Статус документа
Статус документа

ГОСТ 33896-2016 Системы диспетчерской централизации и диспетчерского контроля движения поездов. Требования безопасности и методы контроля (Переиздание)

     5.4 Контроль требований безопасности к аппаратным и программным средствам диспетчерской централизации и диспетчерского контроля

5.4.1 Контроль выполнения требований безопасности к аппаратным и программным средствам систем ДЦ и ДК должен выполняться на основе проведения экспертизы проектной, конструкторской, технологической, программной, эксплуатационной документации, подтверждающей выполнение проверяемых требований безопасности, расчетных методов и испытаний.

5.4.2 На этапе разработки системы ДЦ или ДК организация-разработчик должна разработать и согласовать с испытательной лабораторией (центром) документ "Доказательство безопасности" в соответствии с ГОСТ 33432. В документе "Доказательство безопасности" должно быть представлено аргументированное обоснование того, что программно-аппаратные средства системы ДЦ или ДК соответствуют предъявляемым к ним требованиям безопасности. Материалы документа "Доказательство безопасности" должны позволять сделать следующие выводы:

- требования на систему заданы корректно и в полном объеме;

- требования, предъявляемые к системе, в полном объеме и корректно реализованы в программно-аппаратных решениях;

- программно-аппаратные решения не привносят дополнительных негативных свойств относительно первоначальных требований безопасности;

- представленные доказательства обоснованы и достоверны.

5.4.3 Испытательная лаборатория (центр), при участии организации-разработчика, должна провести экспертизу и испытания для подтверждения корректности доказательного материала, представленного в документе "Доказательство безопасности". Подтверждение обоснованности и корректности количественных показателей безопасности должно производиться с использованием расчетных методов.

5.4.4 Система ДЦ или ДК должна допускаться в эксплуатацию только при наличии положительного заключения от испытательной лаборатории (центра).

5.4.5 На этапе эксплуатации системы корректность выполнения требований безопасности к аппаратным и программным средствам должна оцениваться экспертными и расчетными методами по результатам мониторинга и статистических отчетов об отказах системы.

Сбор и обработка данных о безопасности и надежности эксплуатируемой системы ЖАТ осуществляются в соответствии с национальными стандартами и нормативными документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт, по надежности в технике и сбору и обработке информации о надежности изделий в эксплуатации, с выделением при этом отказов (сбоев), вызванных отказами (сбоями) программного обеспечения.     

Анализ последствий отказов (сбоев), вызванных отказами (сбоями) программного обеспечения, осуществляется в соответствии с национальными стандартами и нормативными документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт, по надежности в технике и методам оценки показателей надежности по экспериментальным данным.

_________________

В Российской Федерации действует РД 50-690-89 "Методические указания. Надежность в технике. Методы оценки показателей надежности по экспериментальным данным".


УДК 656.25:006.354

МКС 45.020

Ключевые слова: железнодорожная автоматика и телемеханика, диспетчерская централизация, диспетчерский контроль, безопасность движения железнодорожных поездов, критерии опасных отказов, требования безопасности, методы контроля

     


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2019