Статус документа
Статус документа

ГОСТ 12936-2017

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СПИДОМЕТРЫ АВТОМОБИЛЬНЫЕ С ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ

Технические требования и методы испытаний

Automobile speedometer with electric drive. Technical requirements and test methods



МКС 17.080

Дата введения 2019-04-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ"), Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "Автоэлектроника" (ООО "НТЦ "Автоэлектроника")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 ноября 2017 г. N 52)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны
по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт


(Поправка. ИУС N 2-2020), (Поправка. ИУС N 4-2020).

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июля 2018 г. N 409-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12936-2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2019 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 12936-82


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)


ВНЕСЕНЫ: поправка, опубликованная в ИУС N 2, 2020 год; поправка, опубликованная в ИУС N 4, 2020 год  

Поправки внесены изготовителем базы данных

          

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на спидометры с электроприводом и питанием от бортовой сети (далее - спидометры), устанавливаемые на автомобили и предназначенные для преобразования частоты импульсов бесконтактного датчика спидометра или частоты вращения приводного вала датчика спидометра в показание скорости движения, а также количества импульсов бесконтактного датчика спидометра или количества оборотов приводного вала датчика спидометра в показание счетчика пройденного пути автомобиля.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 515-77 Бумага упаковочная битумированная и дегтевая. Технические условия

ГОСТ 9142-2014 Ящики из гофрированного картона. Общие технические условия

ГОСТ 10958-78 Стекла защитные для приборов общепромышленного применения. Технические условия

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 14254-2015 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16536-90 Ящики деревянные для продукции автомобильной промышленности. Технические условия

ГОСТ 25651-2015 Приборы автомобилей контрольно-измерительные. Технические требования и методы испытаний

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Технические требования

3.1 Спидометры изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ГОСТ 25651, по техническим условиям на спидометры конкретного вида и конструкторской документации (далее - КД), утвержденной в установленном порядке.

Внешний вид спидометра должен соответствовать образцу, утвержденному в установленном порядке.

3.2 Спидометры изготавливают на номинальные напряжения постоянного тока 12 или 24 В.

3.3 Верхний предел диапазона показаний спидометра следует выбирать из ряда: 60, 80, 100, 120, 140, 160, 180, 200, 220 и т.д. через 20 км/ч.

3.4 Спидометры изготавливают с итоговым счетчиком, указывающим пройденный путь.

Емкость итогового счетчика пройденного пути должна быть 999999,9 или 999999 км. Допускается изготавливать итоговый счетчик емкостью 99999 км.

Показания итогового счетчика спидометров, выпущенных предприятием-изготовителем, должны быть не более 10 км.

По согласованию с потребителем спидометры могут изготавливать с дополнительным счетчиком, позволяющим вручную устанавливать его показания на ноль. Емкость этого счетчика должна быть 999,9 км.

3.5 Передаточное отношение механизма спидометра от приводного вала к счетному узлу должно соответствовать 624:1 и 1000:1, если другое не оговорено в КД на спидометры конкретного типа.

3.6 Крутящий момент, необходимый для приведения в действие вала датчика, не должен превышать 0,6 кгс·см (0,06 Н·м), для датчиков с приводным валом - не должен превышать 1,0 кгс·см (0,1 Н·м).

3.7 При постоянной частоте вращения привода спидометра стрелка указателя скорости на отметках шкалы более 20 км/ч не должна иметь колебаний, превышающих ±2% верхнего предела диапазона показаний.

3.8 Основная погрешность спидометра должна быть положительной.

Основная погрешность указателя скорости показывающего прибора спидометра при температуре окружающего воздуха (20±5)°С указана в таблице 1.

Таблица 1

В км/ч

Числовые отметки шкалы

Основная погрешность

До 60 включ.

+4

80+20

+(5+)

Примечание - 0, 1, 2, 3, …

3.9 Дополнительная (температурная) погрешность указателя скорости спидометра на каждые 10°С изменения температуры окружающего воздуха от (20±5)°С указана в таблице 2.

Таблица 2

Диапазон температур, °С

Дополнительная погрешность, % от верхнего предела диапазона измерений

От минус 25 до плюс 60

±2

От минус 40 до минус 25

±5

3.10 Спидометры должны быть работоспособными:

- в диапазоне температур окружающего воздуха от минус 50°С до плюс 60°С;

- при максимальной относительной влажности воздуха (95±3)% при температуре (40±2)°С.

3.11 Спидометры должны сохранять работоспособность после пребывания в неработающем состоянии при температуре окружающего воздуха по ГОСТ 25651.

3.12 Спидометры должны быть работоспособными после воздействия вибрации с ускорением (50±10) м/с и с частотой (50±2) Гц.

3.13 Спидометры должны быть виброустойчивыми по ГОСТ 25651.

3.14 Электрическая прочность изоляции - по ГОСТ 25651.

3.15 Спидометры должны быть защищены от проникновения пыли и воды по ГОСТ 14254:

- IP5X - для показывающего прибора;

- IPX7 - для датчика при условии уплотнения места выхода приводного валика на автомобиле.

Примечание - Требования настоящего пункта не распространяются на показывающие приборы бескорпусного исполнения.

3.16 Стекло по ГОСТ 10958 (или другой прозрачный материал), предохраняющее отсчетное устройство показывающего прибора, не должно иметь дефектов, препятствующих правильному отсчету показаний.

3.17 Лакокрасочные и гальванические покрытия приборов должны выдерживать без повреждения воздействие факторов окружающей среды, указанных в настоящем стандарте.

3.18 Номенклатура и значения показателей надежности спидометра должны соответствовать показателям надежности автомобиля, для которого он предназначен, и устанавливаться в технических условиях на спидометры конкретного вида.

Критерием предельного состояния спидометров является превышение значения основной погрешности, указанной в таблице 3 и 3.22.

Таблица 3

В км/ч

Числовые отметки шкалы

Увеличение предела допускаемой основной погрешности

До 60 включ.

+2
-1

80+20

+(2+0,5)
-1

Примечание - 0, 1, 2, 3, …

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs