ГОСТ ISO 12217-3-2016
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СУДА МАЛЫЕ
Оценка остойчивости и запаса плавучести и определение проектной категории
Часть 3
Суда с длиной корпуса менее 6 м
Small craft. Stability and buoyancy assessment and categorization. Part 3. Boats of hull length less than 6 m
ОКС 47.080
ОКП 744352
Дата введения 2017-11-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ФГУП "ВНИИНМАШ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии указанного в пункте 4 межгосударственного стандарта
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации 032 "Внутренний водный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 ноября 2016 г. N 93-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 мая 2017 г. N 469-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 12217-3-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2017 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 12217-3:2015* "Суда малые. Оценка остойчивости и запаса плавучести и определение проектной категории. Часть 3. Суда с длиной корпуса менее 6 м" ("Small craft - Stability and buoyancy assessment and categorization - Part 3: Boats of hull length less than 6 m", IDT)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт определяет предельные условия окружающей среды, для которых проектируется конкретное судно.
Это дает возможность определить проектную категорию судна, соответствующую его конструкции и максимальной нагрузке. Проектные категории соответствуют проектным категориям, приведенными в Директиве Европейского Союза о прогулочных судах, Директива ЕС 2013/53/ЕС.
Приложение Н содержит таблицы, способствующие проведению комплексной оценки соответствия судна требованиям настоящего стандарта.
ВНИМАНИЕ - Соответствие правилам настоящего стандарта не гарантирует обеспечения полной безопасности и исключения риска опрокидывания судна или его затопления.
Настоящий стандарт устанавливает методы оценки остойчивости и плавучести целых (т.е. неповрежденных) судов. Также рассматриваются характеристики плавучести судов, с риском заливания водой.
Оценка остойчивости и запаса плавучести согласно настоящему стандарту, дает возможность присвоить судну проектную категорию (С или D), соответствующую его конструкции и максимальной нагрузке.
Настоящий стандарт применим к гребным и моторным судам с длиной корпуса менее 6 м, за исключением обитаемых многокорпусных судов. К палубным судам с быстроосушаемыми рецессами в соответствии с ISO 11812 с длиной корпуса менее 6 м могут также применяться стандарты ISO 12217-1 или ISO 12217-2 (для непарусных и парусных судов соответственно), в этом случае может быть назначена более высокая проектная категория.
Для обитаемых многокорпусных судов в настоящем стандарте приводятся оценка восприимчивости судна к опрокидыванию, определение эффективного способа эвакуации и требования к положительной плавучести при опрокидывании судна.
Требования настоящего стандарта не распространяются на:
- надувные и каркасно-надувные суда (РИБ), рассматриваемые в ISO 6185, кроме ссылок, сделанных в ISO 6185 на специальные положения ISO 12217;
- персональные суда, рассматриваемые в ISO 13590 и прочий, сходный по управлению водный транспорт;
- водные игрушки;
- каноэ и каяки;
- гондолы и водные велосипеды;
- парусные доски для виндсерфинга;
- доски для серфинга, в том числе укомплектованные механическим двигателем;
- суда на подводных крыльях и на воздушной подушке в случае, когда они не находятся в водоизмещающем режиме;
- подводные аппараты.
Примечание - Водоизмещающий режим представляет собой режим поддержания судна только при помощи гидростатической силы.
Настоящий стандарт не включает и не дает оценку воздействия на остойчивость буксировки, рыбной ловли, дноуглубительных работ или подъемных операций, так как вышеперечисленное следует рассматривать отдельно в случае необходимости.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты*. Для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного стандарта (включая все его изменения). Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта.
_______________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
ISO 2896:2001, Rigid cellular plastics - Determination of water absorption (Поропласты жесткие. Определение водопоглощения)
ISO 3864-1, Graphical symbols - Safety colours and safety signs - Part 1: Design principles for safety signs and safety markings (Символы графические. Цвета и знаки безопасности. Часть 1. Принципы проектирования для знаков и маркировки безопасности)
ISO 8666, Small craft - Principal data (Суда малые. Основные данные)
ISO 9093-1, Seacocks and through-hull fittings - Part 1: Metallic (Суда малые. Забортные клапаны и фитинги, проходящие через корпус. Часть 1. Металлические)
ISO 9093-2, Small craft - Seacocks and through-hull fittings - Part 2: Non-metallic (Суда малые. Забортные клапаны и фитинги, проходящие через корпус. Часть 2. Неметаллические)
ISO 10240, Small craft - Owner's manual (Суда малые. Руководство для владельца)
ISO 11812, Small craft - Watertight cockpits and quick-draining cockpits (Суда малые. Водонепроницаемые и быстроосушаемые кокпиты)
ISO 12216, Small craft - Windows, portlights, hatches, deadlights and doors - Strength and watertightness requirements (Суда малые. Окна, бортовые иллюминаторы, люки, глухие иллюминаторы и двери. Требования к прочности и водонепроницаемости)
ISO 12217-1:2015, Small craft - Stability and buoyancy assessment and categorization - Part 1: Non-sailing boats of hull length greater than or equal to 6 m (Суда малые. Оценка остойчивости и запаса плавучести. Определение проектной категории. Часть 1. Непарусные суда с длиной корпуса 6 м и более)
ISO 12217-2:2015, Small craft - Stability and buoyancy assessment and categorization - Part 2: Sailing boats of hull length greater than or equal to 6 m (Суда малые. Оценка остойчивости и запаса плавучести и определение проектной категории. Часть 2. Суда парусные с длиной корпуса 6 м или более)
ISO 14946, Small craft - Maximum load capacity (Суда малые. Максимальная грузоподъемность)
ISO 15083, Small craft - Bilge-pumping systems (Суда малые. Трюмные насосные системы)
ISO 15085, Small craft - Man-overboard prevention and recovery (Суда малые. Предотвращение падения за борт и подъем человека на борт)
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
Примечание - Значения некоторых символов, используемых в определениях, приведены в разделе 4.
3.1.1 проектная категория (design category): Описание условий плавания по ветру и волнению, при которых разрешается эксплуатация судна.
Примечание - См. также 9.2.
3.1.2 рецесс (recess): Открытый для доступа воздуха объем, который может быть заполнен водой в пределах допустимых нагрузок и соответствующих дифферентов.
Пример - Кокпиты, ниши подвесного мотора, открытые объемы или пространства, ограниченные фальшбортами или комингсами.
Примечание 1 - Каюты, навесы (укрытия) или локеры, снабженные закрытиями, удовлетворяющими требованиям ISO 12216, не являются рецессами.
Примечание 2 - Кокпиты, открытые в кормовой части, рассматриваются как рецессы. Палубы без фальшбортов и комингсов не являются рецессами.
3.1.3 быстроосушаемый рецесс (quick-draining recess): Рецесс, удовлетворяющий требованиям ISO 11812 для "быстроосушаемых кокпитов и рецессов".
Примечание 1 - ISO 11812 содержит требования, которым большинство парусных лодок не может соответствовать.
Примечание 2 - Согласно характеристикам, приведенным в ISO 11812, кокпит можно рассматривать как быстроосушаемый только для одной проектной категории; для более высокой проектной категории данный же кокпит не будет считаться быстроосушаемым.
3.1.4 водонепроницаемый рецесс (watertight recess): Рецесс, удовлетворяющий требованиям ISO 11812 для "водонепроницаемых кокпитов и рецессов".
Примечание - Настоящий термин включает в себя требования, применимые только к водонепроницаемости и высоте комингса, но не к осушению.
3.1.5 палубное (закрытое) судно (fully enclosed boat): Судно, у которого горизонтальная проекция площади, ограниченная бортовой линией, включает любую комбинацию из:
- водонепроницаемой палубы и надстройки, и/или
- быстроосушаемого рецесса, соответствующего ISO 11812, и/или
- водонепроницаемого рецесса в соответствии ISO 11812 с суммарным объемом меньше, чем (LBF)/40, у которого все закрытия имеют степень водонепроницаемости в соответствии с ISO 12216.
Примечание - Размер рецессов, разрешенный для некоторых судов проектной категории С, ограничен требованиями 6.4.
3.1.6 частично закрытое судно (partially protected boat): Судно, которое не отвечает определению закрытого судна, и у которого горизонтальная проекция площади палубы, кают, укрытий, ниш подвесного мотора и других жестких покрытий, считаемых водонепроницаемыми сверху в соответствии с ISO 12216, и из которых вода сливается непосредственно за борт (то есть не через осушительную систему), и:
- составляет не менее 1/3 от горизонтальной проекции площади, ограниченной бортовой линией,