Недействующий
Решение для управления процессами
производственной безопасности


ГОСТ Р 55531-2013

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глобальная навигационная спутниковая система

СИСТЕМА ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ АВАРИЯХ

Методы испытаний автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям к качеству громкоговорящей связи в кабине транспортного средства

Global navigation satellite system. Road accident emergency response system. Test methods of in-vehicle emergency call system conformity to the requirements for quality speakerphone in a vehicle cabine



ОКС 17.140

         33.070.040*

_______________

* В ИУС N 3-2019 ГОСТ Р 55531-2013 приводится с ОКС 17.140, 33.020,

здесь и далее по тексту.- Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 2014-01-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством "Содействие развитию и использованию навигационных технологий" (НП "ГЛОНАСС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 "Радионавигация"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. N 596-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на автомобильные системы/устройства вызова экстренных оперативных служб и устанавливает методы их испытаний на соответствие требованиям к качеству громкоговорящей связи в кабине транспортного средства, указанным в ГОСТ Р 54620.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.714-2010 (МЭК 61260-1995) Государственная система обеспечения единства измерений. Фильтры полосовые октавные и на доли октавы. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 50840-95 Передача речи по трактам связи. Методы оценки качества, разборчивости и узнаваемости

ГОСТ Р 51061-97 Системы низкоскоростной передачи речи по цифровым каналам. Параметры качества речи и методы измерений.

ГОСТ Р 53188.1-2008 Шумомеры. Часть 1. Технические требования*

_______________

* Отменен, с 01.11.2012 пользоваться ГОСТ 17187-2010.


ГОСТ Р 53576-2009 (МЭК 60268:4-2004) Микрофоны. Методы измерения электроакустических параметров

ГОСТ Р 54620-2011 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования

ГОСТ Р МЭК 60942-2009 Калибраторы акустические. Технические требования и требования к испытаниям

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 автомобильная система/устройство вызова экстренных оперативных служб; (АС): Система/устройство, устанавливаемые на колесном транспортном средстве соответствующей категории и предназначенные для определения координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС) ГЛОНАСС совместно с другой действующей ГНСС, передачи сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в автоматическом (система) или ручном (устройство) режиме и двустороннюю голосовую связь с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи.

Примечания

1 Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб предназначена для оснащения транспортных средств категорий М1 и N1 с технически допустимой массой менее 2,5 т.

2 Автомобильное устройство вызова экстренных оперативных служб предназначено для оснащения транспортных средств категорий М1 и N1 с технически допустимой массой более 2,5 т, М2, М3, N2 и N3.

3 Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб позволяет осуществление передачи сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях также и в ручном режиме.

4 Автомобильное устройство вызова экстренных оперативных служб может осуществлять передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях также и в автоматическом режиме. Типы аварий транспортного средства, определяемых автоматически, и сроки реализации устройством функции автоматической передачи сообщения о транспортном средстве устанавливаются в [1; 2].

3.1.2 акустический эхокомпенсатор; (АЭК): Устройство или алгоритм обработки сигнала, входящий в АС, компенсирующий акустические эхо-сигналы дальнего абонента, попадающие в канал передачи вместе с речью ближнего абонента, путем вычитания предсказанного эхо-сигнала, полученного на основе адаптивной фильтрации сигнала дальнего абонента, взятого из канала приема.

Примечание - Качественный АЭК позволяет вести сеанс громкоговорящей связи в режиме полного дуплекса.

3.1.3 акустический эхоподавитель; (АЭП): Устройство или алгоритм обработки сигнала, входящий в АС, подавляющий акустические эхо-сигналы дальнего абонента, попадающие в канал передачи вместе с речью ближнего абонента, путем реализации переключателя направления "прием-передача", управляемого голосами ближнего и дальнего абонентов.

Примечание - Основное отличие АЭП от АЭК - ослабление эхо-сигналов методом внесения потерь в каналы приема и передачи, что не позволяет вести разговор в режиме полного дуплекса.

3.1.4 громкоговорящая АС: АС без телефонной трубки или гарнитуры, работающая на удалении от абонента через динамики и микрофоны, не требующая использования рук в течение сессии связи.

3.1.5 искусственное ухо: Устройство, представляющее собой модель наружного уха человека в виде переходной камеры и калиброванного микрофона, предназначенное для измерения уровня звукового давления, развиваемого внешними источниками, и имеющее в диапазоне слышимых звуковых частот входной акустический импеданс близкий к средним показателям входного импеданса уха взрослого человека.

3.1.6 искусственные голова и торс; (HATS): Устройство, представляющее собой манекен с головой и торсом с размерами близкими к средним показателям для взрослого человека и предназначенное для учета явлений звуковой дифракции, вызываемой головой и телом человека при акустических измерениях в кабине транспортного средства.

Примечание - В голове манекена располагаются устройства искусственного рта и уха.

3.1.7 искусственный голос: Синтетический тестовый сигнал, заданный математически и имеющий спектральные и временные характеристики, близкие к средним показателям для мужской или женской речи. Используется при проведении объективных измерений вместо натуральной речи для получения повторяемых результатов.

3.1.8 искусственный рот: Устройство, представляющее собой модель рта человека и состоящее из громкоговорителя, установленного в корпусе с имитацией губ и имеющего в ближнем звуковом поле направленность и диаграмму излучения, которые аналогичны средним показателям направленности и диаграммы излучения рта взрослого человека.

3.1.9 кодек: Устройство или алгоритм, осуществляющее кодирование и декодирование речевых или аудиосигналов, передаваемых в системах мобильной радиосвязи.

Примечание - Кодеки характеризуются полосой передаваемых частот, скоростью кодированного цифрового потока, задержкой обработки сигналов, разборчивостью и качеством кодирования речевых или аудиосигналов.

3.1.10 комбинированный тестовый сигнал; (CSS): Звуковой тестовый сигнал, представляющий собой последовательную комбинацию различных тестовых сигналов.

3.1.11 направление передачи: Канал передачи от ближнего абонента в транспортном средстве к дальнему абоненту в центре обслуживания.

3.1.12 направление приема: Канал приема от дальнего абонента в центре обслуживания к ближнему абоненту в транспортном средстве.

3.1.13 оценка качества речи по шкале MOS: Субъективная оценка качества речи методом усреднения мнений экспертов по пятибалльной шкале от 1 (очень плохо) до 5 (отлично).

3.1.14 пик-фактор сигнала: Отношение максимальной амплитуды сигнала к его среднеквадратичному уровню.

Примечание - Например, пик-фактор синусоидального сигнала равен 3,01 дБ. Пик-фактор узкополосных речевых сигналов редко превышает 18 дБ.

3.1.15 показатель громкости передачи; (SLR): Взвешенное акустоэлектрическое затухание громкоговорящей АС на передачу, характеризует величину ослабления сигнала в канале передачи между уровнем громкости акустического сигнала, развиваемого ближним абонентом в эталонной точке рта и уровнем электрического сигнала в эталонной точке системного симулятора.

Примечание - Данная величина определена как частотно-взвешенное усреднение отношений уровней звукового давления в Паскалях (Па) к эффективному напряжению сигнала в вольтах (В), измеренных в треть октавных частотных полосах. Показатель громкости передачи учитывает механизм восприятия громкости сигнала человеком, выражается дБ и рассчитывается согласно [13].

3.1.16 показатель громкости приема; (RLR): Взвешенное электроакустическое затухание громкоговорящей АС на прием, характеризует величину ослабления сигнала в канале приема между уровнем электрического сигнала в эталонной точке системного симулятора и уровнем громкости акустического сигнала, воспринимаемого ближним абонентом в эталонной точке барабанной перепонки.

Примечание - Данная величина определена как частотно-взвешенное усреднение отношений эффективного напряжения сигнала в вольтах (В) к уровню звукового давления в Паскалях (Па), измеренных в треть октавных частотных полосах. Показатель громкости приема учитывает механизм восприятия громкости сигнала человеком, выражается дБ и рассчитывается согласно [13].

3.1.17 полный дуплекс: Возможность проводить сеанс громкоговорящей связи без напряжения внимания в режиме одновременного двухстороннего разговора.

3.1.18 полудуплекс: Возможность проводить сеанс громкоговорящей связи только в режиме попеременного одностороннего разговора.

3.1.19 режим двухстороннего разговора; (dt): Режим работы громкоговорящей АС, когда оба абонента, ближний и дальний, пытаются говорить и слушать друг друга одновременно, перебивая друг друга.

3.1.20 режим одностороннего разговора; (st): Режим работы громкоговорящей АС, когда оба абонента, ближний и дальний, говорят и слушают друг друга поочередно, не перебивая друг друга.

3.1.21 речь ближнего абонента: Речь абонента, расположенного в кабине (салоне) транспортного средства, оборудованного громкоговорящей АС.

Примечание - Абонентом может выступать как реальный человек, так и тестовый сигнал, подаваемый через устройство "искусственный рот" манекена HATS.

3.1.22 речь дальнего абонента: Речь абонента, расположенного в удаленном центре обслуживания звонков.

Примечание - Абонентом может выступать как реальный человек, использующий обычный стационарный телефон с телефонной трубкой, так и тестовый сигнал, подаваемый через электрические входы-выходы системного симулятора.

3.1.23 системный симулятор: Устройство, имитирующее сеть мобильной связи и имеющее с одной стороны радиоинтерфейс, а с другой стороны - электрические входы-выходы каналов передачи и приема.

3.1.24 узкополосная АС: Автомобильная система, работающая с узкополосным речевым сигналом обычного качества (с рабочей полосой частот 0,3-3,4 кГц и с частотой дискретизации не менее 8 кГц).

3.1.25 частичный дуплекс: Ограниченная возможность проводить сеанс связи в режиме двойного разговора, сигнал собеседника слышен, но испытывает скачки громкости.

3.1.26 широкополосная АС: Автомобильная система, работающая с широкополосным речевым сигналом обычного качества (с рабочей полосой частот 0,3-3,4 кГц и с частотой дискретизации не менее 8 кГц).

3.1.27 эталонная точка барабанной перепонки; (DRP): Точка измерения уровня звукового давления, расположенная внутри уха человека в конце наружного слухового прохода у барабанной перепонки или на мембране измерительного микрофона внутри устройства "искусственное ухо".

3.1.28 эталонная точка рта; (MRP): Точка измерения уровня звукового давления, расположенная на расстоянии 25 мм перед губами человека или излучающим кольцом устройства "искусственный рот".

3.1.29 эталонная точка связи громкоговорящей системы; (HFRP): Точка измерения уровня звукового давления, расположенная по оси "искусственного рта" в 50 см от излучающего кольца "губ", в которой в условиях свободного звукового поля осуществляется калибровка уровня звукового давления устройства "искусственного рта".

3.1.30 эталонная точка системного симулятора; (POI): Точка подключения и измерения электрических уровней сигналов в каналах приема и передачи симулятора системы мобильной связи.

3.1.31 эталонная точка уха; (ERP): Точка измерения уровня звукового давления, расположенная снаружи уха человека или устройства "искусственное ухо".

     4 Обозначения и сокращения


В настоящем стандарте использованы следующие обозначения и сокращения:

АДИКМ

-

адаптивная дифференциальная импульсно-кодовая модуляция;

АРУ

-

автоматическая регулировка усиления;

АЦП

-

аналогово-цифровой преобразователь (включая аналоговый ФНЧ на входе);

АЧХ

-

амплитудно-частотная характеристика;

БПФ

-

быстрое преобразование Фурье;

ИКМ

-

импульсно-кодовая модуляция;

КД

-

конструкторская документация;

НД

-

нормативная документация;

НТД

-

нормативная техническая документация;

ОСШ

-

отношение сигнал/шум;

ПЭВМ

-

персональная электронно-вычислительная машина;

РМП

-

рабочее место проверки;

СПМ

-

спектральная плотность мощности;

ТС

-

транспортное средство;

УЗД

-

уровень звукового давления;

УМЗЧ

-

усилитель мощности звуковых частот;

ФВЧ

-

фильтр верхних частот;

ФНЧ

-

фильтр нижних частот;

ЦАП

-

цифроаналоговый преобразователь (включая аналоговый ФНЧ на выходе);

ЦОС

-

цифровая обработка сигналов;

ШПУ

-

шумопонижающее устройство;

ЭД

-

эксплуатационные документы;

ACR

-

Absolute Category Rating (абсолютная шкала качества);

AMR

-

стандарт адаптивного кодирования звуковых файлов с переменной скоростью (Adaptive multi rate);



-

Attenuation Range in receiving direction, single talk (диапазон ослабления сигнала в канале приема АС, во время одностороннего разговора);



-

Attenuation Range in receiving direction during double talk (диапазон ослабления сигнала в канале приема АС, во время двухстороннего разговора);



-

Attenuation Range in sending direction, single talk (диапазон ослабления сигнала в канале передачи АС, во время одностороннего разговора);



-

Attenuation Range in sending direction during double talk (диапазон ослабления сигнала в канале передачи АС, во время двухстороннего разговора);

CCR

-

Comparison Category Rating (шкала сравнительного качества);

DCR

-

Degradation Category Rating (шкала ухудшения качества);

Dl

-

Digital Interface (цифровой интерфейс);

DTX

-

Discontinuous Transmission (передача речи по каналу связи с перерывами во время пауз);

ERL

-

Echo Return Loss (ослабление эхо-сигнала);

full rate

-

цифровой стандарт кодирования речи;

GSM

-

глобальный стандарт цифровой мобильной сотовой связи (Global System for Mobile Communications);



-

minimum activation level (Receive direction) (минимальный уровень активации (включения) канала в направлении приема);



-

minimum activation level (Send direction); (минимальный уровень активации (включения) канала в направлении передачи);

MOS

-

Mean Opinion Score (оценка качества речи методом усреднения субъективных мнений нескольких экспертов);

PN

-

псевдослучайный шум (pseudorandom noise);

S(diff)

-

Diffuse field Sensitivity (чувствительность в диффузном акустическом поле);

S(direct)

-

Direct sound Sensitivity (чувствительность в прямом направлении для плоской волны);

SPL

-

Sound Pressure Level (уровень звукового давления);

TCLw

-

weighted Terminal Coupling Loss (взвешенное переходное затухание электроакустического тракта);



-

задержка обработки сигнала в АС на прием;



-

задержка обработки сигнала в АС на передачу;

UMTS

-

универсальная мобильная телекоммуникационная система (Universal Mobile Telecommunications System).