ГОСТ 34019-2016
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ
Методы и процедура оценки и снижения риска
Cranes. Methods and procedures for assessment and reduction of risk
МКС 53.020.20
Дата введения 2018-01-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "РАТТЕ" (АО "РАТТЕ")
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 ноября 2016 г. N 93-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Грузия | GE | Грузстандарт |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 марта 2017 г. N 153-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34019-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2018 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт устанавливает методы и процедуры оценки и снижения риска в процессе эксплуатации кранов. Цель настоящего стандарта состоит в создании способа для принятия решений, относящихся к обеспечению безопасности кранов при:
а) разработке технических условий и стандартов, влияющих на безопасность кранов;
б) проектировании, изготовлении, монтаже и обслуживании кранов, крановых компонентов и систем;
в) разработке общих процедур для применения, эксплуатации, испытаний, проверки соблюдения требований и обслуживания кранов.
Положения настоящего стандарта, в основном, относятся к рискам причинения вреда людям, однако процедуры оценки риска, изложенные в настоящем стандарте, могут быть также эффективны для оценки других видов рисков, связанных с кранами, таких как риски повреждения имущества и окружающей среды.
Применение положений настоящего стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования".
Настоящий стандарт устанавливает методы и процедуры оценки и снижения риска в процессе эксплуатации кранов. Настоящий стандарт распространяется на все виды грузоподъемных кранов в соответствии с ГОСТ 33709.1, а также на плавучие и оффшорные краны.
Настоящий стандарт применим ко всем новым кранам, изготовленным по истечении одного года после его утверждения. Целью настоящего стандарта не является замена или модернизация существующей документации.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ ISO 12100-2013 Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценки риска и снижения риска
ГОСТ 33709.1-2015 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33709.1, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 причина: Обстоятельства, условия, события или действия, которые в опасной ситуации приводят к возникновению последствия.
3.2 последствие: Результат причины при наличии опасной ситуации.
3.3 вред: Ущерб здоровью людей, окружающей среде, имуществу, экономические потери.
3.4 неблагоприятное событие: Случай, в котором опасная ситуация приводит к нанесению вреда.
Примечание - В настоящем стандарте термин "неблагоприятное событие" интерпретируется как сочетание причины и последствия.
3.5 опасность: Потенциальный источник вреда.
Примечание - Термин "опасность" может быть использован для того, чтобы определить его происхождение (например, механическую опасность, опасность поражения электрическим током и т.д.) или характер потенциального вреда (например, опасность поражения электрическим током, опасность отравления и т.д.). Опасность согласно этому определению постоянно присутствует во время эксплуатации машины (например, движение опасных подвижных элементов, электрической дуги в процессе сварки, нездоровая поза, уровень шума, высокая температура) или может появиться неожиданно (например, взрыв, разрушение, как следствие непреднамеренного/неожиданного пуска, выброс вследствие поломки, падение из-за разгона/торможения).
3.6 опасное событие: Событие, которое может причинить вред.
Примечание - Опасное событие может происходить в течение как короткого, так и продолжительного периода времени.
3.7 опасная ситуация: Ситуация, в которой человек, имущество и/или окружающая среда подвергаются воздействию минимум одной опасности.
Примечание - Воздействие может привести к нанесению вреда немедленно или по прохождении определенного периода времени.
3.8 конструктивные меры безопасности: Меры, принятые для устранения опасности и/или снижения рисков путем изменения конструкции или эксплуатационных характеристик крана или крановой системы.
3.9 правильная эксплуатация: Использование оборудования в соответствии с предоставленной вместе с продуктом системой информации, руководством по эксплуатации или, при отсутствии такой информации, по предыдущему опыту эксплуатации.
3.10 прогнозируемое неправильное применение: Использование крана или крановой системы способом, не предусмотренным производителем, но которое следует из легко предсказуемого поведения человека.
3.11 защитное мероприятие: Мероприятие, направленное на снижение риска, которое реализуется конструктором (конструктивные меры безопасности, устройства безопасности и дополнительные защитные мероприятия, информация для использования) и/или пользователем (организация безопасного ведения работ, надзора, допуска к работе систем; предоставление и использование дополнительных устройств безопасности; использование индивидуальных средств защиты; подготовка персонала).
3.12 риск: Сочетание вероятности возникновения вреда и его тяжести.
Примечание - Вероятность возникновения включает в себя сочетание опасной ситуации, возникновения опасного события и возможности предотвращения или ограничения вреда.
3.13 анализ риска: Систематическое использование имеющейся информации для выявления опасностей, расчета тяжести вреда и вероятности его причинения.
3.14 оценивание риска: Рассмотрение результатов вычисления рисков, чтобы определить, требуется ли снижение риска.
3.15 оценка риска: Общий процесс, включающий анализ рисков и оценивание рисков.
3.16 остаточный риск: Риск, остающийся после реализации защитных мер.
Примечание - В настоящем стандарте различают:
- остаточный риск после защитных мер, реализованных конструктором;
- остаточный риск после реализации всех защитных мер.
3.17 адекватное снижение риска: Снижение степени риска как минимум в соответствии с требованиями действующего законодательства с учетом современного уровня развития техники.
3.18 сценарий: Сочетание опасной ситуации и неблагоприятного события - причины и последствия.
3.19 тяжесть вреда: Уровень потенциального вреда.
Краны должны соответствовать требованиям безопасности, установленным в межгосударственных стандартах и законодательствах по охране труда и промышленной безопасности государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта, и национальных стандартах этих государств, с учетом мероприятий по защите и/или снижению риска.
Безопасность в настоящем стандарте определена как отсутствие неприемлемого риска. Не может быть абсолютной безопасности. Некоторые риски, определенные в настоящем стандарте как остаточные риски, могут сохраняться. Таким образом, кран в целом или отдельный процесс (например, операции использования, проверки, испытания или обслуживания) могут быть только относительно безопасными. Безопасность достигается адекватным снижением риска.
Безопасность достигается поиском оптимального баланса между идеалом абсолютной безопасности, требованиями, предъявляемыми к продукту или процессу, и такими факторами, как благо для пользователя, пригодность для конкретной цели, эффективности затрат и законов соответствующего общества. Следовательно, существует необходимость в периодическом пересмотре предустановленных уровней безопасности, в частности когда события в развитии технологии и знаний могут привести к возможным улучшениям для достижения достаточного снижения риска, совместимым с использованием продукта, процесса или услуги.
4.2.1 Безопасность достигается с помощью итерационного процесса оценки риска (анализ рисков и оценивание рисков) и снижения риска (см. рисунок 1).
Рисунок 1 - Итерационный процесс оценки риска
4.2.2 Оценка риска является рядом логических шагов, что дает возможность в систематическом порядке рассматривать риски, связанные с кранами. Оценку риска проводят по мере необходимости в процессе снижения рисков. Повторение этого процесса дает итерационный характер процесса снижения опасности (насколько это возможно) и осуществления мер защиты.
4.2.3 Оценка риска включает в себя:
1) определение предмета анализа;
2) определение сценариев опасных ситуаций, причин и последствий;
3) анализ (вычисление) риска;
4) оценивание риска.
4.2.4 Анализ рисков предоставляет информацию, необходимую для оценивания риска, что, в свою очередь, позволяет судить об уровне безопасности компонента крана, крана в целом и процессов эксплуатации (рабочих процессов, испытаний или обслуживания).