Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 57555-2017 (ИСО 19901-3:2014) Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Верхние строения

     8.7 Воздействия морского льда


Нагрузки от воздействий морского льда на ОЧ или корпуса плавучих МНГС могут существенно превышать нагрузки от воздействий волн. Особенностями воздействий морского льда являются:

- действие на протяжении продолжительного времени,

- сравнительно высокие частоты воздействия, что приводит к возникновению вибраций, в том числе в конструкциях ВС,

- образование нагромождений льда,

- возможность вмерзания сооружения в ледяное поле с последующей внезапной подвижкой,

- увеличение нагрузки при забивании льда между ОБ МНГС, ОЧ которых состоит из нескольких ОБ.

Морской лед непосредственно воздействует на ОЧ или корпус плавучего МНГС. При этом ВС зачастую подвергают косвенным воздействиям, обусловленным смещениями и деформациями ОЧ и корпусов. Прямые воздействия морского льда на элементы ВС, направления скважин и стояки подводных трубопроводов не допускаются. Отметка низа палубы ВС должна назначаться таким образом, чтобы исключалось прямое воздействие морского льда на элементы конструкции ВС.

При прочностных расчетах МНГС следует учитывать наличие перечисленных ниже воздействий, возникающих при взаимодействии морского льда с ОЧ:

а) для стационарных МНГС:

- поперечные ускорения ВС вследствие деформаций и перемещений ОЧ,

- воздействия на несущую конструкцию вследствие горизонтальных воздействий на ОЧ,

- особое внимание необходимо уделить ВС на ОЧ с несколькими ОБ, которые при воздействиях морского льда могут испытывать нагрузки, максимумы которых не совпадают по времени. Деформации ОБ при этом могут иметь существенно различные значения, что следует учитывать при проектировании как элементов опирания ВС, так и оценки прочности ВС в целом,

- при проектировании необходимо учитывать возможность образования ледяных нагромождений значительной высоты перед конструкциями ОЧ и предусматривать мероприятия для недопущения навала льда на палубы ВС. При необходимости в конструкции МНГС должны быть предусмотрены дефлекторы, препятствующие попаданию льда на палубу. Размеры ледовых нагромождений следует учитывать при выборе характеристик грузоподъемного оборудования, которое должно обеспечивать возможность проведения погрузочно-разгрузочных работ с палубы судна снабжения;

б) для плавучих МНГС:

- поступательные ускорения вследствие воздействий морского льда,

- угловые ускорения вследствие наклона и вращения корпуса,

- поворот ВС вследствие вращения и наклона с последующим изменением направления воздействий,

- особое внимание необходимо уделить деформациям ОЧ и последующим воздействиям на точки опор конструкций ВС.

Положения по определению ледовых нагрузок приведены в ГОСТ Р 57148.

Кроме того, при проектировании опорных конструкций технологических систем ВС, арматуры и фундаментов оборудования следует учитывать:

- ледовые нагрузки на ОЧ, вызывающие аномальные вибрации идентичные вибрации при землетрясениях,

- ледовые нагрузки на ОЧ средней продолжительности, вызывающие кратковременную вибрацию,

- возникновение резонанса, вызванного воздействием ледовых нагрузок, собственной частотой сооружения и частотой вращения (вибрацией) вращающихся элементов технологического оборудования, таких как компрессоры, насосы, газотурбинные генераторы.

Следует уделять особое внимание вопросам усталостной прочности при низких температурах.