Статус документа
Статус документа


ГОСТ ISO 12217-1-2016

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ



СУДА МАЛЫЕ


Оценка остойчивости, запаса плавучести и определение проектной категории


Часть 1


Непарусные суда с длиной корпуса 6 м и более


Small craft. Stability and buoyancy assessment and categorization. Part 1. Non-sailing boats of hull length greater than or equal to 6 m



ОКС 47.080

ОКП 74 4352

Дата введения 2017-09-01

     Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-исследовательским институтом по стандартизации и сертификации "Лот" ФГУП "Крыловский государственный научный центр" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (Протокол от 25 октября 2016 г. N 92-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Россия

RU

Росстандарт

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 марта 2017 г. N 138-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 12217-1-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2017 г.

5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 12217-1:2015* "Суда малые. Оценка остойчивости, запаса плавучести и определение проектной категории. Часть 1. Непарусные суда с длиной корпуса 6 м и более" ("Small craft - Stability and buoyancy assessment and categorization - Part 1: Non-sailing boats of hull length greater than or equal to 6 m", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Международный стандарт разработан Техническим комитетом по стандартизации ТК 5 "Судостроение".

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Настоящий стандарт определяет предельные условия плавания по ветру и волнению, для которых проектируется конкретное судно, и дает возможность определить проектную категорию судна, соответствующую его конструкции и максимальной нагрузке. Проектные категории соответствуют проектным категориям, установленным в Директиве 94/25/ЕС Прогулочные суда. Суда для отдыха и развлечений и в Директиве 94/25/ЕС с поправками согласно Директиве 2013/53/ЕС (Recreational Craft Directive of the European Union EU, Directive 2013/53/EC).

Проектная категория, назначенная в соответствии с остойчивостью и запасом плавучести судна - это та, при которой судно удовлетворяет всем требованиям, изложенным в пункте 5.3, и суммированным в приложении I.


ВНИМАНИЕ - Соответствие правилам настоящего стандарта не гарантирует обеспечения полной безопасности и исключения риска опрокидывания судна или его затопления.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает методы оценки остойчивости и запаса плавучести неповрежденных судов. Также рассмотрены характеристики плавучести судов в случае их затопления.

Оценка остойчивости и запаса плавучести согласно настоящему стандарту дает возможность присвоить судну проектную категорию (А, В, С или D), соответствующую его конструкции и максимальной нагрузке.

Настоящий стандарт применим к гребным и моторным судам длиной корпуса от 6 до 24 м включительно. Настоящий стандарт может быть также применим к судам с длиной корпуса менее 6 м, если им не присвоена проектная категория по ISO 12217-3, и если это палубные суда с быстроосушаемыми рецессами в соответствии с ISO 11812.

Для обитаемых многокорпусных судов с обитаемыми помещениями в настоящем стандарте приведены оценка вероятности опрокидывания судна, определение эффективного способа эвакуации и требования к положительной плавучести при опрокидывании судна.

Требования настоящего стандарта не распространяются:

- на надувные и каркасно-надувные суда (РИБ), рассматриваемые в ISO 6185, кроме ссылок, сделанных в ISO 6185 на специальные положения ISO 12217;

- персональные суда, рассматриваемые в ISO 13590, и прочий, сходный по управлению водный транспорт;

- гондолы и водные велосипеды;

- доски для виндсерфинга;

- доски для серфинга, в том числе укомплектованные механическим двигателем;

- суда на подводных крыльях и на воздушной подушке в случае, когда они не находятся в водоизмещающем режиме;

- подводные аппараты.

Примечание - Режим водоизмещения представляет собой режим поддержания судна только при помощи гидростатической силы.


Настоящий стандарт не включает и не дает оценку воздействия на остойчивость буксировки, рыбной ловли, добычи устриц, подъемных операций, так как вышеперечисленное следует рассматривать отдельно.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты*:

_______________

* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.     


ISO 2896, Rigid cellular plastics - Determination of water absorption (Поропласты жесткие. Определение водопоглощения)

ISO 3864-1, Graphical symbols - Safety colours and safety signs - Part 1: Design principles for safety signs and safety markings (Символы графические. Цвета и знаки безопасности. Часть 1. Принципы проектирования для знаков и маркировки безопасности)

ISO 6185-4:2011, Inflatable boats - Part 4: Boats with a hull length of between 8 m and 24 m with a motor power rating of 15 kW and greater (Надувные суда. Часть 4. Суда длиной корпуса от 8 до 24 м и с мотором мощностью мотора 15 kW и выше)

ISO 8666, Small craft - Principal data (Суда малые. Основные данные)

ISO 9093-1, Seacocks and through-hull fittings - Part 1: Metallic (Суда малые. Забортные клапаны и фитинги, проходящие через корпус. Часть 1. Металлические)

ISO 9093-2, Small craft - Seacocks and through-hull fittings - Part 2: Non-metallic (Суда малые. Забортные клапаны и фитинги, проходящие через корпус. Часть 2. Неметаллические)

ISO 10240, Small craft - Owner's manual (Суда малые. Руководство для владельца)

ISO 11812, Small craft - Watertight cockpits and quick-draining cockpits (Суда малые. Водонепроницаемые и быстроосушаемые кокпиты)

ISO 12216, Small craft - Windows, portlights, hatches, deadlights and doors - Strength and watertightness requirements (Суда малые. Окна, бортовые иллюминаторы, люки, глухие иллюминаторы и двери. Требования к прочности и водонепроницаемости)

ISO 12217-2:2015, Small craft - Stability and buoyancy assessment and categorization - Part 2: Sailing boats of hull length greater than or equal to 6 m (Суда малые. Оценка и категоризация остойчивости и плавучести. Часть 2. Суда парусные с длиной корпуса 6 м и более)

ISO 12217-3:2015, Small craft - Stability and buoyancy assessment and categorization - Part 3: Boats of hull length less than 6 m (Суда малые. Оценка и категоризация остойчивости и плавучести. Часть 3. Суда с длиной корпуса менее 6 м)

ISO 14946, Small craft - Maximum load capacity (Суда малые. Максимальная грузоподъемность)

ISO 15083, Small craft - Bilge-pumping systems (Суда малые. Трюмные насосные системы)

ISO 15085 Small craft - Man-overboard prevention and recovery (Суда малые. Предотвращение падения за борт и подъем человека на борт)

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

Примечание - Значения некоторых символов, используемых в определениях, приведены в разделе 4.

     3.1 Основные термины

3.1.1 проектная категория (design category): Описание состояния моря и ветровых условий, для которых судно считается годным.


Примечание 1 - См. также 7.2.

3.1.2 непарусное судно (non-sailing boat): Судно, для которого сила ветра не является основным средством движущей силы, а проектная площадь парусов (3.3.8) судна , где - водоизмещение судна с максимальной нагрузкой, кг.

3.1.3 рецесс (recess): Открытый объем в корпусе судна, в котором может удерживаться вода в расчетных условиях нагрузки и соответствующем дифференте.


Пример - Кокпиты, колодцы, ниши подвесного мотора, открытые объемы или пространства, огражденные фальшбортами или комингсами.


Примечание 1 - Каюты, навесы (укрытия) или локеры, снабженные закрытиями, удовлетворяющими требованиям ISO 12216, не являются рецессами.

Примечание 2 - Кокпиты, открытые в кормовой части, рассматриваются как рецессы. Открытые палубы без фальшбортов и комингсов не являются рецессами.

3.1.4 быстроосушаемый рецесс (quick-draining recess): Рецесс, удовлетворяющий требованиям ISO 11812 для "быстроосушаемых кокпитов и рецессов".


Примечание - Согласно характеристикам, приведенным в ISO 11812, кокпит можно рассматривать как быстроосушаемый только для одной проектной категории; для более высокой проектной категории данный же кокпит не будет считаться быстроосушаемым.

3.1.5 водонепроницаемый рецесс (watertight recess): Рецесс, удовлетворяющий требованиям ISO 11812 для "водонепроницаемых кокпитов и рецессов".


Примечание - Настоящий термин включает требования к водонепроницаемости и высоте комингса, но не к отверстиям осушения.

3.1.6 палубное судно (закрытое) (fully enclosed boat): Судно, у которого горизонтальная проекция площади, ограниченная бортовой линией, включает любую комбинацию из:

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs