Статус документа
Статус документа

ГОСТ 33943-2016

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

НАДЕЖНОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Термины и определения

Dependability of railway traction rolling stock. Terms and definitions



МКС 45.060.10

Дата введения 2017-09-01

     

Предисловие

        

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) и Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный университет путей сообщения" (МИИТ)

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 ноября 2016 г. N 93-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по
 МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Грузия

GE

Грузстандарт

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 января 2017 г. N 18-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33943-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2017 г.

5 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 54461-2011*

_______________

* Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 января 2017 г. N 18-ст ГОСТ Р 54461-2011 отменен с 1 сентября 2017 г.


6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"



Введение


Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области надежности железнодорожного тягового подвижного состава.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации, при этом не входящая в круглые скобки часть термина образует его краткую форму.

Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два термина, имеющие общие терминоэлементы.

Приведенные определения можно при необходимости изменить, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом; их краткие формы, представленные аббревиатурой или словосочетанием на базе аббревиатуры, - светлым.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области надежности железнодорожного тягового подвижного состава (ТПС).

Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области надежности железнодорожного ТПС.

Настоящий стандарт применяется совместно с ГОСТ 32192.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 27.002 Надежность в технике. Термины и определения

ГОСТ 32192 Надежность в железнодорожной технике. Основные понятия. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


Объекты

1 (железнодорожный) тяговый подвижной состав; (железнодорожный) ТПС: Совокупность видов железнодорожного подвижного состава, обладающего тяговыми свойствами для выполнения перевозочного процесса, включающая в себя локомотивы и моторвагонный подвижной состав.

2 единица (железнодорожного) тягового подвижного состава: Отдельный объект железнодорожного ТПС.

Примечание - Отдельным объектом железнодорожного ТПС являются локомотив, электропоезд, дизель-поезд, автомотриса, рельсовый автобус, дизель-электропоезд, электромотриса.

3 составная часть единицы (железнодорожного) тягового подвижного состава: Компонент единицы железнодорожного ТПС, не имеющий самостоятельного эксплуатационного назначения.

Примечание - К составной части единицы железнодорожного ТПС относятся детали, сборочные единицы, секции локомотивов, секции и/или вагоны электропоездов, дизель-поездов, дизель-электропоездов и т.п.

4 парк (железнодорожного) тягового подвижного состава: Совокупность единиц железнодорожного ТПС, обладающих общими признаками.

Примечание - К числу общих признаков могут относиться серия, тип, принадлежность, полигон эксплуатации и т.п.

5 восстанавливаемая составная часть единицы (железнодорожного) тягового подвижного состава: Составная часть единицы железнодорожного ТПС, восстановление работоспособного состояния которой предусмотрено технической документацией.

Примечание - Возможность восстановления составной части единицы железнодорожного ТПС может быть обусловлена особенностями ее конструкционного исполнения и видом отказа.

6 невосстанавливаемая составная часть единицы (железнодорожного) тягового подвижного состава: Составная часть единицы железнодорожного ТПС, восстановление работоспособного состояния которой не предусмотрено технической документацией.

Свойства объектов

7 надежность единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Способность единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС выполнять предусмотренные техническими требованиями функции в течение определенной наработки или периода эксплуатации при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях применения, технического содержания, хранения и транспортирования.

Примечание - Надежность единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС характеризуется готовностью, безотказностью, ремонтопригодностью, долговечностью и сохраняемостью или определенными сочетаниями этих свойств.

8 безотказность единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Свойство единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение определенной наработки при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях применения.

9 ремонтопригодность единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Свойство единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС, заключающееся в ее приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонта при соблюдении заданных условий их выполнения.

10 долговечность единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Свойство единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС выполнять предусмотренные техническими требованиями функции до достижения предельного состояния при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях применения и системе технического обслуживания и ремонта.

11 сохраняемость единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Свойство единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС сохранять работоспособное состояние в течение хранения и (или) транспортирования при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях хранения и (или) транспортирования.

12 готовность единицы (железнодорожного) тягового подвижного состава: Способность единицы железнодорожного ТПС выполнять предусмотренные техническими требованиями функции при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях применения и технического содержания в предположении, что необходимые внешние ресурсы обеспечены.

Примечание - Данное свойство определяется безотказностью и ремонтопригодностью единицы железнодорожного ТПС, периодичностью и продолжительностью выполнения технических обслуживаний и ремонтов.


Состояния объектов

13 исправное состояние единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Состояние единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС, при котором она соответствует всем требованиям технической документации на эту единицу [составную часть единицы].

14 неисправное состояние единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Состояние единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС, при котором она не соответствует хотя бы одному из требований технической документации на эту единицу [составную часть единицы].

15 работоспособное состояние единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Состояние единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС, при котором она способна выполнять требуемую функцию с заданными технической документацией характеристиками и значениями параметров при условии, что предоставлены необходимые ресурсы.

Примечания

1 В число указанных характеристик включают перечень и критерии отказов единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС, эксплуатация с которыми запрещена.

2 Исправная единица [составная часть единицы] железнодорожного ТПС находится в работоспособном состоянии, неисправная может находиться как в работоспособном, так и в неработоспособном состоянии.

16 неработоспособное состояние единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Состояние единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС, при котором она не способна выполнить требуемую функцию.

17 предельное состояние единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Состояние единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС, при котором ее дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна на основании оценки рисков.

Примечания

1 Признаки или совокупность признаков предельного состояния единицы железнодорожного ТПС устанавливают в технической документации с учетом вида использования единицы железнодорожного ТПС.

2 Составная часть единицы железнодорожного ТПС после наступления предельного состояния может быть использована для вспомогательных функций.

18 опасное состояние единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Состояние единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС, которое может привести к гибели, травмированию людей или значительному материальному ущербу.

Примечание - Опасное состояние в отличие от предельного состояния не означает прекращения эксплуатации единицы железнодорожного ТПС, которая может быть продолжена после устранения последствий опасного отказа.

19 техническое состояние парка (железнодорожного) тягового подвижного состава: Состояние парка железнодорожного ТПС, характеризуемое средними для этого парка на данный момент или за данный интервал времени значениями показателей надежности.

Дефекты, повреждения и отказы объектов

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs