Основу законодательства в области наилучших доступных технологий (далее - НДТ) сформировал Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который совершенствует систему нормирования в области охраны окружающей среды, вводит в российское правовое поле понятие "наилучшая доступная технология" и меры экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения НДТ.
Внедрение НДТ предусмотрено международными конвенциями и соглашениями, ратифицированными Российской Федерацией, в том числе Конвенцией ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Конвенцией по защите морской среды района Балтийского моря, Конвенцией о защите морской среды Каспийского моря, Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях, Конвенцией об охране и использовании трансграничных водотоков и озер, Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и др.
Положения Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ [1] в части, касающейся НДТ, сформированы с учетом норм европейского права, которые требуют использования НДТ в целях предупреждения и сокращения загрязнений окружающей среды, в частности Директивы Европейского парламента и совета 2010/75/ЕС* от 24 ноября 2010 г. "О промышленных эмиссиях (комплексное предупреждение и контроль)", включившей основные нормы Директивы Европейского совета 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. "О комплексном предупреждении и контроле загрязнений", которая впервые ввела в европейское правовое поле понятие "наилучшая доступная технология", и Директивы Европейского парламента и совета 2008/1/ЕС от 15 января 2008 г. "О комплексном предупреждении и контроле загрязнений", представляющей собой актуализированную версию Директивы 96/61/ЕС. Принятая в 2010 г. Директива 2010/75/ЕС "О промышленных эмиссиях (комплексное предупреждение и контроль)", отменяющая с 1 января 2016 г. Директиву 96/61/ЕС "О комплексном предупреждении и контроле загрязнений", сохранила положение о необходимости применения НДТ.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
За рубежом внедрение НДТ эффективно осуществляется во всех отраслях промышленности с момента вступления в силу Директивы 96/61/ЕС.
В Российской Федерации предусмотрен комплекс мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы НДТ и внедрение современных технологий, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 г. N 449-р, а также обеспечение реализации перехода промышленности России на принципы НДТ, включая создание современного отечественного оборудования. В частности, он предусматривает формирование информационно-технических справочников.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 2178-р разработка и публикация информационно-технических справочников НДТ (далее - ИТС НДТ) будут осуществляться в период 2015-2017 гг. При регламентации технологического нормирования с учетом НДТ законодатель руководствовался европейским опытом, в том числе и при создании ИТС НДТ.
Настоящий стандарт подготовлен с учетом положений Словаря-справочника терминов и определений в области НДТ, созданного ООО "Инновационный экологический фонд" по инициативе Проекта ПРООН/ГЭФ 00077026 "Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России".
В настоящем стандарте представлена система терминов с соответствующими определениями в области охраны окружающей среды, применяемых в европейских справочниках НДТ, в российском нормативном правовом поле (библиография), и при необходимости введены дополнительные термины с соответствующими определениями в указанной области.
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в данной области знания.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин, который выделен по тексту полужирным шрифтом.
Нерекомендуемые к применению термины-синонимы выделены по тексту курсивом либо светлым шрифтом, приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой "Нрк".
Краткие формы, представленные аббревиатурой или словосочетанием на базе аббревиатуры, приведены после стандартизованного термина, отделены от него точкой с запятой и выделены светлым шрифтом.
Для сохранения целостности терминосистемы в настоящем стандарте приведены терминологические статьи из других стандартов, действующих на том же уровне стандартизации, которые заключены в рамки из тонких линий.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.