Недействующий
Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли


ГОСТ Р ИСО/МЭК 50-2002

Группа Т58

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ И СТАНДАРТЫ

Общие требования

Child safety and standards.
General reguirements


ОКС 13.120

Дата введения 2003-07-01



Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 "Основополагающие общетехнические стандарты. Оценка эффективности и управление рисками"

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 30 мая 2002 г. N 225-ст

3 Настоящий стандарт содержит полный аутентичный текст Руководства ИСО/МЭК 50:1987 "Безопасность детей и стандарты. Общие руководящие указания"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

     1 Область применения


Настоящий стандарт предназначен для организаций, разрабатывающих стандарты на изделия для детей, а также изделия, с которыми дети могут вступить в контакт.

     2 Определения


В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 безопасность: Концепция достижения оптимального баланса факторов, которые в максимально осуществимой мере могут уменьшить риск получения травм.

Примечание - Необходимо понимать, что маленькие дети не могут адекватно оценивать риск. Риск, обычно определяемый как допустимый, следует учитывать при рассмотрении проблемы безопасности детей.

2.2 средства защиты: Средства, разрабатываемые для предотвращения травматизма путем отделения ребенка от потенциальной опасности или для уменьшения риска получения травм.

2.3 прогнозируемое неправильное использование изделия (детьми): Использование изделия способом, отличающимся от указанного разработчиком, изготовителем и т.д., связанное с действиями детей на разных этапах их развития.

2.4 "Изделие" применяют для обозначения любой части изделия, которую можно отдельно рассматривать и проверять (например, определенное количество вещества, компонент, оборудование, часть узла или система). Сюда также относятся строительные компоненты, но не все здание.

Примечание - При разработке стандартов, на первый взгляд не связанных с детской безопасностью, также необходимо учитывать любые прямые или косвенные воздействия на детей.

     

     3 Общие требования


Изделия должны быть безопасными при их правильном использовании. Изделия, не предназначенные специально для детей, но с которыми, возможно, дети будут контактировать, следует проектировать так, чтобы при их использовании по назначению опасность для детей сводилась к минимуму.

Изделия, предназначенные для детей, следует проектировать так, чтобы опасность в указанных и ожидаемых условиях их использования была сведена к минимуму. При проектировании изделий необходимо всегда помнить, что дети могут использовать изделия не по назначению, установленному разработчиками, изготовителями и родителями.

Стандарты безопасности на изделия для детей могут устанавливать определенные характеристики с предельными значениями (максимальными или минимальными) или четко установленные размеры этих изделий, а также в некоторых случаях - конструктивные требования. Предпочтение устанавливать по экономическим соображениям характеристики с минимальными предельными значениями иногда оказывается не совпадающим с безопасностью детей. Поэтому характеристики, для которых эти ограничения вводятся, должны быть такими, чтобы элемент риска был уменьшен, насколько возможно. Данные, относящиеся к риску, должны быть использованы для идентификации тех случаев, когда возникают опасности для детей.

Стандарты на изделия для детей должны устанавливать технические требования и не затрагивать спорных этических проблем. Если статистика несчастных случаев указывает на необходимость принятия корректирующих мер, то нельзя забывать о соотношении затраты/выгоды или затраты/эффективность. Однако соображения, относящиеся к этим факторам, не должны быть определяющими.

Настоящий стандарт является технической базой для разработки законов и инструкций по безопасности. Требования проблемы безопасности, которые могли бы составлять часть правительственных распоряжений, должны быть в обязательном приложении к стандарту [1].

     

     4 Обязательные требования, включаемые в стандарты на изделия для детей

4.1 Эргономические требования

Стандарты должны учитывать:

- поведение детей, их реакцию, уровень умственного развития и познавательные способности в различном возрасте, так как это влияет на цвет, запах и оформление изделия, оценку риска и способность соответствующим образом реагировать на опасность;

- антропометрические данные детей, которым в основном предназначено данное изделие, а именно возраст, пол, массу, силу, размеры ребенка (рост, охват и т.д.), а также возможное неправильное использование изделия из-за возраста ребенка или другими детьми. Последнее особенно важно в отношении средств защиты.

Стандарты должны предусматривать возрастную адресованность данного изделия и ограничения на его использование.

4.2 Требования безопасности

При разработке стандартов необходимо учитывать касающиеся детей опасности, перечень которых рассмотрен в последующих пунктах и в приложении А, где многие несчастные случаи, связанные с использованием изделий и происходящие с детьми, проанализированы в деталях. К таким опасностям относятся:

- отравление (токсичность) и другие химические опасности;

- травмы от огня и воспламеняемости;

- ожоги в результате контактов с горячими поверхностями;

- ошпаривание;

- удушение, зажимание;

- заглатывание и вдыхание посторонних предметов;

- падение;

- травмы как следствие других механических опасностей, включая порезы/рваные раны, ссадины, травмы глаз и головы, а также повреждение слуха;

- электрошок;

- травмы как результат опасностей на воде (опасность утонуть).

4.2.1 Отравление (токсичность)

Токсическое воздействие представляет собой большую опасность для детей, чем для взрослых, поскольку масса детей меньше и, следовательно, количество заглатываемых или вдыхаемых ими токсичных веществ по отношению к массе больше. Кроме того, маленькие дети по причине их беспечности могут заглатывать потенциально токсичные изделия чаще, чем старшие по возрасту дети или взрослые.

Содержание потенциально токсичных веществ в изделиях не должно превышать количеств, согласованных на национальном или международном уровне. Необходимо использовать нетоксичные и неопасные материалы. Материалы, вызывающие аллергию, и канцерогенные материалы должны быть запрещены.

4.2.2 Воспламеняемость, тепловые травмы

Частота и тяжесть тепловых травм (ожогов и ошпариваний) у детей должны быть уменьшены благодаря введению в стандарты на изделия для детей характеристик воспламеняемости материалов, используемых, например, в мебели, постельном белье, игрушках, палатках, а также введению указанных характеристик в стандарты и инструкции, касающиеся устройств для варки и нагревания и систем горячего водоснабжения.

4.2.3 Заглатывание и вдыхание посторонних предметов

Маленькие дети на раннем этапе развития берут в рот небольшие предметы, и об этом необходимо помнить при составлении стандартов и разработке игрушек, мелких предметов, одежды и т.д. Это относится, в частности, к предметам, разработанным для детей в возрасте до трех лет. Некоторые стандарты устанавливают, что игрушки и мелкие предметы не должны быть менее усеченного цилиндра (один из таких цилиндров показан в приложении Б). Метод испытаний мелких частей игрушек должен быть распространен на все изделия, предназначенные для детей в возрасте до трех лет. Порошок и другие гранулированные наполнители, которые можно вдохнуть и которые могут быть причиной легочных травм, должны быть запрещены.

Маленькие дети не различают действительно безвредные предметы и имитации или модели, представляющие собой опасность, что может привести к заглатыванию или вдыханию таких предметов. Предметы, которые нельзя брать в рот, например резинки (ластики) или небольшие игрушки, не должны напоминать пищу, например конфетки, которые ребенок обычно ест. Таким же образом пища, например шоколадные яйца, не должна содержать несъедобные игрушки или другие изделия, которые ребенок может проглотить или вдохнуть во время еды.

4.2.4 Механические опасности и особенности конструкций

Стандарты по безопасности необходимы на такие изделия, как детская мебель, игрушки, принадлежности для игр и другие изделия, которые дети используют и с которыми они будут вступать в контакт. Стандарты должны гарантировать, что изделия являются безопасными и не становятся опасными из-за дефектов в их дизайне, конструкции или материалах. Такие гарантии должны быть распространены на правильное использование изделий; на случай ожидаемого неправильного использования изделий детьми потребителя необходимо информировать о мерах предосторожности при обращении с таким изделием. Например, отверстия должны иметь такие размеры, чтобы они не могли захватить палец ребенка и преграждали доступ к движущимся частям изделия. Для проверки размеров отверстий рекомендуется использовать соответствующий стандартный шаблон. Разработчики, производители, продавцы должны соблюдать требования стандартов, даже если они не подтверждены соответствующими инструкциями или законами.

К механическим опасностям, требования к которым необходимо вводить в стандарты, относятся:

- удушение материалами;

- острые места или края, которые могут привести к порезам/рваным ранам;

- небольшие детали или наполнители, которые могут быть проглочены или которые можно вдохнуть;

- захват головы, пальцев или конечностей движущимися или стационарными механизмами;

- зажимание шнурами;

- падение с оборудования помещений или с мебели;

- выступы, за которые может зацепиться одежда или которые могут быть причиной (необязательно) травм при падениях или в процессе игры;

- проникающие раны, включая травмы глаз;

- чрезмерный шум.   

Необходимо учитывать прочность и пригодность материалов, используемых в изделиях. В частности, отожженное стекло представляет собой опасность для детей, и поэтому в соответствующих местах домов и общественных зданий необходимо вставить безопасные стекла.

4.2.5 Электрическая безопасность

В стандарты на электротовары необходимо вводить требования безопасности в соответствии с [2], [3], в которых дана наиболее важная информация по безопасности, необходимая при разработке стандартов на изделия.

4.2.6 Излучение

Излучение в большей степени воздействует на подрастающих детей, чем на взрослых. Хотя обычно излучение в окружающей среде является неконтролируемым, любые стандарты, связанные с радиоактивными веществами, должны учитывать более высокую уязвимость детей.

     

     5 Маркировка и этикетирование


На предупреждающей этикетке (далее - этикетка) не должно быть сведений об опасностях, которые следовало бы уже устранить утверждением соответствующих характеристик безопасности или заменой опасных компонентов на равноценные более безопасные компоненты.

Этикетка с указанием мер предосторожности должна быть приложена или прикреплена к изделию так, чтобы она была доступна потребителю. Изделия должны иметь маркировку с указанием наименования изготовителя, его адреса (или то же самое и об ответственном продавце), номера модели, типа, наименования изделия или его обозначения, а также достаточную информацию для возврата изделия в случае необходимости. Для маркировки могут быть использованы "пластинки-наименования", этикетки, штампы и т.д. Расположение этикеток должно быть указано в стандарте на изделия.

Изготовители должны предоставлять потребителям соответствующие и легкопонимаемые инструкции, позволяющие уменьшить риск опасного неправильного применения изделия (в соответствии с [4]). Предостережения об опасностях или ограничения применения изделий являются критическими для безопасности и должны занимать равноправное место среди других инструкций, представляемых с изделием, а также должны находиться на видном месте при продаже.

Игрушки и изделия мелких размеров должны иметь соответствующие этикетки с указанием "Не подходят для детей в возрасте до трех лет". Следует учитывать, что инструкции, прилагаемые к изделию, не всегда могут быть выполнены. Поэтому возможные опасные последствия этого необходимо знать и учитывать с позиций этики производства таких изделий.

Введение международных согласованных знаков безопасности должно поощряться. Знаки безопасности, предназначаемые взрослым, должны быть воспринимаемыми и детьми. Предварительно необходимо проверить, что дети определенной возрастной группы, для которых этикетки предназначаются, действительно понимают их. Изучение знаков безопасности должно быть предусмотрено в образовательных или информационных программах.

     

     6 Упаковка


Изделия, представляющие собой опасность для детей, например определенные лекарства, а также некоторые химикаты для дома и сада, должны быть размещены в упаковках, недоступных для детей. Стандарты должны предусматривать использование предостерегающих этикеток для всех опасных изделий. Пакеты, изготовленные из полиэтиленовой пленки или полимерных пленок других типов, должны иметь предостережение о риске удушения, и их необходимо держать подальше от детей. Большие пластиковые упаковки, по возможности, должны иметь отверстия [5].

     7 Маркетинг


Изделие, представляющее собой опасность для детей определенного возраста, не следует конструировать, оформлять или рекламировать так, чтобы оно становилось особенно привлекательным для детей этого возраста. Маркировка должна включать в себя предостережение типа "Защита от несчастных случаев не гарантируется".

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)

     
Возможные меры по предупреждению несчастных случаев конкретных типов,
связанных с изделием


Для каждого несчастного случая, связанного с использованием изделия, идентифицированного и указанного в настоящем приложении, приведены данные о его частоте и степени серьезности детских травм (таблица А.1).