Россия имеет весьма высокую удельную энергоемкость экономики, превышающую (в расчете по паритету покупательной способности) вдвое аналогичный показатель США, в 2,3 раза - среднемировой показатель и в 3 раза - показатели развитых стран Европы и Японии. Главные причины этого:
- природно-климатические условия, характеризующиеся низкими среднегодовыми температурами, что требует значительных затрат топливно-энергетических ресурсов для устойчивого и надежного энергообеспечения потребителей;
- относительно низкая стоимость (до последнего времени) топливно-энергетических ресурсов;
- высокая доля энергоемких производств в структуре экономики (более 60% промышленности) и относительно малая доля в структуре ВВП сферы услуг, имеющей низкую энергоемкость;
- значительный объем устаревшего энерготехнологического оборудования.
При этом высокая удельная энергоемкость:
- снижает конкурентоспособность продукции отечественной промышленности;
- требует дополнительных финансовых затрат (включая инвестиции) на энергообеспечение страны, в первую очередь на освоение новых источников энергетических ресурсов и ввод мощностей по выработке тепловой и электрической энергии;
- обусловливает наличие значительного объема выбросов вредных веществ в окружающую природную среду;
- увеличивает расходование невозобновляемых природных топливных ресурсов, особенно углеводородов.
В связи с этим повышение энергоэффективности - важнейшее направление экономической политики государства. Это один из основных стратегических ориентиров, и его достижение возможно обеспечивать в том числе с помощью повышения энергоэффективности в промышленном производстве в целом. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" [1] и Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [2] в настоящее время ведется активная работа по совершенствованию законодательной и нормативно-методической базы, по увеличению уровня энергоэффективности. При этом значительную роль должны сыграть информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям (далее - НДТ), разрабатываемые в соответствии с Распоряжением Правительства РФ [3]; в 2017 году планируется к принятию информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям "Повышение энергетической эффективности при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности".
Применение НДТ в промышленном производстве направлено на обеспечение оптимального сочетания энергетических, экологических и экономических показателей.
Основу законодательства в области наилучших доступных технологий (далее - НДТ) сформировал Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который совершенствует систему нормирования в области охраны окружающей среды, вводит в российское правовое поле понятие "наилучшая доступная технология" и меры экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения НДТ.
Внедрение НДТ предусмотрено международными конвенциями и соглашениями, ратифицированными Российской Федерацией, в том числе Конвенцией ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Конвенцией по защите морской среды района Балтийского моря, Конвенцией о защите морской среды Каспийского моря, Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях, Конвенцией об охране и использовании трансграничных водотоков и озер, Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и др.
Положения Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ [4] в части, касающейся НДТ, сформированы с учетом норм европейского права, в частности директив [5]-[7], которые требуют использования НДТ в целях предупреждения и сокращения загрязнений окружающей среды.
Повышение энергоэффективности в промышленном производстве может быть достигнуто путем применения наилучших доступных технологий (НДТ), установленных в Справочнике ЕС [8] и адаптированных к российским условиям. В [8] содержится обширная информация по системам менеджмента энергоэффективности, включая обзор национальных стандартов, опыт государств - членов ЕС, где уже приняты стандарты по энергоэффективности и разрабатываются системы менеджмента энергоэффективности. Различие в терминах не влияет на то, что основная цель любой организации - добиваться повышения результативности в области использования энергии путем разработки и внедрения систем энергетического менеджмента (СЭМ).
Подход к вопросам энергоэффективности во всех отраслях, охватываемых директивами [5], [6], [7], основан на том предположении, что энергию используют на любых установках, что одни и те же типы систем и оборудования могут быть применены в различных отраслях. Это позволяет выявить общие подходы к обеспечению энергоэффективности энергопотребляющего оборудования общепромышленного применения, не зависящие от конкретного вида деятельности. Исходя из этого, могут быть определены НДТ общего характера, охватывающие наиболее эффективные меры по достижению высокого уровня энергоэффективности в целом.
Настоящий стандарт разработан в целях облегчения анализа и мониторинга энергоэффективности, а также возможности выбора и внедрения хозяйствующими субъектами новейших отечественных и зарубежных технологий, обеспечивающих оптимальное сочетание экологических, экономических, энергетических показателей для целей их стратегического оценивания при внедрении наилучших доступных технологий.
Объектом стандартизации являются наилучшие доступные технологии.
Предметом стандартизации является энергосбережение.
Аспектом стандартизации является руководство по применению наилучших доступных технологий для повышения энергоэффективности.
Значительный вклад в информирование всех заинтересованных сторон о НДТ, справочниках ЕС по наилучшим доступным технологиям и методологических подходах к определению НДТ внесли эксперты Проекта ЕС "Гармонизация экологических стандартов II, Российская Федерация", реализованного в Российской Федерации в 2007-2009 г. [9].