Статус документа
Статус документа

ГОСТ 34076-2017 Нормы и правила оснащения железнодорожного подвижного состава средствами радиосвязи и помехоподавляющими устройствами (Переиздание)

     5 Нормы и правила оснащения железнодорожного подвижного состава средствами радиосвязи технологического назначения

5.1 Правила размещения радиостанций на железнодорожном подвижном составе

5.1.1 Места размещения радиосредств на железнодорожном подвижном составе должны соответствовать требованиям по воздействию климатических, механических и электромагнитных факторов, установленным для соответствующего типа радиосредства.

Если в месте установки радиостанции эти факторы превышают допустимые значения, необходимо принять защитные меры по обеспечению требуемых условий эксплуатации (дополнительный обогрев или охлаждение, амортизация, влагозащита, помехозащита).

5.1.2 Составные части радиостанции нельзя размещать в высоковольтной камере и на расстоянии менее 0,4 м от нагревательных элементов.

5.1.3 Рекомендуется высота установки над полом шкафа (блока) радиооборудования от 0,8 до 1,3 м.

5.1.4 В местах размещения радиостанций должно быть предусмотрено освещение (не менее 50 лк) или возможность подключения переносного осветительного прибора и доступ к оборудованию, обеспечивающие выполнение регламентных работ по техническому обслуживанию и ремонту.

5.1.5 Пульты управления радиостанциями должны быть установлены в кабине машиниста, согласно ГОСТ 12.2.056.

При оборудовании магистральных локомотивов и моторвагонного подвижного состава радиостанциями, имеющими основной и дополнительный пульты управления, пульты должны быть установлены на рабочих местах машиниста и помощника. Места установки согласовываются с заказчиком.

В маневровом локомотиве основной пульт должен быть размещен на основном рабочем месте машиниста, дополнительный пульт устанавливается на втором рабочем месте.

Специальный подвижной состав должен быть оснащен основным пультом управления. На специальном подвижном составе, имеющем два рабочих места машиниста, должны быть установлены два пульта управления: на одном - основной и дополнительный - на втором рабочем месте.

5.1.6 Все составные части (блоки) радиостанций, имеющие зажим (клеммы) заземления, должны быть заземлены на металлический корпус, металлический каркас или шину заземления железнодорожного подвижного состава.

5.1.7 При включении в цепь питания радиостанции сглаживающего и помехозащитного фильтров последние должны размещаться рядом с блоками (шкафом) радиооборудования.

5.1.8 На вновь разрабатываемых магистральных и маневровых локомотивах, моторвагонном и специальном подвижном составе должен быть предусмотрен специальный отсек для размещения радиостанции. Отсек при необходимости должен иметь приточную вентиляцию. Там же могут размещаться сглаживающие и помехозащитные фильтры.

5.2 Правила оснащения железнодорожного подвижного состава антеннами радиостанций

5.2.1 Общие требования

5.2.1.1 В зависимости от типа применяемых радиостанций на крыше железнодорожного подвижного состава должны быть установлены антенны соответствующих радиочастотных диапазонов - гектометрового (2 МГц), метрового (160 МГц), дециметрового радиочастотных диапазонов (460 и 900 МГц) и др.

5.2.1.2 При размещении антенн на крыше железнодорожного подвижного состава необходимо учитывать следующие требования:

- антенны должны быть размещены в пределах габарита подвижного состава по ГОСТ 9238;

- антенны нельзя размещать в рабочей зоне механизмов, которыми оснащены единицы специального железнодорожного подвижного состава;

- при параллельном расположении высоковольтных шин и антенны гектометрового радиочастотного диапазона необходимо выбирать такую компоновку оборудования, при которой длины их взаимного параллельного пробега будут минимальны, а расстояние между ними максимально;

- должны быть выдержаны расстояния по отношению к оборудованию, находящемуся под высоким напряжением в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт.

________________

В Российской Федерации действуют Правила устройства электроустановок (утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 204).


- антенны не должны быть размещены в зоне выброса выхлопных газов дизельных установок, а горизонтальный провод антенны гектометрового радиочастотного диапазона не должен проходить над их выхлопными трубами;

- крепление заземляющего конца антенн ГМВ диапазона к крыше железнодорожного подвижного состава и оснований антенн всех радиочастотных диапазонов должны иметь надежное гальваническое соединение с металлическим корпусом (металлическим каркасом) железнодорожного подвижного состава;

- антенны и узлы крепления антенн должны выдерживать совместное механическое воздействие от напора ветра скоростью до 30 м/с и напора воздуха, возникающего при движении подвижного состава.

5.2.2 Правила оснащения железнодорожного подвижного состава антенной гектометрового диапазона

5.2.2.1 Магистральные и маневровые локомотивы, моторвагонный и специальный подвижной состав должны оснащаться антенной гектометрового диапазона. В качестве антенны гектометрового диапазона используют П-образную заземленную антенну, которая представляет собой провод, натянутый между двумя стойками над крышей подвижного состава параллельно его продольной оси. Один из концов провода (снижение) через проходной изолятор заводят внутрь кузова железнодорожного подвижного состава, а другой соединяют с корпусом (крышей) железнодорожного подвижного состава. Пространственное расположение антенны и проходного изолятора должно быть таким, чтобы угол, образованный снижением и горизонтальной плоскостью под проводом антенны, находился в пределах от 40° до 90°. Требования к конструкции антенны приведены в 5.2.2.2-5.2.2.8.