ASTM и международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает метод оценки склонности топлив для газотурбинных двигателей к накоплению в топливной системе продуктов разложения.

1.2 Значения перепада давления, выраженные в миллиметрах ртутного столба, определяются только в условиях данного метода испытаний.

1.3 Значения отложения, выраженные в единицах СИ, следует считать арбитражными.

1.4 Значения давления, выраженные в единицах СИ, следует считать стандартными. Для обеспечения техники безопасности при определении давления на старых приборах, которые не регистрируют значения в единицах СИ, включены сопоставимые значения в psi.

1.5 Настоящий стандарт не содержит значений, выраженных в других единицах измерения.

1.6 Предупреждение - Ртуть является опасным веществом и может вызывать нарушение работы центральной нервной системы, почек и печени. Ртуть и ее пары являются опасными для здоровья человека и могут оказывать корродирующее действие на материалы. Обращаться с ртутью и ртутьсодержащими продуктами следует с осторожностью. Дополнительную информацию можно найти в паспорте безопасности материала (MSDS). Следует отметить, что продажа ртути и ртутьсодержащих продуктов может быть запрещена.

1.7 Настоящий стандарт не рассматривает всех проблем безопасности, связанных с его применением, если они существуют. Пользователь настоящего стандарта несет ответственность за обеспечение техники безопасности, охрану здоровья человека и определение границ применимости стандарта до начала его применения. Специфические характеристики опасности и меры по ее предупреждению приведены в 6.1.1, 7.2, 7.2.1, 7.3, 11.1.1 и в приложении А.5.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты*:     

________________

* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

2.1 Стандарты ASTM:

________________

Информацию о ссылочных стандартах можно найти на веб-сайте ASTM www.astm.org или получить в службе работы с потребителями по адресу: service@astm.org. Информацию о ежегоднике стандартов ASTM можно найти на странице Document Summary на веб-сайте.

ASTM D1655, Specification for Aviation Turbine Fuels (Технические требования к авиационным топливам для газотурбинных двигателей)

ASTM D4306, Practice for Aviation Fuel Sample Containers for Tests Affected by Trace Contamination (Руководство по контейнерам для проб авиационных топлив, используемым при проведении испытаний, на которые влияет присутствие микропримесей)

ASTM Е177, Practice for Use of the Terms Precision and Bias in ASTM Test Methods (Руководство по применению терминов "прецизионность" и "смещение" в методах испытаний ASTM)

ASTM E691, Practice for Conducting an Interlaboratory Study to Determine the Precision of a Test Method (Руководство по проведению межлабораторных исследований для определения прецизионности метода испытания)

2.2 Стандарты ISO:

________________

Имеются в наличии в Международной организации по стандартизации (ISO), 1, ch. dela Voie-Creuse, CP 56, CH-1211 Geneva 20, Switzerland, http://www.iso.org.

ISO 3274, Geometrical Product Specifications (GPS) - Surface texture: Profile method - Nominal characteristics of contact (stylus) instruments (Технические требования к геометрическим параметрам продукции (GPS). Структура поверхности. Профильный метод. Номинальные характеристики контактных (щуповых) приборов)

ISO 4288, Geometrical Product Specifications (GPS) - Surface texture: Profile method - Rules and procedures for the assessment of surface texture (Технические требования к геометрическим параметрам продукции (GPS). Структура поверхности. Профильный метод. Правила и методы оценки структуры поверхности)

2.3 Приложение ASTM:

________________

Имеется в наличии в штаб-квартире ASTM International, можно получить по запросу приложения N ADJD3241. Оригинальное приложение было разработано в 1986 г.

Стандартная цветовая шкала для оценки отложений на трубке.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 отложения (deposits): Продукты окисления, отложившиеся на поверхности нагревательной трубки в оценочной зоне и/или удерживаемые контрольным фильтром.

3.1.1 Отложения топлива будут преобладать на наиболее горячем участке нагревательной трубки, расположенном между позициями 30 и 50 мм.

3.1.2 нагревательная трубка (heater tube): Алюминиевая трубка, поддерживаемая при повышенной температуре, вдоль которой прокачивается испытуемое топливо.

3.1.2.1 Трубка нагревается электрически, температура ее регулируется встроенной термопарой. Оценочная зона представляет собой суженный участок трубки длиной 60 мм, расположенный между утолщенными участками трубки. Впускное отверстие для топлива, прокачиваемого вдоль трубки, находится в позиции 0 мм, выпускное отверстие - в позиции 60 мм.

3.2 Сокращения

3.2.1 - перепад давления.

     4 Сущность метода

4.1 Метод настоящего стандарта для определения стабильности топлив для газотурбинных двигателей при высокой температуре предусматривает использование прибора, подвергающего испытуемое топливо такому воздействию, при котором его состояние может быть сравнимо с состоянием топлива в условиях эксплуатации в топливных системах газотурбинных двигателей. Топливо прокачивается через нагревательную секцию с фиксированным значением расхода, после чего поступает на контрольный фильтр из нержавеющей стали, на котором могут осесть продукты окисления топлива.

4.1.1 Оптимальное количество топлива, используемое прибором при проведении испытания длительностью 2,5 ч, составляет 450 см. Основными данными, полученными в результате испытания, являются количество отложений, образующихся на алюминиевой нагревательной трубке, и время забивки контрольного фильтра с номинальной пористостью 17 мкм, расположенного по ходу движения потока топлива сразу же за нагревательной трубкой.

     5 Значение и применение методов

5.1 Результаты испытания характеризуют эксплуатационные свойства топлив во время работы газовых турбин и могут применяться для оценки степени отложений, образующихся при контакте жидкого топлива с нагретой до определенной температуры поверхностью.

     6 Оборудование

6.1 Анализатор термоокислительной стабильности авиационных топлив