Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58123-2018

(ИСО 15118-2:2014)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ

Интерфейс связи автомобиль - электрическая сеть

Часть 2

Требования к протоколу сетевого и прикладного уровней

Road vehicles. Vehicle-to-Grid Communication Interface. Part 2. Network and application protocol requirements

ОКС 43.120

Дата введения 2019-06-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт" (ФГУП "НАМИ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 октября 2018 г. N 688-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 15118-2:2014* "Дорожные транспортные средства. Интерфейс связи транспортного средства и электросети. Часть 2. Требования к информационной сети и прикладному протоколу" (ISO 15118-2:2014 "Road vehicles - Vehicle-to-Grid Communication Interface - Part 2: Network and application protocol requirements", MOD) путем изменения отдельных фраз, слов, ссылок, которые выделены в тексте курсивом**, а также путем изменения его структуры для приведения в соответствие с правилами, приведенными в ГОСТ 1.5-2001 (пункт 3.12).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.

** В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в таблице 15, разделах "Предисловие", "Введение", "Нормативные ссылки", приложениях ДА и ДБ приводятся обычным шрифтом; в п.8.7.4 - выделены полужирным курсивом; отмеченные в указанных разделах знаком "" и остальные по тексту документа выделены курсивом. - Примечания изготовителя базы данных.          

Внесение указанных технических отклонений направлено на учет особенностей объекта стандартизации, характерных для Российской Федерации, и целесообразности использования ссылочных национальных стандартов вместо ссылочных международных стандартов.

Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА.

Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного в нем международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДБ

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Международная организация по стандартизации (ИСО) объединяет национальные организации по стандартизации (комитет - член ИСО). Разработка международных стандартов осуществляется, как правило, техническими комитетами ИСО. Каждый комитет - член ИСО, заинтересованный в участии в проектах по тематике, для которой был создан технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, связанные с ИСО, также принимают участие в работе объединения. ИСО непосредственно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации электротехнических изделий.

Методики, использованные для разработки настоящего стандарта и для его дальнейшего применения, содержатся в директивах ИСО/МЭК, часть 1. В частности, следует отметить различные критерии, используемые для утверждения разных типов документов ИСО. Настоящий стандарт составлен в соответствии с редакторскими правилами части 2 директив ИСО/МЭК (www.iso.org/directives).

Следует иметь в виду, что некоторые положения настоящего стандарта могут быть объектом патентных прав. ИСО не несет ответственности за идентификацию какого-либо одного или всех патентных прав. Детали любого патентного права, выявленного при разработке стандарта, должны находиться в введении и/или в перечне полученных патентных заявок ИСО (www.iso.org/patents).

Любое оригинальное наименование, используемое в настоящем стандарте, является информацией для удобства пользователей.

Толкование значений специфических терминов ИСО и выражений, относящихся к оценке соответствия, а также информация о строгом соблюдении ИСО принципов Всемирной торговой организации (ВТО) в отношении технических барьеров в торговле (ТБТ) содержатся по URL-адресу: www.iso.org/foreword.html.

Настоящий стандарт курирует Технический комитет ISO 22 "Дорожные транспортные средства", подкомитет SC 3 "Электрическое и электронное оборудование".

Настоящий стандарт разработан при сотрудничестве с Техническим комитетом МЭК/ТК 69 "Электромобили и грузовые электрокары промышленного назначения".

ИСО 15118 под общим названием "Транспорт дорожный. Интерфейс связи автомобиль - электрическая сеть" состоит из следующих частей:

- часть 1: Общая информация и определение случаев использования;

- часть 2: Требования к протоколу сетевого и прикладного уровней;

- часть 3: Требования к физическому и канальному уровням.

Продолжающийся энергетический кризис, а также необходимость снижения выброса загрязняющих веществ, вызывающих парниковый эффект, заставили производителей предпринять серьезные усилия по снижению энергопотребления выпускаемых транспортных средств. В настоящее время производители заняты разработкой транспортных средств, передвигающихся частично или полностью на электрической тяге. Такие транспортные средства уменьшат зависимость транспорта от ископаемых источников энергии, улучшат глобальную энергоэффективность экономики и сократят выброс в атмосферу двуокиси углерода от дорожного транспорта в случае, если электроэнергия будет получена из возобновляемых источников. Для заряда аккумуляторных батарей, установленных на борту подобных транспортных средств, потребуются специальные инфраструктурные объекты.

Большая часть работы по стандартизации размеров и спецификации электрического оснащения инфраструктурных объектов зарядных станций, а также интерфейсов транспортных средств уже реализована в соответствующих стандартах или группах МЭК. Однако вопрос, касающийся передачи информации от транспортного средства на местный объект и в сеть, пока не проработан на должном уровне.

Связь "автомобиль - электрическая сеть" дает преимущества для оптимизации энергоресурсов сети и системы выработки электроэнергии. Это объясняется возможностью подзаряжать транспортные средства в оптимальный, с точки зрения энергосбережения, промежуток времени. Следует разработать эффективную и удобную систему оплаты. Необходимый канал связи может использоваться в будущем для стабилизации электрической сети, а также для предоставления дополнительных информационных услуг, необходимых для эффективной эксплуатации электромобилей.

     1 Область применения

Настоящий стандарт определяет связь между аккумуляторными электромобилями (BEV), гибридными автомобилями с подзарядкой от электросети (PHEV) и оборудованием электроснабжения электромобиля (EVSE). Набор команд для приложения, требования к которому устанавливает настоящий стандарт, служит для поддержки передачи энергии от EVSE к электроавтомобилю (EV). ГОСТ Р 58122 (ИСО 15118-1:2013) содержит дополнительные элементы случаев использования (часть 1, идентификаторы элементов случаев использования: F4 и F5), описывающие двунаправленную передачу энергии. Реализация указанных случаев использования требует оптимизации набора команд для приложения, описываемого в настоящем стандарте.

Настоящий стандарт распространяется на сети между EV (BEV или PHEV) и EVSE и устанавливает требования к особенностям обнаружения EV в коммуникационной сети и подключения по интернет-протоколу (IP) между EVCC и SECC (см. рисунок 1).

1 - предмет настоящего стандарта;

2 - определение сообщений учитывает случаи использования, которые определены для связи между SECC и SA

     Рисунок 1 - Коммуникационные отношения между EVCC, SECC и вторичным субъектом

В настоящем стандарте описаны сообщения, модель данных, формат представления данных на базе XML/EXI, использующих протоколы связи V2GTP, безопасности транспортного уровня TLS, управления передачей TCP и IPv6. Также в нем описан доступ к сервисам канального уровня с точки зрения уровня 3. Функциональность канального уровня и физического уровня описана в [1].

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 58122-2018 (ИСО 15118-1:2013) Транспорт дорожный. Интерфейс связи автомобиль - электрическая сеть. Часть 1. Общая информация и определение случаев использования

ГОСТ Р МЭК 61851-1-2013 Система токопроводящей зарядки электромобилей. Часть 1. Общие требования

ГОСТ Р МЭК 62196-1-2013 Вилки, штепсельные розетки, соединители и вводы для транспортных средств. Кондуктивная зарядка для электромобилей. Часть 1. Общие требования

ГОСТ Р МЭК 62196-2-2013 Вилки, штепсельные розетки, соединители и вводы для транспортных средств. Кондуктивная зарядка для электромобилей. Часть 2. Требования размерной совместимости и взаимозаменяемости для штыревых разъемов и арматуры сети переменного тока

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 58122* (ИСО 15118-1), а также следующие термины с соответствующими определениями:

________________

     * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 58122-2018. - Примечание изготовителя базы данных.

3.1 базовая зарядка; BC: Этап зарядки во время сеанса зарядки, управляемый в соответствии с ГОСТ Р МЭК 61851-1.

3.2 предельные параметры зарядки: Набор физических ограничений (например, напряжение, сила тока, энергия, мощность), которые согласуются во время сеанса связи транспортного средства и электросети для сеанса зарядки.

3.3 таймер установления связи: Таймер, отслеживающий время от подключения до сообщения об установлении сеанса.

3.4 сертификат контракта: Сертификат, выдаваемый EVCC либо корневым удостоверяющим органом (CA) коммуникации транспортного средства и электросети или подчиненным удостоверяющим органом (Sub-CA), который используется в XML-подписях на уровне приложения для того, чтобы SECC или вторичный субъект мог проверить контракт, выданный EVCC, и подписи, выданные EVCC.

3.5 состояние линии управления: Состояние EV, передаваемое по линии управления в соответствии с ГОСТ Р МЭК 61851-1.

3.6 удостоверение: Что-либо, обеспечивающее основу для уверенности, доверия, кредита и т.д.

Пример - Сертификаты, пароли, имена пользователя и т.д.

3.7 установление канала связи: Этап установления канала обмена данными.

Примечание 1 - Условие входа: любой действительный сигнал линии управления в соответствии с ГОСТ Р МЭК 61851-1; условие выхода: D-LINK_READY.indication(DLINKSTATUS=LinkEstablished).

3.8 особые правила кодирования=правило кодирования ASN-1; DER: Метод кодирования объекта данных, например сертификата X.509, подлежащего подписанию цифровой подписью или проверке подписи.

3.9 глобальный адрес: IP-адрес с неограниченным охватом.

3.10 зарядка со связью по протоколу высокого уровня; HLC-C: Один из этапов зарядки в соответствии с настоящим стандартом.

3.11 локальный адрес канала: IP-адрес, действующий только для данной линии связи, который может быть использован для доступа к смежным интерфейсам, подключенным к той же линии связи.

3.12 идентификационный режим: Обязательные и факультативные сообщения и параметры для идентификации, относящиеся к сценариям зарядки, которые используют внешние средства идентификации (EIM), и к сценариям зарядки, использующим режим "Plug and Charge" (PnC).

Примечание 1 - Идентификационный режим охватывает набор схожих сценариев зарядки для конкретного средства идентификации.

3.13 IP-адрес: Идентификатор межсетевого уровня для интерфейса или набора интерфейсов.

3.14 максимальная единица передачи; MTU: Максимальный размер (в байтах) наибольшего блока протокольных данных, который канальный уровень может передать.

3.15 набор сообщений: Набор обязательных сообщений при взаимодействии транспортного средства и электросети (V2G) и параметров для EVCC или SECC, охватывающий один или несколько элементов случаев использования.

3.16 таймер сообщений: Таймер, осуществляющий мониторинг пары запрос-ответ.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs