ГОСТ Р 58185-2018
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКУПКА ОБРАЗЦОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ИСПЫТАНИЙ ПРОДУКЦИИ
Руководство по добросовестной практике
Sample purchasing for consumer goods testing. Guidelines on diligent practice
ОКС 19.020; 03.120; 13.120; 03.160
Дата введения 2019-03-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 111 "Защита прав потребителей на основе контроля продукции на стадиях обращения и при оказании услуг"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 июля 2018 г. N 427-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт устанавливает требования к закупке образцов, включая их отбор, транспортирование, обезличивание, хранение, в том числе контрольных, а также правила документального оформления этих процедур для проведения потребительских испытаний и передачи образцов в испытательную лабораторию.
Настоящий стандарт предназначен для применения негосударственными организациями, чья деятельность направлена на защиту прав потребителей и проведение исследований в области качества и безопасности товаров и услуг, в том числе потребительских испытаний.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 54941 Сравнительные испытания потребительских товаров и связанных с ними услуг. Общие принципы
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 база данных образцов: Структурированная совокупность сведений об образцах и результатах испытаний.
3.2 закупщик образцов (закупщик): Физическое лицо или представитель организации, занимающейся закупкой образцов для проведения испытаний.
3.3 товарная категория: Совокупность товаров, которые обладают сходным составом потребительских свойств и показателей.
3.4 контрольный образец: Количество (объем, масса, количество единиц) образца исследуемой продукции, случайным образом отобранное и достаточное для проведения повторных испытаний в течение срока годности (срока службы).
3.5
метод испытания: Совокупность конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов испытания с установленными показателями точности. |
3.6 обезличивание образца: Удаление с образца информации о его наименовании, изготовителе, торговой марке, логотипе, а также любой иной информации, которая может привести к однозначной идентификации образца в испытательной лаборатории.
3.7 образец продукции: Единица потребительской продукции, используемая в качестве представителя этой продукции при испытаниях или оценке качества.
3.8
потребительские испытания: Комплексные испытания потребительской продукции для определения степени ее соответствия интересам потребителей, в том числе заявленным свойствам, обычно предъявляемым требованиям, ожиданиям и предпочтениям потребителей, а также лучшим образцам такого рода продукции. |
3.9 торговая марка: Обозначение, служащее для идентификации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
3.10 шифрование образца для испытаний: Процедура, целью которой является соблюдение конфиденциальности информации о товаре для обеспечения достоверности результатов испытаний.
В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:
БД - база данных;
ИЛ - испытательная лаборатория или испытательный центр;
КО - контрольный образец;
ОРТ - объект розничной торговли;
ПИ - программа испытаний;
СМИ - средства массовой информации;
ТЗ - техническое задание;
ТМ - торговая марка.
5.1 Общая последовательность действий при организации закупки образцов
В общем случае закупку образцов следует проводить в следующей последовательности:
1) маркетинговые исследования рынка и формирование списка образцов;
2) составление ТЗ на закупку;
3) закупка образцов и ее документальное оформление;
4) техническая фотосъемка образцов;
5) обезличивание, шифрование, опломбирование образцов и их документальное оформление;
6) техническая фотосъемка обезличенных, промаркированных шифрами и опломбированных образцов;
7) транспортирование и передача образцов в ИЛ и документальное оформление;
8) внесение сведений об образцах в базу данных.
5.2 Формирование списка образцов на основе маркетинговых исследований рынка
5.2.1 Для формирования списка образцов следует определить:
- товарную категорию и основные характеристики товара;
- требования и ограничения к образцам, в том числе по:
1) стоимости;
2) количеству (объему, массе, размеру и т.п.);
3) характеристикам товара (составу, цвету и т.п.);
4) дате производства (сроку годности/хранения);
5) месту производства товара;
6) иное;
- количество образцов для проведения испытаний с учетом КО;
- планируемые регионы закупки;
- список рекомендуемых ТМ;
- список рекомендуемых торговых сетей и прочих торговых точек для закупки.
5.2.2 Список образцов следует формировать на основе маркетинговых исследований, проводимых с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет (преимущественно для непищевой продукции) и на объектах розничной и/или оптово-розничной торговли (преимущественно для пищевой продукции). При формировании списка образцов следует учитывать распространенность товаров, информацию об их качестве (на основании исследований качества, жалоб потребителей), заявки юридических и физических лиц. При этом продукция, подвергающаяся испытаниям, должна быть востребована на рынке на момент проведения испытаний и после публикации результатов испытаний.
5.2.3 Для определения распространенности товара в ходе маркетинговых исследований следует провести осмотр нескольких ОРТ, принадлежащих разным торговым сетям. При определении распространенности товара учитывается идентичность следующих характеристик: изготовитель/производитель, страна изготовления, объем/масса, размер, конкретные характеристики (например, требования к составу) и т.п.
Примечание - Для импортной продукции следует указывать наименование и место нахождения организации-импортера или фамилию, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (согласно ТР ТС 022/2011, п.4.1, пп.7).
5.2.4 При формировании списка образцов для проведения закупок в различных регионах следует учитывать заявки и предложения органов исполнительной власти, ассоциаций, союзов и объединений потребителей и производителей этих регионов, общественных организаций, иных юридических и физических лиц, а также СМИ.
5.2.5 По итогам маркетинговых исследований формируются два списка:
- основной список ТМ;
- список с резервными ТМ, которые следует закупать в том случае, если по каким-либо причинам части позиций из основного списка не будет в продаже.
5.2.6 В списке образцов продукция может быть ранжирована:
- выпускаемая крупными производителями и импортерами;
- реализуемая торговыми сетями;
- выпускаемая региональными производителями/изготовителями;
- и т.д.
5.3 Техническое задание на закупку образцов
5.3.1 ТЗ на закупку определяет порядок проведения закупки образцов и транспортирования их в лабораторию(и). Примерная форма ТЗ на закупку образцов приведена в приложении А.
5.3.2 В ТЗ на закупку рекомендуется указывать следующие сведения:
- товарная категория, при этом степень детализации категории продукции зависит от вида испытаний.
Пример - В случае плановых испытаний достаточной является степень детализации "масло сливочное, 82,5%"; в случае арбитражных испытаний - "масло сливочное, 82,5%, "Лужок", пачка, 200 г";
- утвержденный к закупке список основных и резервных ТМ с описанием образцов, включая наименование, сведения об объеме, массе, производителе и т.д., а также особые требования к продукции;
- требования к маркировке согласно [1] и [2], а также нормативной документации на конкретный вид продукции;
- количество образцов для закупки согласно 6.2;
- условия хранения, транспортирования образцов, указанные в маркировке, а также способы обеспечения соблюдения указанных условий (например, использование специального оборудования);