ГОСТ Р 57625-2017/ISO/TS 14071:2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Экологический менеджмент
ОЦЕНКА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
Процессы критического анализа и компетенции эксперта-рецензента
Environmental management. Life cycle assessment. Critical review processes and reviewer competencies
ОКС 13.020.60
Дата введения 2018-01-01
1 ПОДГОТОВЛЕН ООО "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс") совместно с АО "НИЦ КД" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 020 "Экологический менеджмент и экономика"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 августа 2017 г. N 954-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TS 14071:2014* "Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Процессы критического анализа и компетенции эксперта-рецензента" (ISO/TS 14071:2014 "Environmental management - Life cycle assessment - Critical review processes and reviewer competencies: Additional requirements and guidelines to ISO 14044:2006", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Для оценки жизненного цикла применяется подход, основанный на оценке соответствия, реализация которого осуществляется за счет выполнения критического анализа (см. ИСО 14040 и ИСО 14044). В указанных стандартах в сжатой форме содержатся требования, предъявляемые к выполнению подобного анализа.
Практика применения критического анализа с учетом требований ИСО 14040 и ИСО 14044 зарекомендовала себя с положительной стороны и используется всеми заинтересованными сторонами. В случае необходимости проведения обязательных исследований по оценке жизненного цикла (LCA), предназначенных для получения сравнительных утверждений и доведения их до сведения общественности, выполнение критического анализа считается ключевым элементом приемки результатов проводимых исследований всеми заинтересованными сторонами. Тем не менее даже в тех областях применения LCA-оценок, в которых проведение критического анализа не является обязательным, ответственные за них лица в настоящее время в целях повышения надежности и объективности результатов своих исследований часто принимают решения относительно добровольного выполнения подобного критического анализа.
Одна из ключевых особенностей критического анализа состоит в том, что анализ не является частью схемы аккредитации, однако гарантирует ее качество, делая каждого эксперта-рецензента лично ответственным за работы и отдавая приоритет содержанию, а не конкретной форме аккредитации.
По причине всевозрастающего применения самих LCA-оценок и таких мероприятий, как определение объема выбросов углерода или экологической маркировки, настоящий стандарт предназначен для более полного документирования методики критического анализа за счет установления дополнительных требований и рекомендаций по его проведению и выбору необходимых компетенций.
Настоящий стандарт может применяться совместно с другими стандартами, которые также требуют независимого анализа LCA-процедур и информации (например, ИСО 14045, ИСО 14025, ИСО/ТС 14067), и, возможно, потребуется его адаптация к конкретным областям применения. В процессе критического анализа также могут быть использованы требования, установленные в ссылочных стандартах.
В настоящем стандарте определены требования и руководящие указания, дополняющие положения ИСО 14040 и ИСО 14044 в части выполнения критического анализа любых LCA-исследований и компетенции, необходимые для выполнения самого критического анализа.
В настоящем стандарте рассмотрены:
- подробности процесса критического анализа, включая разъяснения к ИСО 14044:2006;
- руководящие указания для соответствия требованиям процесса критического анализа, связанного с LCA-оценкой и областью их предполагаемого применения;
- содержание и результаты выполненного процесса критического анализа;
- руководящие указания в части повышения достоверности, прозрачности, эффективности и объективности процесса критического анализа;
- компетенции, необходимые для эксперта-рецензента внутреннего или внешнего и эксперта - члена специализированного комитета;
- компетенции, необходимые для экспертов - членов специализированного комитета.
Настоящий стандарт не распространяется на применение оценок жизненного цикла (см. ИСО 14040, рисунок 1).
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ISO 14040:2006, Environmental management - Life cycle assessment - Principles and framework (Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура)
ISO 14044:2006, Environmental management - Life cycle assessment - Requirements and guidelines (Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Требования и рекомендации)
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 независимый внутренний эксперт (independent internal expert): Компетентное лицо, которое на условиях полной или частичной занятости выполняет роль уполномоченного по LCA-исследованиям (см. 3.4) или практика, выполняющего LCA-исследования (см. 3.6), но не участвующее напрямую в определении области применения или хода выполнения LCA-исследования.
Примечание - Эксперт считается действующим, если он/она входит в состав соответствующих коллективов - проектных команд, собранных из уполномоченных сотрудников или практиков.
3.2 независимый внешний эксперт (independent external expert): Компетентное лицо, которое на условиях полной или частичной занятости не выполняет роль уполномоченного по LCA-исследованиям (см. 3.4) или практика, выполняющего LCA-исследования (см. 3.6), и не участвует в определении области применения или хода выполнения LCA-исследования.
Примечание - Эксперт считается действующим, если он/она входит в состав соответствующих коллективов - проектных команд, собранных из уполномоченных сотрудников или практиков, или имеет личную финансовую, политическую или иную заинтересованность в конечных результатах исследований.
3.3 член специализированного комитета (panel member): Эксперт-рецензент (см. 3.10), который принимает участие в работе специализированной экспертной группы по критическому анализу.
3.4 уполномоченный по LCA-исследованиям (commissioner of the LCA study): Организация (или группа организаций), которая финансирует проведение LCA-исследования в соответствии с ИСО 14040 и ИСО 14044.
3.5 уполномоченный по критическому анализу (commissioner of the critical review): Организация (или группа организаций), которая финансирует критический анализ результатов LCA-исследований в соответствии с ИСО 14040 и ИСО 14044.
Примечание - Финансирование критического анализа не ограничивается привлечением к нему экспертов-рецензентов (см. 3.10). Контракт может выполняться третьей стороной, например практиком, выполняющим LCA-исследования (см. 3.6), или органом, уполномоченным по LCA-исследованиям (см. 3.4).
3.6 практик, выполняющий LCA-исследования (practitioner of the LCA study): Организация (или группа организаций), которая выполняет LCA-исследования в соответствии с ИСО 14040 и ИСО 14044.
Примечание - Организация может одновременно выполнять роль уполномоченного по LCA-исследованиям (см. 3.4), уполномоченного по критическому анализу (см. 3.5) и/или практика, выполняющего LCA-исследования.
3.7 отчет по результатам критического анализа (critical review report): Документирование процесса и результатов критического анализа, включая подробные комментарии эксперта-рецензента (см. 3.10) или специальной экспертной группы, а также соответствующие отзывы от практика, выполняющего LCA-исследования (см. 3.6).
3.8 заявление о критическом анализе (critical review statement): Заключительный документ, содержащий обобщенные выводы эксперта-рецензента (см. 3.10) относительно LCA-исследований, и однозначно устанавливающий их соответствие ИСО 14040 и ИСО 14044.
3.9 заинтересованная сторона (interested party): Лицо или группа лиц, заинтересованные в характеристиках или результатах деятельности организации или системы.
[ИСО 14040:2006, определение 3.46]
3.10 эксперт-рецензент (reviewer): Независимый внутренний эксперт (см. 3.1) или независимый внешний эксперт (см. 3.2), выполняющие критический анализ, а также заинтересованная сторона (см. 3.9), принимающая участие в работе специализированной группы экспертов.
4.1 Определение области критического анализа
Как указано в ИСО 14044 (подраздел 6.1), процесс критического анализа должен гарантировать, что:
- методы, используемые для выполнения LCA-оценки, согласуются с настоящим стандартом;
- методы, используемые для проведения LCA-оценки, являются научно и технически обоснованными;
- используемые данные являются приемлемыми и разумными с точки зрения цели исследования;
- интерпретация результатов отражает выявленные ограничения и цели исследований и
- отчет об исследованиях является информационно открытым и обоснованным.
Примечание - "LCA-отчет" и "отчет по результатам исследований" используются здесь как синонимы; отчет может содержать конфиденциальную информацию, которую в соответствии с подразделом 5.2 ИСО 14044 можно исключать из отчета, предоставляемого третьей стороне.
Существует несколько вариантов проведения критического анализа результатов исследования, в том числе:
а) проведение анализа на основе экспертной оценки (см. ИСО 14044, подраздел 6.2) или оценки экспертной группы (см. ИСО 14044, подраздел 6.3);
b) проведение анализа параллельно (одновременно) с исследованиями или по их окончании;
c) включение или невключение в анализ оценок на основе модели инвентаризационного анализа жизненного цикла (LCI);
d) включение или невключение в анализ оценок отдельных наборов данных.
Процесс критического анализа должен четко определять и документировать все используемые варианты.
Критический анализ должен охватывать все LCA-аспекты, в том числе адекватность и обоснованность данных, процедуры расчета, инвентаризационный анализ жизненного цикла, методологии оценки воздействий, характеристические факторы, расчетные LCI-значения, результаты инвентаризационного анализа жизненного цикла (LCIA) и их интерпретацию.
Как было показано в ИСО 14040 (подраздел 7.1), критический анализ не может ни подтвердить, ни проверить цели, которые были выбраны для LCA-оценки уполномоченным по LCA-исследованиям, а также методы, в которых используются результаты LCA-оценок.
Будет ли критический анализ проводиться параллельно или по окончании LCA-исследований - это не будет влиять на конечные результаты критического анализа.