Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли


ГОСТ Р 58207-2018/ISO/IEC Guide 50:2014

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ


Руководящие указания по вопросам безопасности детей, рассматриваемым в стандартах и технических условиях


Safety aspects. Guidelines to address child safety in standards and specifications



ОКС 01.120

         97.190

Дата введения 2019-06-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации оборонной продукции и технологий" (ФГУП "Рособоронстандарт") на основе официального перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4, который выполнен ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 "Оценка соответствия"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 августа 2018 г. N 516-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/IEC Guide 50:2014* "Аспекты безопасности. Руководящие указания по обеспечению безопасности детей в стандартах и других спецификациях" (ISO/IEC Guide 50:2014 "Safety aspects - Guidelines for child safety in standards and other specifications", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Международный документ разработан Совместной рабочей группой комитета ИСО по потребительской политике (COPOLCO) и Консультативным комитетом МЭК по безопасности (ACOS).

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного документа для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО/МЭК 50-2002

6 Некоторые элементы настоящего стандарта могут являться объектами патентных прав


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

0.1 Потенциальные пользователи настоящего стандарта

Настоящий стандарт содержит руководство для специалистов, осуществляющих разработку и пересмотр стандартов, технических условий и других документов по стандартизации. Потенциальными пользователями настоящего стандарта могут также являться проектировщики, архитекторы, производители, поставщики различных услуг, преподаватели образовательных учреждений, специалисты в области коммуникаций и представители правительственных структур.

Руководство, изложенное в настоящем стандарте, содержит ценную информацию для аудиторов и инспекторов по технике безопасности при отсутствии специального стандарта в конкретной области.

0.2 Обоснование разработки настоящего стандарта

Предупреждение травматизма является ответственностью каждого человека. Главная задача заключается в разработке продукции, включающей продукцию промышленного производства, в том числе ее упаковку, а также в разработке процессов, конструкций, объектов среды жизнедеятельности, осуществления монтажных работ, услуг или любой их комбинации, которые позволят свести к минимуму возможность серьезных детских травм, а главное - травм, несовместимых с жизнью ребенка. Необходимо учитывать значимость соблюдения баланса между безопасностью детей и присущей им потребностью к познанию окружающего мира, включающей обучение на основе собственного опыта. Исключить потенциальные угрозы получения травм можно на этапе проектирования и внедрения технологий, управления производственными процессами, а также путем разработки соответствующей законодательной базы, организации соответствующего обучения и повышения уровня знаний.

0.3 Значимость обеспечения безопасности детей

Обеспечение безопасности детей должно быть одной из главных задач общества, поскольку детский и подростковый травматизм являются основной причиной смерти и инвалидности во многих странах. В Совместном докладе ВОЗ/ЮНИСЕФ о предотвращении детского травматизма [26] определяется, что непреднамеренные травмы являются основной причиной детской смертности в возрасте до 5 лет. Каждый год более 830000 детей погибают в результате дорожно-транспортных происшествий, пожаров, утоплений, падений и отравлений.

Дети входят во взрослый мир с природной потребностью к познанию, при этом не имея ни опыта, ни способности оценить возможные риски. Они могут использовать продукцию или взаимодействовать со средой жизнедеятельности не всегда надлежащим образом, что не обязательно должно рассматриваться как "неправильное применение". Ввиду этих причин вероятность травматизма в детском возрасте особенно высока. Присмотр за детьми не всегда может предотвратить или минимизировать серьезные травмы. В связи с этим выявлена необходимость создания новых стратегий в части предотвращения травматизма.

В стратегиях, нацеленных на обеспечение безопасности детей, должен найти отражение тот факт, что дети - это не маленькие взрослые. Предрасположенность детей к травмам и природа этих травм отличаются от травм, которые бывают у взрослых людей. Такие стратегии должны также учитывать обоснованно предполагаемое использование продукции или взаимодействие со средой жизнедеятельности. Характер подобного взаимодействия отражает особенности детского поведения, которое изменяется в зависимости от возраста ребенка и уровня его развития. Поэтому подход к обеспечению безопасности детей, как правило, существенно отличается от стратегий, направленных на защиту взрослых людей.

0.4 Роль стандартов

Стандарты могут играть важную роль в снижении и предупреждении детского травматизма, так как в результате их применения становится возможным:

- использование технических знаний и опыта при проектировании, производственном контроле и испытаниях;

- установление критических требований безопасности;

- информирование о возможных опасностях с помощью соответствующих инструкций, предупреждений, иллюстраций, символов и т.д.

Примечание - В рамках настоящего документа термин "стандарт" применим и к другим документам ИСО/МЭК.

0.5 Структура настоящего стандарта

Руководство ИСО/МЭК 50:2014 является дополнением к Руководству ИСО/МЭК 51. Указанное руководство содержит структурированный подход к снижению рисков в рамках обеспечения общей безопасности, в то время как требования настоящего стандарта сфокусированы на взаимосвязи между развитием детей и ущербом от непреднамеренных травм. В настоящем стандарте приведены рекомендации по предотвращению возможных рисков, с которыми могут столкнуться дети. Ниже приведена структура настоящего стандарта:

a) в разделе 4 приводится описание общего подхода к обеспечению безопасности детей, включая принципы системного подхода применительно к различным опасностям;

b) в рамках раздела 5 устанавливается взаимосвязь между развитием ребенка, его поведением и непреднамеренными травмами, а также антропометрическими данными детей (5.1.2), развитием двигательных способностей (5.1.3), физиологическим развитием (5.1.4), развитием когнитивных способностей (5.1.5) и исследовательским поведением (5.1.6); в подразделе 5.2 определяется значимость применения знаний о развитии ребенка для предотвращения различных травм; в подразделе 5.3 рассматривается биологический возраст по сравнению с фактическим развитием ребенка;

c) в разделе 6 определяется значимость физической и социальной среды для детей, а также уделяется особое внимание аспектам, связанным с обеспечением безопасной среды для сна ребенка;

d) в разделе 7 приводится описание опасностей, которым могут подвергаться дети в процессе использования продукции или взаимодействия с ней, вместе с конкретными указаниями, рассматривающими представленные опасности;

e) в разделе 8 приводится описание структурированного способа рассмотрения пригодности мер по обеспечению безопасности.

В приложении А приведен опросный лист для оценки адекватности требований разрабатываемого стандарта. В опросном листе отражены значение возможных опасностей, потенциальных травм, а также структурированные подходы к решению вопросов безопасности. Поскольку в приложении А приведена информация не обо всех основных подходах, рекомендуется его применять вместе с основным текстом настоящего стандарта. Приложение В содержит информацию о базах данных по различным травмам.

     1 Область применения


Настоящий стандарт содержит руководство для специалистов, осуществляющих разработку и пересмотр стандартов, технических условий и других документов по стандартизации. Основной целью настоящего стандарта является рассмотрение потенциальных источников возможных телесных повреждений детей в результате взаимодействия со средой жизнедеятельности или использования продукции, даже если продукция и объекты среды жизнедеятельности не предназначены для детей.

Настоящий стандарт не содержит указаний по предотвращению преднамеренного ущерба (например, насильственных действий над ребенком) или ущерба, не носящего физический характер, такого как психологический ущерб (вред), например запугивание.

В настоящем стандарте не приведена информация об экономическом эффекте от реализации его положений.

Примечание - Определение для термина "продукция" приведено в 3.5.

     2 Нормативные ссылки


Нормативные ссылки отсутствуют.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 опекун (carer): Лицо, временно выполняющее функцию по обеспечению личной безопасности (3.7) ребенка.

Примечание - В некоторых случаях опекуна называют "попечителем".


Пример - Родители; бабушки и дедушки; старшие братья и сестры, которым поручено присматривать за ребенком; другие родственники; взрослые знакомые; сиделки; учителя; няни; вожатые; спортивные тренеры; воспитатели детских лагерей; работники, ухаживающие за ребенком в дневное время.

3.2 ребенок (child): Человек в возрасте до 14 лет.

Примечания

1 Возможны различные возрастные ограничения в зависимости от национального законодательства; в разных странах могут использоваться различные возрастные ограничения.

2 Для получения более подробной информации см. 4.2.

3.3

ущерб (harm): Нанесение физического повреждения или вреда здоровью людей, или вреда имуществу либо окружающей среде.

[Руководство ИСО/МЭК 51:2014, 3.1]

3.4

опасность (hazard): Потенциальный источник ущерба (3.3).

[Руководство ИСО/МЭК 51:2014, 3.2]

3.5 продукция (product): Промышленное изделие, процесс, здание и сооружение, конструкция, услуга, среда жизнедеятельности или любая их комбинация.

Примечание - Упаковку потребительских товаров считают неотъемлемой частью продукции (см. также 7.1).

3.6

риск (risk): Сочетание вероятности нанесения ущерба (3.3) и тяжести этого ущерба.

[Руководство ИСО/МЭК 51:2014, 3.9 со следующим изменением - примечание 1 было удалено]

3.7

безопасность (safety): Отсутствие недопустимого риска (3.6).

[Руководство ИСО/МЭК 51:2014, 3.14]

3.8

допустимый риск (tolerable risk): Уровень риска (3.6), который в рассматриваемой области считается допустимым при современных общественных ценностях.

[Руководство ИСО/МЭК 51:2014, 3.15 со следующим изменением - примечание 1 было удалено]

     

     4 Общий подход к обеспечению безопасности детей

     4.1 Общие положения


При разработке или пересмотре стандарта на продукцию разработчики должны оценить, будут ли дети взаимодействовать с продукцией, являющейся объектом стандартизации, независимо от того, предназначена ли она специально для них, и если будут, установить принцип взаимодействия. В настоящем разделе рассматриваются принципы и подходы к обеспечению безопасности детей, отличные от аспектов обеспечения безопасности взрослых. Представленная информация является дополнением к Руководству ИСО/МЭК 51.