ГОСТ 33906-2016
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ТОПЛИВА АВИАЦИОННЫЕ ДЛЯ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Определение смазывающей способности на аппарате шар-цилиндр (BOCLE)
Aviation turbine fuels. Determination of lubricity by the ball-on-cylinder lubricity evaluator (BOCLE)
МКС 75.160.20
Дата введения 2018-07-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 31 "Нефтяные топлива и смазочные материалы", Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (ОАО "ВНИИ НП") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 ноября 2016 г. N 93-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Грузия | GE | Грузстандарт |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 апреля 2017 г. N 239-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33906-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2018 г.
5 Настоящий стандарт идентичен стандарту ASTM D 5001-10 (2014)* "Стандартный метод определения смазывающей способности авиационного турбинного топлива на аппарате шар-цилиндр (BOCLE)" ["Standard test method for measurement of lubricity of aviation turbine fuels by the ball-on-cylinder lubricity evaluator (BOCLE)", IDT].
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Стандарт разработан подкомитетом D02.J0.04 Additives and electrical properties (Присадки и электрические характеристики) совместного Технического комитета по стандартизации ASTM D02 Petroleum products, liquid fuels and lubricants (Нефтепродукты, жидкие топлива и смазочные материалы).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного стандарта ASTM для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
1.1 Настоящий стандарт распространяется на авиационные топлива для газотурбинных двигателей и устанавливает метод оценки характеристик износа при трении стальных поверхностей в условиях граничной смазки на аппарате шар-цилиндр (BOCLE).
1.1.1 Настоящий метод может быть выполнен двумя способами: с использованием полуавтоматического аппарата и полностью автоматического аппарата. Для проведения испытаний можно использовать любой из двух аппаратов.
1.2 Значения, установленные в единицах СИ, считают стандартными. Единицы других систем в стандарт не включены.
1.3 В настоящем стандарте не предусмотрено рассмотрение всех вопросов обеспечения безопасности, связанных с его использованием. Пользователь настоящего стандарта несет ответственность за установление соответствующих правил по технике безопасности и охране здоровья, а также определяет целесообразность применения законодательных ограничений перед его использованием.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
2.1 Стандарты ASTM:
_______________
Уточнить ссылки на стандарты АСТМ можно на сайте АСТМ www.astm.org или в службе поддержки клиентов АСТМ: service@astm.org. В информационном томе ежегодного сборника стандартов (Annual Book of ASTM Standards) следует обращаться к сводке стандартов ежегодного сборника стандартов на странице сайта.
ASTM D 4306, Practice for aviation fuel sample containers for tests affected by trace contamination (Практика испытаний пробоотборников для авиационных топлив на присутствие следов загрязнений)
ASTM D 6708, Practice for statistical assessment and improvement of expected agreement between two test methods that purport to measure the same property of a material (Практика статистической оценки и улучшения предполагаемой согласованности между двумя методами испытания, использующимися для измерения одного и того же свойства материала)
2.2 Военная спецификация
_______________
Доступен в Standardization Documents Order Desk, DODSSP, Bldg. 4, Section D, 700 Robbins Ave., Philadelphia, PA 19111-5098, http://www.dodssp.daps.mil.
MIL-l-25017, Inhibitor, corrosion/lubricity improver, fuel soluble (Ингибитор, коррозия/ присадка, улучшающая смазывающие свойства, растворимая в топливе)
2.3 Стандарт Американского института железа и стали
_______________
Доступен в American Iron and Steel Institute (AISI), 1140 Connecticut Ave., NW, Suite 705, Washington, DC 20036, http://www.steel.org.
AISI Е-52100, Chromium alloy steel (Хромированные легированные стали)
2.4 Стандарт ISO
_______________
Доступен в International Organization for Standardization (ISO), 1, ch. De la Voie-Creuse, Case postale 56, CH-1211, Geneva 20, Switzerland, http://www.iso.ch.
ISO 3290-1:2008, Rolling bearings - Balls - Part 1: Steel balls (Роликовые подшипники. Шарики. Часть 1. Стальные шарики)
_______________
Действует ISO 3290-1:2014, Rolling bearing - Balls - Part 1: Steel balls (Роликовые подшипники. Шарики. Часть 1. Стальные шарики). Однако для однозначного соблюдения требований настоящего стандарта, выраженного в датированной ссылке, рекомендуется использовать только указанное в этой ссылке издание.
2.5 Стандарт Общества автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers)
_______________
Доступен в Society of Automotive Engineers (SAE), 400 Commonwealth Dr., Warrendale, PA 15096-0001, http://www.sae.org.
SAE 8720, Steel (Сталь)
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями и обозначения:
3.1 Термины и определения
3.1.1 смазывающая способность (lubricity): Свойство жидкости сводить к минимуму трение между поверхностями и их повреждение при относительном перемещении этих поверхностей под нагрузкой.
3.1.1.1 Пояснение - В настоящем методе смазывающую способность жидкости определяют пятном износа (мм), получаемым на нагруженном неподвижном шарике при контакте с вращающимся цилиндрическим испытательным кольцом, смоченным жидкостью, в точно установленных и контролируемых условиях.
3.1.2 пятно износа (wear scar): Для жидких топлив - это средний диаметр, изношенной и истертой в определенных условиях площади поверхности испытательного шарика, измеряемый в двух заданных направлениях.
3.1.2.1 Пояснение - Пятно износа, полученное по настоящему методу, часто называют "пятно износа по BOCLE".
3.2 Обозначения
3.2.1 BOCLE - аппарат шар-цилиндр для определения смазывающей способности.
3.2.2 HRC - твердость по Роквеллу, шкала С.
3.2.3 WSD - диаметр пятна износа.
4.1 Помещают испытуемую жидкость в испытательный резервуар, в котором поддерживают относительную влажность атмосферного воздуха, равную 10%. Закрепляют неподвижно стальной шарик в вертикальном зажимном устройстве и прижимают к аксиально закрепленному цилиндрическому стальному кольцу с помощью прилагаемой нагрузки. Испытательное кольцо, частично погруженное в резервуар с испытуемой жидкостью, вращается с фиксированной скоростью. Этот технический прием позволяет поддерживать кольцо в смоченном состоянии и постоянно переносить испытуемую жидкость в пространство между поверхностями шар-цилиндр. На испытательном шарике образуется пятно износа, которое является мерой смазывающей способности авиационного топлива. Калибровка и стандартизация диаметра пятна износа WSD приведены в разделе 10.
5.1 Износ из-за избыточного трения, в результате которого сокращается срок службы деталей двигателя, таких как топливные насосы и топливные регуляторы, иногда объясняют недостаточной смазывающей способностью авиационного топлива.
5.2 Соотношение результатов испытаний с разрушением деталей авиационной топливной системы из-за износа было продемонстрировано для некоторых комбинаций топливо/детали, где граничная смазка является фактором, влияющим на работу деталей системы.
5.3 Процедура определения пятна износа, образующегося при испытании на аппарате BOCLE, чувствительна к загрязнению испытуемых жидкостей и материалов, присутствию кислорода и воды в атмосфере и температуре испытания. Результаты измерения смазывающей способности (пятна износа) также чувствительны к следам загрязнений, внесенным при отборе проб и хранении. Следует использовать пробоотборники, исследованные по ASTM D 4306.
5.4 Метод испытаний BOCLE не является прямым отражением эксплуатационных условий работы деталей двигателя. Например, ряд топлив с высоким содержанием некоторых серосодержащих соединений может показывать аномальные результаты испытаний.
6.1 Подробное описание полуавтоматического аппарата BOCLE приведено в приложении А1, описание полностью автоматического аппарата - в приложении А2.
6.2 Микроскоп со 100-кратным увеличением, обеспечивающий измерение пятна износа на шарике с точностью до 0,01 мм.
6.2.1 Способ измерения пятна износа