Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 15378-2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРВИЧНЫЕ УПАКОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Частные требования по применению ИСО 9001:2008 с учетом надлежащей производственной практики (GMP)

Primery packaging materials for medicinal products. Particular requirements for the application of ISO 9001:2008 with reference to good manufacturing practice (GMP)

ОКС 03.120.10

         11.040.01

Дата введения 2018-07-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (Первый МГМУ имени И.М.Сеченова) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 458 "Разработка, производство и контроль качества лекарственных средств"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 сентября 2017 г. N 1076-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 15378:2015* "Первичные упаковочные материалы для лекарственных средств. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 с учетом надлежащей производственной практики (GMP)" (ISO 15378:2015 "Primary packaging materials for medicinal products - Particular requirements for the application of ISO 9001:2008, with reference to Good Manufacturing Practice (GMP)", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 53699-2009 (ИСО 15378:2006)

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Настоящий стандарт определяет принципы надлежащей производственной практики (GMP) и устанавливает требования к системе менеджмента качества, применимой к первичным упаковочным материалам для лекарственных средств. Реализация принципов GMP при производстве и контроле качества первичных упаковочных материалов в рамках организаций-производителей имеет чрезвычайно важное значение для обеспечения безопасности пациентов, получающих лекарственные препараты, из-за непосредственного контакта первичной упаковки с препаратом. Применение GMP в отношении фармацевтических упаковочных материалов помогает обеспечить соответствие этих материалов требованиям и потребностям фармацевтической промышленности.

Настоящий стандарт применяется к первичным упаковочным материалам и содержит основные положения стандарта ИСО 9001:2008.

В отношении построения настоящего стандарта действуют следующие правила:

- разделы или подразделы, цитируемые полностью и без изменений из ИСО 9001:2008, заключены в рамку;

- текст, выделенный курсивом*, содержит дополнительную информацию по GMP, касающуюся первичных упаковочных материалов (в соответствии с ИСО 15378).

________________

* В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов приводятся обычным шрифтом. - Примечание изготовителя базы данных.


Термины и определения по GMP содержатся в разделе 3. При включении в перечень источник приводится в скобках.

ИСО 9001:2008, Системы менеджмента качества - Требования

01 Общие положения

Для создания системы менеджмента качества необходимо стратегическое решение организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют:

a) ее внешняя среда, изменения или риски, связанные с этой средой;

b) изменяющиеся потребности;

c) конкретные цели;

d) выпускаемая продукция;

e) применяемые процессы;

f) размер и структура организации.

Настоящий стандарт не предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества или их документации.

Требования к системе менеджмента качества, установленные настоящим стандартом, являются дополняющими по отношению к требованиям к продукции. Информация, обозначенная как "Примечание", носит характер методических указаний для понимания или разъяснения соответствующего требования.

Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая органы по сертификации, в целях оценки способности организации выполнять требования потребителей, требования к продукции, являющиеся обязательными к исполнению в соответствии с действующим законодательством (далее - обязательные требования), и собственные требования.

При разработке настоящего стандарта были учтены принципы менеджмента качества, установленные ИСО 9000 и ИСО 9004.


Основной задачей настоящего стандарта является определение гармонизированных требований к первичным упаковочным материалам. Он содержит некоторые частные требования к первичным упаковочным материалам, заимствованные из правил GMP и касающиеся производства, контроля и т.п. лекарственных средств.

Процессный подход

ИСО 9001:2008, Системы менеджмента качества - Требования

02 Процессный подход

Настоящий стандарт направлен на применение "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая в целях преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.

Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов, направленный на получение желаемого результата, могут быть определены как "процессный подход".

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:

a) понимания и выполнения требований;

b) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавляемой ими ценности;

c) достижения запланированных результатов выполнения процессов и обеспечения их результативности;

d) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.

Приведенная на рисунке 1 модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами, представленными в разделах 4-8. Эта модель показывает, что потребители играют существенную роль в установлении требований, рассматриваемых в качестве входов.

Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации о восприятии потребителями выполнения их требований. Приведенная на рисунке 1 модель охватывает все основные требования настоящего стандарта, но не показывает процессы на детальном уровне.

Примечание 1 - Кроме того, ко всем процессам может быть применен цикл "Plan - Do - Check - Act" (PDCA). Цикл PDCA можно кратко описать так:

- планирование (plan) - разработка целей и процессов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации;

- осуществление (do) - внедрение процессов;

- проверка (check) - постоянные контроль и измерение процессов и продукции в сравнении с политикой, целями и требованиями на продукцию и сообщение о результатах;

- действие (act) - принятие действий по постоянному улучшению показателей процессов.


Рисунок 1 - Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе

ИСО 9001:2008, Системы менеджмента качества - Требования

0.3 Связь с ИСО 9004

ИСО 9001 и ИСО 9004 являются стандартами на системы менеджмента качества, которые дополняют друг друга, но их можно применять также независимо.

ИСО 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут быть использованы для внутреннего применения организациями, а также в целях сертификации или заключения контрактов. Стандарт направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей и соответствующих законодательных и других обязательных требований.

Ко времени публикации стандарта ИСО 9001:2008 стандарт ИСО 9004 находился на стадии пересмотра.

Новая версия ИСО 9004 будет содержать рекомендации для менеджмента по достижению устойчивого успеха любой организации в сложной, требовательной и постоянно изменяющейся среде. ИСО 9004 представляет более широкий взгляд на менеджмент качества, чем ИСО 9001; он нацеливает на удовлетворение потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон на основе систематического и постоянного улучшения деятельности организации. Однако этот стандарт не предназначен для целей сертификации, заключения контрактов и выполнения обязательных требований.


Совместимость с другими системами управления

Настоящий стандарт содержит требования ИСО 9001:2008 и дополнительно частные требования к первичным упаковочным материалам, которые позаимствованы из правил GMP по организации производства и контроля качества лекарственных средств и адаптированы, если это целесообразно.

ИСО 9001:2008, Системы менеджмента качества - Требования

0.4 Совместимость с другими системами управления

При разработке настоящего стандарта должное внимание было уделено положениям ИСО 14001:2004 для улучшения совместимости этих двух стандартов в интересах сообщества пользователей. Приложение A показывает соответствие между ИСО 9001:2008 и ИСО 14001:2004.

Настоящий стандарт не содержит конкретных требований к другим системам менеджмента, таким как менеджмент охраны окружающей среды, менеджмент профессионального здоровья и безопасности, финансовый менеджмент или менеджмент рисков. Однако стандарт позволяет организации согласовать или интегрировать свою собственную систему менеджмента качества с другими системами менеджмента с соответствующими требованиями. Организация может адаптировать действующую(ие) систему(ы) менеджмента для создания системы менеджмента качества, соответствующей требованиям настоящего стандарта.


Примечание - ИСО 9001:2008, приложение A не включено в настоящий стандарт.

     1 Область применения

     1.1 Общие положения

Настоящий стандарт устанавливает требования, предъявляемые к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организации требуется продемонстрировать способность производить первичные упаковочные материалы для лекарственных средств, которые стабильно соответствуют требованиям потребителя, в том числе регуляторным требованиям и международным стандартам, применимым к первичной упаковке.

В настоящем стандарте неоднократно используется выражение "если это целесообразно". В том случае, если определенное требование сопровождается данной фразой, это означает, что данное требование является целесообразным, за исключением случаев, когда организация может документально обосновать иное.

ИСО 9001:2008, Системы менеджмента качества - Требования

1.1 Общие положения

Настоящий стандарт устанавливает требования, предъявляемые к системе менеджмента качества в том случае, когда организация:

a) нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям, и

b) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы постоянного ее улучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям.

Примечание 1 - В настоящем стандарте термин "продукция" применим только:

a) к предназначенной для потребителя или затребованной им продукции;

b) любым заданным результатам процессов жизненного цикла.

Примечание 2 - Законодательные и регуляторные требования могут быть сформулированы в форме правовых требований.

     

     1.2 Применение

Настоящий стандарт применяется при проектировании, производстве и поставке первичных упаковочных материалов для лекарственных средств. Он также применим в целях сертификации.

ИСО 9001:2008, Системы менеджмента качества - Требования

1.2 Применение

Все требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения всеми организациями, независимо от их вида, размера и поставляемой продукции.

В том случае, если какое-либо требование (требования) настоящего стандарта нельзя применить вследствие специфики организации и ее продукции, допускается его (их) исключение.

При допущенных исключениях заявления о соответствии настоящему стандарту приемлемы в том случае, если данные исключения подпадают под требования раздела 7 и не влияют на способность или ответственность организации предоставлять продукцию, соответствующую требованиям потребителей и применимым законодательным и регуляторным требованиям.

     

     2 Нормативные ссылки

В тексте настоящего стандарта приводятся ссылки на документы, перечисленные ниже. Данные документы являются обязательными для целей настоящего стандарта. Для датированных документов применима только процитированная редакция. Для недатированных документов применима последняя редакция (включая любые дополнения) цитируемого документа.

ИСО 9001:2008, Системы менеджмента качества - Требования

2 Нормативные ссылки

Нижеприведенные документы являются обязательными для целей настоящего стандарта. Для датированных документов применима только процитированная редакция. Для недатированных документов применима последняя редакция (включая любые дополнения) цитируемого документа.

ISO 9000:2005, Системы менеджмента качества - Основные положения и словарь

ISO 14698-1, Cleanrooms and associated controlled environments - Biocontamination control - Part 1: General principles and methods (Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды. Контроль биозагрязнений. Часть 1. Общие принципы и методы).

ISO 14698-2, Cleanrooms and associated controlled environments - Biocontamination control - Part 2: Evaluation and interpretation of biocontamination data (Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды. Контроль биозагрязнений. Часть 2. Оценка и анализ данных по биологическому загрязнению)

     

     3 Термины и определения

В рамках настоящего стандарта используются термины и определения, приведенные в стандарте ИСО 9000, а также следующие термины и определения.

ИСО 9001:2008, Системы менеджмента качества - Требования

3 Термины и определения

В настоящем документе используются термины и определения, приведенные в стандарте ИСО 9000.

В тексте настоящего стандарта под термином "продукция" может также пониматься "услуга".


Прочие термины и определения, используемые в настоящем стандарте, относятся непосредственно к правилам надлежащей производственной практики (GMP), применимым к производству первичных упаковочных материалов для лекарственных средств.

________________

Способ упорядочения и группировки терминов и определений в настоящем стандарте соответствует способу, использованному в ИСО 9000.

     3.1 Термины, связанные с качеством

3.1.1 претензия потребителя: Информация, предоставленная потребителем о недостатках и (или) несоответствиях.

Примечание 1 - Информация может быть передана в устной или письменной форме.

Примечание 2 - Предметом претензии может быть качество, количество или условия поставки первичного упаковочного материала (3.4.18.1).

     3.2 Термины, связанные с менеджментом

3.2.1 надлежащая производственная практика (GMP): Управление качеством (3.2.2) и обеспечение качества в процессе производства (3.4.20).

Примечание 1 - Определения терминов "управление качеством" (3.2.2) и "обеспечение качества" приведены в стандарте ИСО 9000:2005, 3.2.10 и 3.2.11.

Примечание 2 - Требования, предъявляемые к надлежащей производственной практике (GMP) в фармацевтической промышленности, установлены в стандарте по обеспечению качества (см.  [32]).

Примечание 3 - Требования надлежащей производственной практики (GMP) для первичных упаковочных материалов (3.4.18.1) включают, помимо наличия подходящего персонала, помещений и оборудования, наличие системы менеджмента качества, которая включает контроль поступающих исходных материалов (3.4.28), производство (3.4.20), наличие соответствующей документации, выполнение санитарно-гигиенических требований на производстве, контроль готовой продукции (3.8.5), записи о реализации, рассмотрение жалоб и самоконтроль.

Примечание 4 - Понятия "GMP" и "современная надлежащая производственная практика" (cGMP) являются равнозначными. Руководства по GMP постоянно актуализируются в соответствии с меняющимися требованиями современного уровня развития науки и производства. Это и привело к появлению термина "cGMP", который иногда используется. Фармацевтическая промышленность предполагает, что организации (3.3.1) принимают во внимание современные требования GMP в рамках своих программ постоянного улучшения качества.

3.2.2 управление качеством: Часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований, предъявляемых к качеству.

Примечание 1 - Управление качеством включается* в себя проверку или испытания, удостоверяющие, что продукция соответствует требованиям спецификаций (3.7.3).

___________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.     


[ИСО 9000:2005, 3.2.10]

     3.3 Термины, связанные с организацией

3.3.1 организация: Группа лиц и ресурсов с установленными обязанностями, полномочиями и взаимосвязями.

Примечание 1 - В рамках настоящего стандарта под организацией понимается компания, осуществляющая производство (3.4.20) первичного упаковочного материала (3.4.18.1).

[ИСО 9000:2005, 3.3.1, измененный путем добавления примечания 1]

3.3.2 аутсорсинг: Выполнение части процесса или всего процесса другой организацией (3.3.1).

Примечание 1 - Зачастую аутсорсинг называют субподрядом.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».