6.1 К основным субъектам отношений в области регулирования настоящего стандарта на территории Российской Федерации относятся:
- наднациональные органы ЕАЭС, уполномоченные в сферах конкурентной политики и ИС (ЕЭК);
- национальные государственные органы, уполномоченные в сферах антимонопольного регулирования и защиты конкуренции;
- национальные государственные органы, уполномоченные в сфере ИС и противодействия контрафакту;
- авторы РИД как ОИС;
- правообладатели РИД и приравненных к ним средств индивидуализации как ОИС;
- хозяйствующие субъекты;
- суды (Суд ЕАЭС и суды Российской Федерации).
6.2 ЕЭК как наднациональный, постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС осуществляет деятельность в пределах полномочий, предоставленных правом ЕАЭС, в том числе в сферах конкурентной политики, государственных и (или) муниципальных закупок, установления торговых режимов в отношении третьих сторон, технического регулирования и ИС.
В рамках ведения единой, скоординированной и согласованной конкурентных (антимонопольных) политик ЕЭК осуществляет следующие основные функции:
- контроль за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках (включая взаимодействие с уполномоченными органами государств - членов ЕАЭС), взаимодействия уполномоченных органов государств-членов между собой при осуществлении контроля за соблюдением конкурентного (антимонопольного) законодательства, а также введения государственного ценового регулирования и оспаривания решений государств - членов ЕАЭС о его введении;
- пресечение нарушений хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) государств - членов ЕАЭС, а также физическими лицами и некоммерческими организациями государств-членов, не являющимися хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), общих правил конкуренции, если такие нарушения оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках.
К основным полномочиям ЕЭК в предметной области настоящего стандарта относятся:
- рассмотрение заявления (материалы) о наличии признаков нарушения общих правил конкуренции, которое оказывает или может оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках, а также проведение необходимых расследований;
- возбуждение и рассмотрение дела о нарушении общих правил конкуренции, которое оказывает или может оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках, на основании обращений антимонопольного органа, хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), органов власти, физических лиц или по собственной инициативе;
- вынесение определения, принятие обязательных для исполнения хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) решений, в том числе о применении штрафных санкций к хозяйствующим субъектам (субъектам рынка), о совершении действий, направленных на прекращение нарушения общих правил конкуренции, устранение последствий их нарушения, обеспечение конкуренции, о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) привести к ограничению, устранению конкуренции на трансграничном рынке и нарушению общих правил конкуренции;
- запрос и получение информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих их функции органов или организаций государств - членов ЕАЭС, юридических лиц и физических лиц, в том числе конфиденциальной информации, необходимой для осуществления полномочий по контролю за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках;
- осуществление взаимодействия с центральными аппаратами уполномоченных органов государств - членов ЕАЭС (при передаче уполномоченными органами государств-членов заявлений о нарушении общих правил конкуренции на рассмотрение ЕЭК, при рассмотрении ЕЭК заявлений о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, при проведении ЕЭК расследований нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках, при рассмотрении ЕЭК дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, а также в иных случаях);
- направление ежегодно, не позднее 1 июня, в Высший совет ЕАЭС годового отчета о состоянии конкуренции на трансграничных рынках и мерах, принимаемых по пресечению нарушений общих правил конкуренции на них, и размещение одобренного отчета на официальном сайте ЕАЭС в сети Интернет;
- размещение решений по рассмотренным делам о нарушении общих правил конкуренции на официальном сайте ЕАЭС в сети Интернет.
6.3 В систему национальных государственных органов, осуществляющих на территории России антимонопольное регулирование, защиту и развитие конкуренции, входят федеральный антимонопольный орган, осуществляющий свою деятельность в соответствии с федеральными законами [3], [10], Банк России - для финансовых рынков [4]-[11] и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в регионах, осуществляющие свою деятельность на основе Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации [12].
6.3.1 Федеральный антимонопольный орган
Основным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере антимонопольного регулирования и защиты конкуренции в России, является ФАС России, который осуществляет следующие функции и полномочия (ст.22, 23 [3]):
- обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
- выявление нарушений антимонопольного законодательства, в том числе нарушения хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), а также физическими лицами и некоммерческими организациями, не являющимися хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), общих правил конкуренции, установленных Договором о ЕАЭС, принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечение к ответственности за такие нарушения;
- предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
- издание в установленном порядке нормативных правовых актов, выдача разъяснений по вопросам применения им антимонопольного законодательства и заключений о последствиях воздействия специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, последствиях изменения ставок таможенных пошлин для конкуренции на товарном рынке Российской Федерации;
- возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства, принятие по результатам их рассмотрения решений и выдача обязательных для исполнения предписаний, в том числе о прекращении действия регистрации и признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку в тех случаях, когда в действиях, связанных с приобретением и использованием исключительного права на средство индивидуализации, обнаруживается состав недобросовестной конкуренции;