Профессиональное решение
для инженеров-конструкторов и проектировщиков


ГОСТ 33989-2016

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

МОТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ТРЕХ- И ЧЕТЫРЕХКОЛЕСНЫЕ

Устройства освещения и световой сигнализации. Технические требования и методы испытаний

Three and four-wheeled vehicles. Lighting and light-signalling devices. Technical requirements and test methods



МКС 43.140

Дата введения 2018-02-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ"), Автономной некоммерческой организацией "ЦЕНТР-инженеринг"

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 октября 2016 г. N 92-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Грузия

GE

Грузстандарт

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины


(Поправка. ИУС N 2-2020).

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 июня 2017 г. N 565-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33989-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2018 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)


ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 2, 2020 год      

Поправка внесена изготовителем базы данных



     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на трех- и четырехколесные транспортные средства (далее - ТС) категорий L, L, L, L, L в соответствии со Сводной резолюцией [1].

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к количеству, цвету, расположению, углам геометрической видимости устройств освещения и световой сигнализации, устанавливаемых на трех- и четырехколесных ТС, а также методы их испытаний.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующий межгосударственный стандарт:

ГОСТ 33557-2015 Автомобильные транспортные средства. Документальное оформление результатов испытаний на соответствие требованиям технических регламентов

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 тип ТС в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации: ТС, не имеющие между собой различий в отношении существенных аспектов: размеров и внешней формы ТС, числа и размещения устройств.

Примечание - ТС другого типа не считают те, которые отличаются в отношении требований, упомянутых выше, но не настолько, чтобы это могло повлечь изменение вида, числа, размещения и геометрической видимости огней и наклона луча ближнего света, предусмотренных для ТС данного типа, а также ТС, на которых установлены или отсутствуют факультативные огни.

3.2 поперечная плоскость: Вертикальная плоскость, перпендикулярная среднему продольному сечению ТС.

3.3 порожнее (снаряженное) ТС: ТС без водителя, экипажа, пассажиров и груза, но с полным запасом топлива, запасным колесом и штатным комплектом инструментов.

3.4 груженое ТС: ТС, нагруженное до технически допустимой максимальной массы, указанной изготовителем, который устанавливает также распределение этой массы по осям.

3.5 компоненты ТС: Составные части конструкции ТС, поставляемые на сборочное производство ТС и (или) в качестве сменных (запасных) частей для ТС, находящихся в эксплуатации.

3.6 устройство: Компонент или сочетание компонентов, используемых для выполнения одной или нескольких функций.

3.7 огонь: Устройство, предназначенное для освещения дороги или подачи светового сигнала другим участникам дорожного движения.

Примечание - Фонари заднего номерного знака и светоотражающие устройства также считают огнями.

3.8 источник света: Один или более элементов для генерирования видимого излучения, которые могут использоваться в сборе с одной или более прозрачными оболочками и цоколем для механического крепежа деталей и электрического соединения.

3.9 эквивалентные огни: Огни, выполняющие одну и ту же функцию и разрешенные в стране, в которой зарегистрировано ТС; эти огни по своим характеристикам должны удовлетворять требованиям настоящего стандарта.

3.10 независимые огни: Устройства, имеющие разные освещающие поверхности, разные источники света и разные корпуса.

3.11 сгруппированные огни: Устройства, имеющие отдельные освещающие поверхности, источники света, но общий корпус.

Примечание - В случае устройств освещения заднего номерного знака следует применять термин "светоизлучающая поверхность".

3.12 комбинированные огни: Устройства, имеющие отдельные освещающие поверхности, но общий источник света и корпус.

Примечание - В случае устройств освещения заднего номерного знака следует применять термин "светоизлучающая поверхность".

3.13 совмещенные огни: Устройства с разными или единым источниками света, работающие в различных режимах (например, оптическом, механическом или электрическом), имеющие полностью или частично общие освещающие поверхности и общий корпус.

3.14 фара дальнего света: Огонь, предназначенный для освещения дороги на большом расстоянии спереди ТС.

3.15 фара ближнего света: Огонь, предназначенный для освещения дороги спереди ТС таким образом, чтобы не ослеплять и не причинять неудобства водителям встречных ТС и другим участникам дорожного движения.

3.16 указатель поворота: Огонь, предназначенный для сигнализации другим участникам дорожного движения о намерении водителя изменить направления движения вправо или влево.

3.17 сигнал торможения: Огонь, предназначенный для сигнализации другим участникам дорожного движения, находящимся сзади ТС, о преднамеренном замедлении продольного движения ТС.

3.18 фонарь освещения заднего номерного знака: Устройство, которое служит для освещения места, предназначенного для заднего номерного знака, и которое может состоять из нескольких оптических элементов.

3.19 передний габаритный огонь: Огонь, используемый для сигнализации наличия ТС, если на него смотреть спереди.

3.20 задний габаритный огонь: Огонь, используемый для сигнализации наличия ТС, если на него смотреть сзади.

3.21 светоотражающее устройство: Устройство, предназначенное для сигнализации наличия ТС посредством отражения света, излучаемого источником, не связанным с этим ТС, для наблюдателя, находящегося вблизи этого источника света.

Примечание - Для целей настоящего стандарта светоотражающими устройствами не считают: светоотражающие номерные знаки, светоотражающие указатели, упоминаемые в Европейском соглашении [2], прочие светоотражающие таблички и знаки, которые должны использоваться в целях соответствия с национальными требованиями в отношении определенных категорий ТС или определенных видов операций.

3.22 аварийный сигнал: Одновременное включение всех указателей поворота в целях сигнализации об особой опасности, которую представляет в данный момент ТС для других пользователей дороги.

3.23 передняя противотуманная фара: Огонь, предназначенный для улучшения освещенности дороги в условиях тумана, снегопада, ливня или пылевой бури.

3.24 задний противотуманный огонь: Огонь, предназначенный для улучшения видимости ТС сзади в густом тумане.

3.25 задняя фара: Огонь, предназначенный для освещения дороги сзади ТС и подачи предупреждающего сигнала другим пользователям дороги при движении или приведении ТС в состояние движения задним ходом.

3.26 дневной ходовой огонь: Огонь, ориентированный по направлению движения вперед и используемый для обеспечения лучшей видимости ТС при передвижении в дневное время.

3.27 светоизлучающая поверхность устройства освещения, устройства световой сигнализации или светоотражающего устройства: Вся внешняя поверхность светопропускающего материала или ее часть, указываемая изготовителем устройства на чертеже, прилагаемом к заявке на испытания (приложение А, рисунок А.1).

3.28 освещающая поверхность светотехнического устройства: Ортогональная проекция полной апертуры отражателя или (в случае фар с эллипсоидным отражателем) "рассеивателя" на поперечную плоскость.

Примечания

1 Если устройство освещения не имеет отражателя, то применяется определение по 3.29. Если светоиспускающая поверхность огня перекрывает только часть полной апертуры отражателя, учитывается проекция только этой части.

2 Для фары ближнего света освещающая поверхность ограничивается видимой проекцией светотеневой границы на рассеивателе. Если расположение отражателя и рассеивателя регулируется относительно друг друга, то используется среднее положение регулировки.

3.29 освещающая поверхность устройства световой сигнализации, не являющегося светоотражающим устройством: Ортогональная проекция огня на плоскость, перпендикулярную к его исходной оси и соприкасающуюся с внешней светоизлучающей поверхностью огня, причем эта поверхность ограничивается краями экранов, пересекающих эту плоскость, каждый из которых позволяет сохранять внутри этой поверхности только 98% общей силы света в направлении исходной оси.

Примечание - Для определения нижней, верхней и боковых границ освещающей поверхности используются лишь экраны с горизонтальными и вертикальными краями.

3.30 освещающая поверхность светоотражающего устройства: Ортогональная проекция светоотражающего устройства на плоскость, перпендикулярную к его исходной оси, ограничиваемая плоскостями, соприкасающимися с крайними частями оптической системы светоотражающего устройства и параллельными этой оси.

Примечание - Для целей определения нижнего, верхнего и боковых краев устройства используют лишь горизонтальные и вертикальные плоскости.

3.31 видимая поверхность, в определенном направлении наблюдения: Ортогональная проекция либо:

- границы освещающей поверхности, проецируемой на внешнюю поверхность рассеивателя (a-b);

- границы светоизлучающей поверхности (c-d) в плоскости, перпендикулярной направлению наблюдения и касательной в крайней внешней точке рассеивателя (приложение А).

3.32 исходная ось: Характерная ось огня, определяемая предприятием - изготовителем огня, проходящая через фокусный центр фары с координатами H=0°, V=0° и служащая исходной осью отсчета для углов геометрической видимости (рисунок А.1) при фотометрических измерениях и установке на ТС.