Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     
     ГОСТ 34194-2017

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТОПЛИВА АВИАЦИОННЫЕ

Вычисление низшей теплоты сгорания

Aviation fuels. Estimation of net heat of combustion

     

МКС 75.160.20

Дата введения 2019-07-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (ОАО "ВНИИ НП") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 31 "Нефтяные топлива и смазочные материалы"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 июня 2017 г. N 100-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Грузия

GE

Грузстандарт

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Туркменистан

TM

Главгосслужба "Туркменстандартлары"

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2017 г. N 1016-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34194-2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2019 г.

5 Настоящий стандарт идентичен стандарту ASTM D 3338/D 3338М-09(2014)* "Метод вычисления низшей теплоты сгорания авиационных топлив" ("Standard test method for estimation of net heat of combustion of aviation fuels", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного стандарта ASTM для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).

Стандарт разработан подкомитетом ASTM D02.05 "Properties of fuels, petroleum coke and carbon material" (Свойства топлив, нефтяных коксов и углеродного материала) Технического комитета ASTM D02 "Petroleum products, liquid fuels and lubricants" (Нефтепродукты, жидкие топлива и смазочные материалы).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ          

7 ИЗДАНИЕ (август 2019 г.) с Поправкой (ИУС 5-2018)


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает метод вычисления низшей теплоты сгорания [в мегаджоулях на килограмм или в британских тепловых единицах (БТЕ) на фунт)] в диапазоне от 40,10 до 44,73 мегаджоулей на килограмм или от 17280 до 19230 БТЕ на фунт авиационных бензинов и топлив для авиационных газотурбинных и реактивных двигателей. Прецизионность вычисления низшей теплоты сгорания вне этого диапазона не установлена.

1.2 Настоящий метод является эмпирическим и его не используют для жидких углеводородных топлив, соответствующих спецификациям на авиационные бензины или топлива для авиационных газотурбинных и реактивных двигателей марок Jet A, Jet A-1, Jet В, JP-4, JP-5, JP-7 и JP-8.

Примечание 1 - Экспериментальные данные по теплоте сгорания, на основе которых разработан настоящий стандарт, были получены точным методом, аналогичным методу по ASTM D 4809.

Примечание 2 - Вычисление низшей теплоты сгорания углеводородного топлива возможно только тогда, когда топливо принадлежит к хорошо определяемой группе, для которой соотношение между теплотой сгорания и содержанием ароматических соединений и серы, плотностью и пределами кипения топлива получено по результатам точных экспериментальных измерений представительных образцов данной группы. Даже в этом случае возможна ошибочная оценка из-за большого количества отдельных топлив. Для установления корреляции, представленной в настоящем методе, в качестве топлив были использованы:

- авиационный бензин марок 100/130 и 115/145 по [1], [2];

- керосины, алкилаты и специальные WADC топлива по [3];

- чистые углеводороды - парафины, нафтены и ароматические соединения по [4];

- топлива, данные для которых представлены Советом по координации научных исследований [5].

Примечание 3 - Для установления корреляции были использованы следующие показатели и диапазоны их значений:

- содержание ароматических соединений, % масс., - от 0 до 100;

- плотность, градусы API, - от 25,7 до 81,2;

- испаряемость, °F, - от 160 до 540, использовали среднеарифметическое значение температуры выкипания.

1.3 Значения, установленные в качестве стандартных в единицах СИ или в единицах дюймы-фунты, следует рассматривать отдельно. Значения, установленные в каждой системе, не могут быть строго эквивалентными, в связи с этим значения в каждой системе единиц следует использовать независимо одно от другого. Объединение значений двух систем может привести к несоответствию со стандартом.

1.3.1 Несмотря на то, что настоящий стандарт позволяет вычислять низшую теплоту сгорания в единицах СИ и в единицах дюймы-фунты, использование единиц СИ является предпочтительным.

1.3.2 Низшую теплоту сгорания также в единицах дюймы-фунты можно вычислить по ASTM D 1405 или в единицах СИ по ASTM D 4529. Метод по ASTM D 1405 предусматривает вычисление теплоты сгорания по одному из четырех уравнений в зависимости от типа топлива с установленной для него прецизионностью. Метод по ASTM D 4529 предусматривает вычисление низшей теплоты сгорания по одному уравнению для всех видов авиационного топлива с прецизионностью, установленной для этого метода. В отличие от методов по ASTM D 1405 и ASTM D 4529, метод по настоящему стандарту не требует использования значения анилиновой точки для топлива.

1.4 В настоящем стандарте не предусмотрено рассмотрение всех вопросов обеспечения безопасности, связанных с его использованием. Пользователь стандарта несет ответственность за обеспечение соответствующих мер безопасности и охраны здоровья и определяет целесообразность применения законодательных ограничений перед его использованием.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

2.1 Стандарты ASTM:

________________

Уточнить ссылки на стандарты ASTM можно на сайте ASTM www.astm.org или в службе поддержки клиентов ASTM service@astm.org. В информационном томе ежегодного сборника стандартов (Annual Book of ASTM Standards) следует обращаться к сводке стандартов ежегодного сборника стандартов на странице сайта.


ASTM D 86, Test method for distillation of petroleum products at atmospheric pressure (Метод дистилляции нефтепродуктов при атмосферном давлении)

ASTM D 240, Test method for heat of combustion of liquid hydrocarbon fuels by bomb calorimeter (Метод определения теплоты сгорания углеводородных топлив в калориметрической бомбе)

ASTM D 1266, Test method for sulfur in petroleum products (lamp method) [Метод определения серы в нефтепродуктах (ламповый метод)]

ASTM D 1298, Test method for density, relative density, or API gravity of crude petroleum and liquid petroleum products by hydrometer method (Метод определения плотности, относительной плотности или плотности в градусах API нефти и жидких нефтепродуктов с использованием ареометра)

ASTM D 1319, Test method for hydrocarbon types in liquid petroleum products by fluorescent indicator adsorption (Метод определения типов углеводородов в жидких нефтепродуктах флуоресцентной индикаторной адсорбцией)

ASTM D 1405, Test method for estimation of net heat of combustion of aviation fuels (Метод вычисления низшей теплоты сгорания авиационных топлив)

ASTM D 1552, Test method for sulfur in petroleum products (high temperature method) [Метод определения серы в нефтепродуктах (высокотемпературный метод)]

ASTM D 2622, Test method for sulfur in petroleum products by wavelength dispersive X-ray fluorescence spectrometry (Метод определения серы в нефтепродуктах рентгенофлуоресцентной спектрометрией с дисперсией по длине волны)

ASTM D 2887, Test method for boiling range distribution of petroleum fractions by gas chromatography (Метод определения распределения пределов кипения нефтяных фракций газовой хроматографией)

ASTM D 3120, Test method for trace quantities of sulfur in light liquid petroleum hydrocarbons by oxidative microcoulometry (Метод определения следовых количеств серы в светлых жидких нефтяных углеводородах окислительной микрокулонометрией)

ASTM D 4052, Test method for density, relative density, and API gravity of liquids by digital density meter (Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах API жидкостей цифровым плотномером)

ASTM D 4294, Test method for sulfur in petroleum and petroleum products by energy dispersive X-ray fluorescence spectrometry (Метод определения серы в нефти и нефтепродуктах энергодисперсионной рентгенфлуоресцентной спектрометрией)

ASTM D 4529, Test method for estimation of net heat of combustion of aviation fuels (Метод вычисления низшей теплоты сгорания авиационных топлив)

ASTM D 4809, Test method for heat of combustion of liquid hydrocarbon fuels by bomb calorimeter (precision method) [Метод определения теплоты сгорания жидких углеводородных топлив в калориметрической бомбе (точный метод)]

ASTM D 5453, Test method for determination of total sulfur in light hydrocarbons, spark ignition engine fuel, diesel engine fuel, and engine oil by ultraviolet fluorescence (Метод определения общей серы в легких углеводородах, топливах для двигателей с искровым зажиганием, дизельных топливах и маслах ультрафиолетовой флуоресценцией)

ASTM D 6379, Test method for determination of aromatic hydrocarbon types in aviation fuels and petroleum distillates - High performance liquid chromatography method with refractive index detection (Метод определения типов ароматических углеводородов в авиационных топливах и нефтяных дистиллятах. Метод высокоэффективной жидкостной хроматографии с детектированием по коэффициенту рефракции)

2.2 Стандарт Энергетического института:

________________

Можно приобрести в энергетическом институте (Energy Institute, 61 New Cavendish St., London, WIG 7AR, U.K., http://www.energyinst.org.uk).

IP 436, Test method for determination of aromatic hydrocarbon types in aviation fuels and petroleum distillates - High performance liquid chromatography method with refractive index detection (Метод определения типов ароматических углеводородов в авиационных топливах и нефтяных дистиллятах. Метод высокоэффективной жидкостной хроматографии с детектированием по коэффициенту рефракции)

     3 Термины и определения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 высшая теплота сгорания (gross heat of combustion) , МДж/кг: Количество энергии, выделившейся при сгорании единицы массы топлива в постоянном замкнутом объеме, при этом продукты находятся в газообразном состоянии, кроме воды, которая конденсируется до жидкого состояния.