ГОСТ Р 54461-2011
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАДЕЖНОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Термины и определения
Dependability of railway traction rolling stock. Terms and definitions
ОКС 45.060.10
Дата введения 2012-07-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный университет путей сообщения" (МИИТ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 сентября 2011 г. N 414-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области надежности железнодорожного тягового подвижного состава.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации, при этом не входящая в круглые скобки часть термина образует его краткую форму.
Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два термина, имеющие общие терминоэлементы.
Приведенные определения можно при необходимости изменить, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой или словосочетанием на базе аббревиатуры, - светлым.
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области надежности железнодорожного тягового подвижного состава (ТПС).
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области надежности железнодорожного ТПС.
В настоящем стандарте использована ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 53480-2009* Надежность в технике. Термины и определения
_______________
* С учетом поправки к ГОСТ Р 53480-2009 (ИУС N 4-2011) номер стандарта изменен на ГОСТ Р 27.002-2009, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочного стандарта в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Объекты
1 (железнодорожный) тяговый подвижной состав; (железнодорожный) ТПС: Железнодорожный подвижной состав, обладающий тяговыми свойствами для осуществления и обеспечения перевозочного процесса.
2 единица (железнодорожного) тягового подвижного состава: Отдельный объект железнодорожного ТПС.
Примечание - Отдельным объектом железнодорожного ТПС является локомотив, электропоезд, дизель-поезд, автомотриса, рельсовый автобус, дизель-электропоезд, электромотриса.
3 составная часть единицы (железнодорожного) тягового подвижного состава: Компонент единицы железнодорожного ТПС, не имеющий самостоятельного эксплуатационного назначения.
Примечание - К составной части единицы железнодорожного ТПС относятся детали, сборочные единицы, секции локомотивов, секции и/или вагоны электропоездов, дизель-поездов, дизель-электропоездов и т.п.
4 парк (железнодорожного) тягового подвижного состава: Совокупность единиц железнодорожного ТПС, обладающих общими признаками.
Примечание - К числу общих признаков могут относиться серия, тип, принадлежность, полигон эксплуатации и т.п.
5 восстанавливаемая составная часть единицы (железнодорожного) тягового подвижного состава: Составная часть единицы железнодорожного ТПС, восстановление работоспособного состояния которой предусмотрено технической документацией.
Примечание - Возможность восстановления составной части единицы железнодорожного ТПС может быть обусловлена особенностями ее конструкционного исполнения и видом отказа.
6 невосстанавливаемая составная часть единицы (железнодорожного) тягового подвижного состава: Составная часть единицы железнодорожного ТПС, восстановление работоспособного состояния которой не предусмотрено технической документацией.
Свойства объектов
7 надежность единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Комплексное свойство единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС, характеризующееся безотказностью, ремонтопригодностью, долговечностью и сохраняемостью или определенными сочетаниями этих свойств.
8 безотказность единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Способность единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого интервала времени или наработки.
9 ремонтопригодность единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Способность единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонта при соблюдении заданных условий их выполнения.
10 долговечность единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Способность единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
11 сохраняемость единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Способность единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС находиться в работоспособном состоянии в течение и после некоторого интервала времени нахождения на хранении.
12 готовность единицы (железнодорожного) тягового подвижного состава: Способность единицы железнодорожного ТПС находиться в работоспособном состоянии в произвольный момент времени эксплуатации в интервале между последовательно проводимыми техническими обслуживаниями или ремонтами.
Примечание - Данное свойство определяется безотказностью и ремонтопригодностью единицы железнодорожного ТПС, периодичностью и продолжительностью выполнения технических обслуживаний и ремонтов.
Состояния объектов
13 исправное состояние единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Состояние единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС, при котором она соответствует всем требованиям технической документации на эту единицу [составную часть единицы].
14 неисправное состояние единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Состояние единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС, при котором она не соответствует хотя бы одному из требований технической документации на эту единицу [составную часть единицы].
15 работоспособное состояние единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Состояние единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС, при котором она способна выполнять требуемую функцию с заданными технической документацией характеристиками и значениями параметров.
Примечания
1 В число указанных характеристик включают перечень отказов единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС, эксплуатация с которыми запрещена.
2 Исправная единица [составная часть единицы] железнодорожного ТПС находится в работоспособном состоянии, неисправная может находиться как в работоспособном, так и в неработоспособном состоянии.
16 неработоспособное состояние единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Состояние единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС, при котором значение хотя бы одной ее характеристики или параметра не позволяет выполнять требуемую функцию.
Примечание - Наряду с терминами "исправное состояние", "неисправное состояние", "работоспособное состояние", "неработоспособное состояние" могут быть использованы термины "исправность", "неисправность", "работоспособность", "неработоспособность".
17 предельное состояние единицы (железнодорожного) тягового подвижного состава: Состояние единицы железнодорожного ТПС, при котором ее дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна по причинам опасности, экономическим или экологическим.
Примечание - Признаки или совокупность признаков предельного состояния устанавливает техническая документация с учетом вида использования единицы железнодорожного ТПС.
18 предельное состояние составной части единицы (железнодорожного) тягового подвижного состава: Состояние единицы железнодорожного ТПС, при котором ее дальнейшее использование по назначению недопустимо или нецелесообразно по причинам опасности, экономическим или экологическим.
Примечание - Составная часть единицы железнодорожного ТПС после наступления предельного состояния может быть использована для вспомогательных функций.
19 критическое состояние единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Состояние единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС, которое может привести к гибели, травмированию людей или значительному материальному ущербу.
Примечание - Критическое состояние в отличие от предельного состояния не означает прекращения эксплуатации единицы железнодорожного ТПС, которая может быть продолжена после устранения последствий опасного отказа.
20 техническое состояние парка (железнодорожного) тягового подвижного состава: Состояние парка железнодорожного ТПС, характеризуемое средними для этого парка на данный момент или за данный интервал времени значениями показателей безотказности и/или ремонтопригодности.
Дефекты, повреждения и отказы объектов
21 дефект единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Каждое отдельное несоответствие единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС требованиям, установленным технической документацией.
22 повреждение единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Событие, заключающееся в нарушении исправного состояния единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС при сохранении работоспособного состояния.
23 отказ единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС, до восстановления которого эксплуатация единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС запрещена.
24 вид отказа единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Категория классификации отказов единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС по заданным признакам.
Примечание - К признакам отказов единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС относят их последствия, технические и организационные причины, виды отказов составных частей единицы железнодорожного ТПС, которые вызвали нарушение работоспособного состояния этих единиц [составных частей единиц] и т.п.
25 причина отказа единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Обстоятельства, возникшие в процессе разработки, производства или использования, которые вызвали отказ единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС.
Примечание - К обстоятельствам, которые вызвали отказ относятся соответствующие явления, процессы, события, состояния и т.п.
26 последствия отказа единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Значимость обстоятельств, которые вызвали отказ единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС.
27 опасный отказ единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Отказ, при возникновении которого единица [составная часть единицы] железнодорожного ТПС переходит в критическое состояние.
28 ресурсный отказ составной части единицы (железнодорожного) тягового подвижного состава: Отказ, при возникновении которого составная часть единицы железнодорожного ТПС переходит в предельное состояние.
29 независимый отказ единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Отказ единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС, возникновение которого не является следствием других отказов.
30 зависимый отказ единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Отказ единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС, возникновение которого является следствием других отказов.
31 внезапный отказ единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Отказ, характеризующийся непосредственно предшествующим ему скачкообразным изменением значений одного или нескольких параметров единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС.
32 постепенный отказ единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Отказ, возникающий в результате постепенного изменения значений одного или нескольких параметров единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС.