Статус документа
Статус документа

ПНСТ 265-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование нежестких дорожных одежд

     7 Конструирование нежестких дорожных одежд

7.1 Задачи конструирования дорожных одежд

Задачами конструирования дорожных одежд являются:

- обоснование типов дорожных одежд и вида покрытия;

- назначение числа конструктивных слоев и выбор материалов для их устройства, размещение их в конструкции в такой последовательности, чтобы с учетом уменьшения по глубине напряжений от колесной нагрузки, климатических и грунтово-гидрологических условий наилучшим образом проявлялись их прочностные, деформативные и теплоизолирующие свойства;

- назначение ориентировочных толщин слоев (при расчете дорожных одежд с использованием специализированных расчетных программ - минимальных, максимальных толщин и шага перебора);

- назначение мероприятий по обеспечению морозоустойчивости дорожной конструкции с учетом дорожно-климатической зоны, типа грунта рабочего слоя земляного полотна и схемы его увлажнения на различных участках;

- назначение мероприятий по осушению дорожных одежд и снижению притока воды.

7.2 Конструирование нежестких дорожных одежд проводят, учитывая следующие факторы:

- категорию дороги;

- интенсивность и состав движения;

- дорожно-климатическую зону и подзону;

- вид грунта рабочего слоя земляного полотна;

- схему увлажнения грунта рабочего слоя земляного полотна;

- наличие и качество дорожно-строительных материалов;

- возможность стадийного усиления дорожной одежды путем устройства сверху новых слоев покрытия по мере увеличения интенсивности движения.

7.3 При конструировании нежестких дорожных одежд необходимо руководствоваться следующим:

- типы дорожных одежд, их конструкция, вид покрытия должны удовлетворять транспортно-эксплуатационным требованиям, предъявляемым к автомобильной дороге соответствующей категории, в зависимости от ожидаемого состава и интенсивности движения с учетом их изменения в течение заданных межремонтных сроков и предполагаемых условий ремонта покрытия и содержания дороги;

- конструкции дорожных одежд могут быть повторного применения (типовыми) или разрабатываться индивидуально для каждого участка или ряда участков дороги, характеризующихся сходными природными условиями (грунт рабочего слоя земляного полотна, условия его увлажнения, климат, обеспеченность местными материалами и др.) и расчетными нагрузками. При выборе конструкции для данных условий предпочтение следует отдавать проверенной на практике типовой конструкции;

- в районах, не обеспеченных стандартными каменными материалами, допускается применять местные каменные материалы, побочные продукты промышленности и грунты, свойства которых могут быть улучшены обработкой их вяжущими (цемент, битум, известь, активные золы уноса и др.). Одновременно надо стремиться к созданию наименее материалоемкой конструкции;

- конструкции дорожных одежд должны быть технологичными и обеспечивать возможность максимальной механизации и индустриализации дорожно-строительных процессов. Для достижения этой цели число слоев и видов материалов в конструкции должно быть минимальным;

- необходимо учитывать реальные условия проведения строительных работ (летняя или зимняя технология и др.).

7.4 Развитие прочности дорожной одежды должно идти за счет увеличения толщины слоев из местных материалов. Из привозных материалов следует назначать верхние слои дорожной одежды минимальной толщины.

Минимальные толщины конструктивных слоев из минеральных материалов в уплотненном состоянии принимают не менее двукратного размера наиболее крупной фракции применяемого минерального материала.

Независимо от результатов расчета на прочность дорожных одежд толщины конструктивных слоев в уплотненном состоянии следует принимать не менее приведенных в таблице 2.

Минимальные толщины конструктивных слоев из различных материалов представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Минимальные толщины конструктивных слоев дорожных одежд

Материал покрытий и других слоев дорожных одежд

Минимальная толщина слоя, см

Асфальтобетон для верхнего слоя покрытия из смесей с номинальным максимальным размером минерального заполнителя не более 12,5 мм

4

Асфальтобетон из смесей с номинальным максимальным размером минерального заполнителя более 12,5 мм

Не менее 2,5-кратного номинального максимального размера

 

Щебеночные (гравийные) материалы, обработанные органическим вяжущим

8

Щебеночные (гравийные) материалы, обработанные неорганическим вяжущим

8

Щебеночные (гравийные) материалы, обработанные комплексным вяжущим

8

Щебень, обработанный органическим вяжущим по способу пропитки

8

Щебеночные и гравийные материалы, не обработанные вяжущим на песчаном основании

15

Щебеночные и гравийные материалы, не обработанные вяжущим на прочном основании (каменном или из укрепленного грунта)

8

Грунты, обработанные органическими или неорганическими вяжущими

10

Песок

20

Примечания

1 В случае применения асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128 и щебеночно-мастичных смесей по ГОСТ 31015 на улицах населенных пунктов минимальную толщину слоя асфальтобетона назначают не менее двукратного размера наиболее крупной фракции.

2 Минимальную толщину слоев из асфальтобетона рекомендуется округлять до 0,5 см в большую сторону.