Статус документа
Статус документа

ГОСТ 34065-2017 Снегоболотоходы. Технические требования и методы испытаний (с Поправкой)

     4.1 Требования к тормозной системе

4.1.1 Общие требования

4.1.1.1 Снегоболотоход должен быть оборудован:

а) рабочей тормозной системой;

б) запасной тормозной системой;

в) стояночной тормозной системой.

Допускается не предусматривать автономную запасную тормозную систему, если ее функции выполняет стояночная тормозная система или рабочая тормозная система, привод которой устроен таким образом, что при возникновении неисправностей в какой-либо его части обеспечивается торможение снегоболотохода с величиной замедления, составляющей не менее 50% от указанной в 4.1.1.16, или обеспечивается выполнение требований 4.1.1.17 для запасной тормозной системы. При этом остаточная эффективность торможения по правому и левому борту должна обеспечивать затормаживание снегоболотохода без отклонения от курса.

4.1.1.2 Ни одна из указанных тормозных систем не должна содержать отключающее устройство типа муфты или коробки передач, которое допускает отключение тормоза (тормозов). Это требование не относится к элементам, указанным в 4.1.1.3.

4.1.1.3 Органы управления отключающих устройств, предусматриваемых для обеспечения буксировки поврежденного снегоболотохода и отключающих его тормоз (тормоза), не должны быть доступны из кабины водителя.

4.1.1.4 Тормозная система должна быть сконструирована и смонтирована таким образом, чтобы, несмотря на вибрации и коррозию, возникающие при нормальной эксплуатации, требования тормозной эффективности, устанавливаемые настоящим стандартом, были бы выполнимы.

4.1.1.5 Водитель должен иметь возможность воздействовать на орган управления рабочей тормозной системой со своего сидения.

4.1.1.6 При органах управления тракторного типа ручной орган управления рабочей тормозной системой должен предоставлять водителю возможность воздействия на орган (органы) поворота снегоболотохода по крайней мере одной рукой. Ручной орган управления рабочей тормозной системой может состоять из правой и левой рукоятки (рычага). При этом должна быть обеспечена конструктивная возможность их соединения для одновременного действия от одной рукоятки и возможность последующего разъединения. Каждый из ручных органов управления (правый и левый) должен иметь собственную систему регулировки, ручную или автоматическую, позволяющую сохранять баланс тормозных воздействий.

4.1.1.7 Рабочие части стояночной тормозной системы должны приводиться в действие только механическим путем. Система может воздействовать на трансмиссию. Водитель должен иметь возможность воздействовать на орган управления стояночной тормозной системой со своего сидения.

4.1.1.8 Рабочая, запасная и стояночная тормозные системы могут иметь общие части при условии соблюдения следующих требований:

- рабочая, запасная и стояночная тормозные системы должны иметь, по крайней мере, два разных органа управления, доступные водителю со своего сидения;

- в случае поломки любой части тормозной системы (кроме тормозного механизма) или любой другой неисправности рабочей тормозной системы (неисправность, частичное или полное израсходование запаса энергии) должна быть обеспечена возможность осуществить торможение с эффективностью, предписанной для запасной тормозной системы;

- в случае если кинематическая связь тормозных механизмов и движителей снегоболотохода осуществляется посредством дополнительных валов и других элементов трансмиссии, или его конструкция предполагает перераспределение тормозного момента между движителями через элементы трансмиссии в целях выполнения требований 4.1.1.16 или 4.1.1.17, должна быть обеспечена возможность осуществить торможение с эффективностью, предписанной для запасной тормозной системы, при поломке любого из этих элементов трансмиссии.

Рычаги, кулачки и иные части, посредством которых непосредственно приводятся в действие тормозные механизмы, не считаются частями, которые могут выйти из строя.

4.1.1.9 Максимальные рабочие усилия на органах управления тормозными системами должны соответствовать 4.11.28.

Все детали тормозных систем должны выдерживать без поломок и остаточных деформаций статические нагрузки, вызываемые приложением усилия:

- к педали тормоза - 1000 Н;

- к рычагу тормоза, приводимому в действие рукой - 800 Н;

- к рычагу тормоза, приводимому в действие сжатием кисти руки (схема приложения нагрузки - в соответствии с ГОСТ 34066 (подпункт 4.1.2.2) - 400 Н).

4.1.1.10 В том случае, когда для приведения в действие тормозных механизмов используется источник энергии иной чем мускульная сила водителя, для выполнения требований 4.1.1.8 должен использоваться только один вид такой энергии (гидравлический насос, воздушный компрессор и т.д.).

4.1.1.11 Износ фрикционных поверхностей тормозных механизмов должен компенсироваться простой регулировкой механизмов - ручной или автоматической, осуществляемой без демонтажа элементов ходовой части и (или) разборки тормозных механизмов. Органы управления, а также приводы и тормозные механизмы должны обладать достаточным запасом хода, чтобы в случае перегрева тормозов или их чрезмерного износа не требовалась бы немедленная регулировка для сохранения эффективности торможения.

4.1.1.12 В случае применения гидравлической системы привода тормозов, крышка резервуара тормозной жидкости должна быть легко доступна. Конструкция резервуара должна допускать проверку уровня тормозной жидкости без необходимости открывать крышку.

4.1.1.13 Каждый снегоболотоход, оснащенный тормозной системой, для приведения в действие которой используется накопитель энергии, должен в том случае, когда достижение заданной эффективности торможения невозможно без использования запасенной энергии, иметь предупреждающее устройство в дополнение к индикатору давления, для световой или звуковой сигнализации момента, когда запас энергии в любой части магистрали, включая контрольный клапан, падает до 65% от номинального. Это устройство должно быть напрямую и постоянно подсоединено к цепи электроснабжения.

4.1.1.14 Без ущерба для требований, указанных в 4.1.1.4 и 4.1.1.6, в тех случаях, когда использование дополнительного источника энергии является необходимым для обеспечения требуемой эффективности торможения, запас энергии должен быть таким, чтобы даже при остановке двигателя была бы обеспечена необходимая эффективность торможения до полной остановки.

4.1.1.15 Любое дополнительное оборудование должно потреблять энергию, указанную в 4.1.1.14, таким образом, что даже в случае выхода из строя источника энергии это дополнительное оборудование не приводило бы к падению запаса энергии ниже уровня, обеспечивающего необходимую эффективность торможения до полной остановки.