Статус документа
Статус документа

ГОСТ 12.0.230.6-2018 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Обеспечение совместимости системы управления охраной труда с другими системами управления

    5.10 Предотвращение опасностей

5.10.1 При осуществлении процедур, предусмотренных пунктом 4.10 ГОСТ 12.0.230, организации следует учесть, что все возрастающее понимание важности управления рисками будет оказывать необходимую помощь в процессах согласования системы управления охраной труда с иными системами управления.

Организации следует стремиться, чтобы система управления охраной труда наравне с иными системами управления стала основой выработки мер управления рисками в различных областях деятельности организации.

5.10.2 Организации следует помнить, что ее деятельность связана с различными рисками для нее или для заинтересованных сторон, а не только с рисками повреждения здоровья работающих и профессиональными рисками утраты трудоспособности. Организации следует определять риски по всем аспектам своей деятельности, охватываемым системами управления, а также оценивать их значимость.

Оценка значимости неблагоприятного события, как правило, включает комбинированную экспертную оценку отрицательного воздействия какого-либо события, масштаба этого воздействия и вероятности проявления события. По результатам оценки рисков следует вести записи.

Пример - Риски поставить потребителю несоответствующую продукцию, нанести вред окружающей среде или подвергнуть опасности здоровье работников.

5.10.3 По каждому значимому риску организации следует определить необходимые меры управления. С этой целью организации следует разработать, внедрить и поддерживать процедуры оценки и управления рисками по каждому аспекту деятельности, охватываемому системами управления.

5.10.4 Организация должна провести предварительную (до осуществления любых изменений) оценку угроз и возможностей, которые возникают в результате внесения каких-либо изменений (изменения в ее структуре управления, в ее операционных процедурах, применение нового оборудования и т.п.).

Организация на этапе планирования систем управления (см. 5.8) должна рассмотреть все выявленные угрозы и возможности, связанные с изменениями.

5.10.5 Во всех системах управления предусмотрены установление, документальное оформление и поддержание в рабочем состоянии процедур, обеспечивающих идентификацию и реагирование на любое незапланированное событие.

Такие процедуры направлены на предупреждение или смягчение последствий любого такого события и в конечном счете на непрерывность производственных процессов в организации.

В рамках процедур управления рисками организация должна рассматривать меры реагирования на целый спектр событий, которые могут возникнуть и которые могут повлиять на способность организации продолжать свою деятельность. Такие события могут включать как отказы со стороны основного потребителя (или поставщика), так и аварийные ситуации с большими последствиями (пожары или даже наводнения и землетрясения).

Специфической особенностью систем управления охраной труда является характер таких незапланированных событий, в качестве которых в первую очередь следует рассмотреть аварийные ситуации, несчастные случаи или факты ухудшения состояния здоровья персонала, работающего под управлением организации.

Примечание - Представляется целесообразным, чтобы даже в согласованных (интегрированных) системах управления отмеченная специфика сохранялась, а процедуры предупреждения аварийных ситуаций, обеспечения готовности к ним и реагирования относились бы именно к системе управления охраной труда.

5.10.6 Помимо систем управления охраной труда требования, регламентирующие порядок материально-технического обеспечения (снабжения), встречаются в иных системах управления. Для обеспечения согласованности систем управления организации следует установить единую процедуру снабжения и аренды, в которую дополнительно включить требования, обозначенные в пункте 4.10.4 ГОСТ 12.0.230.