ГОСТ Р 57331-2016/PAS 1063:2006
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ
Руководство по практическому применению менеджмента знаний в сетях малых и средних предприятий
Knowledge management. Guide on implementing knowledge management in networks of small to medium-sized enterprises
ОКС 01.140.20; 03.100.99
Дата введения 2017-06-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс") на основе собственного перевода на русский язык немецкоязычной версии документа, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 декабря 2016 г. N 1979-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному документу PAS 1063:2006* "Руководство по практическому применению менеджмента знаний в сетях малых и средних предприятий" (PAS 1063:2006 "Implementing knowledge management in networks of small to medium-sized enterprises", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного документа для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5-2012* (пункт 3.5).
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 1.5-2012. - Примечание изготовителя базы данных.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2020 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Организации стремятся улучшить свои производственные показатели и способность к инновациям и все больше внимания уделяют методологии менеджмента знаний (далее - МЗ).
Успешное внедрение системы менеджмента знаний (далее - СМЗ) в производственные структуры происходит в первую очередь в организациях, которые с особым вниманием относятся к таким вопросам, как человеческие и культурные аспекты, персональная мотивация, изменение методологий менеджмента, новые и улучшенные производственные процессы, обеспечивающие обмен знаниями между специалистами, владеющими различными дисциплинами, обмен информацией и сотрудничество, в результате чего технология рассматривается как средство обеспечения и двигатель прогресса.
Несмотря на это до настоящего времени все усилия, направленные на решение проблемы создания и внедрения СМЗ в производственной среде, сводились, как правило, к продвижению технологий, связанных с внедрением современных информационных технологий (далее - IT), способствующих решению данной проблемы.
Целью настоящего стандарта является рассмотрение тех областей, которые могли бы стать предметом общих подходов, устоявшейся практики или инициативами по стандартизации в более широком организационном контексте. Общим намерением является обеспечение осмысленных и полезных руководящих положений для компаний, в частности малых и средних предприятий (далее - МСП), но, не ограничиваясь только МСП, стой целью, чтобы они могли воспользоваться возможностями обмена знаниями в рамках и за пределами своих организационных границ.
В связи с этим настоящий стандарт приводится в форме руководства по устоявшейся практике менеджмента знаний, описывающего, как успешно внедрить СМЗ в организации и в чем заключаются преимущества данного внедрения. Посредством такого ориентированного на культуру организации подхода настоящее руководство призвано усилить и другие более технологически ориентированные инициативы, которые разрабатываются в настоящее время в компаниях и органах по стандартизации. Общим результатом будет существенное дополнительное преимущество для компаний.
Для возможности адаптироваться к растущим и изменяющимся требованиям рынка и для повышения конкурентоспособности предприятия все больше концентрируются на своих основных компетенциях и создают для этого отдельные структурные подразделения в составе основных предприятий. В рамках исследования Торгово-промышленной палаты Германии (DIHK) для объединения в единую сеть промышленности и оказания услуг половина опрошенных предприятий сообщила, что в ближайшие пять лет они будут усиленно концентрироваться на своих основных компетенциях. Вследствие этого некоторые подразделения выводятся из предприятия, и все большим спросом пользуются услуги сторонних исполнителей (аутсорсинг). Чтобы обеспечить возможность и дальше предлагать комплексные услуги, предприятия все чаще работают совместно в рамках кооперативных сетевых структур. Так как для совместной работы большое значение имеет обмен знаниями и информацией, а для успеха сетей главную роль играет эффективный менеджмент ресурсов предприятия, то в контексте менеджмента знаний возникают совершенно новые требования. По сравнению с внутренним менеджментом знаний обмен знаниями в данном случае должен производиться между различными предприятиями. Следующие примеры показывают, какие дополнительные сложности при этом могут возникать:
- различия в этапах выполнения процессов и возникающие вследствие этого трудности при координации обмена знаниями;
- разнообразие и неоднородность применяемых IТ-систем;
- недопонимание в процессе обмена знаниями из-за различий в понятиях и терминологии;
- многообразие подходов к управлению проектами;
- различия в организационной культуре предприятий.
Целью настоящего стандарта является выявление трудностей/проблем, возникающих при внедрении системы менеджмента знаний в сетях предприятий, а также описание возможных способов их предотвращения и преодоления. Для этого в разделах 4-6 настоящего стандарта подробно описываются создаваемые возможности и особенности менеджмента знаний для сетей малых и средних предприятий. В разделе 7 представлено руководство, с помощью которого процесс внедрения системы менеджмента знаний может быть реализован.
Областью применения настоящего стандарта является внедрение МЗ в сетях МОП. Настоящий стандарт ориентирован на предприятия, которые в будущем хотят улучшить работу по объединению/ интеграции предприятий, или уже работают в сетях и в этом контексте хотят получить рекомендации по применению МЗ. Рассматриваемая в настоящем стандарте процедура может применяться для различных отраслей, ее следует понимать как общее руководство. В настоящем стандарте содержатся подробные и тесно связанные с практическим применением МЗ ответы на следующие вопросы:
-что понимают под общим термином "менеджмент знаний в сетях" на технологическом, организационном уровнях и уровне, ориентированном на штатный персонал;
- какие потенциальные возможности и проблемы возникают в процессе внедрения МЗ в сетях;
- какие общие условия необходимо учитывать для успешного внедрения МЗ в сетях;
- какие различные формы совместной работы для смежных предприятий существуют и чем отличаются такие сети в контексте МЗ;
- какие фазы выделяют при внедрении МЗ в сетях и что необходимо учитывать в течение этих отдельных фаз?
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий документ:
PAS 1062:2006, Implementing knowledge management in small to medium-sized enterprises (Руководство пo практическому применению менеджмента знаний в малых и средних предприятиях).
В настоящем стандарте используются следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 данные, информация, знания (data, Information, knowledge).
3.1.1 данные (data): Факты и статистическая информация, которые можно зачастую анализировать для предоставления информации.
Примечание - Дискретные объективные факты (номера, символы, цифры) без контекста и пояснений.
3.1.2 информация (information): Данные в контексте, которому приписывается определенный смысл.
Примечание - Понятие "информация" согласуется с понятием "данные". Оно добавляет значения величин для понимания предмета в заданном контексте. Является источником знаний.
Рисунок 1 - Иерархия понятий - данные, информация и знания
3.1.3 знания (knowledge): Объем восприятий и навыков, которые придуманы людьми. Объем знаний увеличивается пропорционально поступающей информации.
Примечания
1 Существует множество контекстных определений знания. В настоящем стандарте также см. следующие термины:
- "Сопряженные знания";
- "Ноу-хау";
- "Рабочие знания";
- "Неформализованные (неявные) знания".
2 Набор данных и информации (с точки зрения некоторой определенной информационной технологии). Включает также различные комбинации новой технологии, производственного опыта, эмоций, верований, значений величин, идей, интуиции, мотивации, стилей обучения, отношения, способность доверять, способности решать сложные проблемы, открытости, умения работать в компьютерной сети, коммуникабельности, отношения к риску, наличия духа предпринимательства. Использование знаний приводит к накоплению ценных активов, стимулирует желание действовать и принимать эффективные решения. В отличие от формализованного знания существует знание неформализованное. Оно также может быть индивидуальным и коллективным.
3.2 формализованные (явные) знания (explicit knowledge): То, что уже известно, то есть те знания, которые уже сообщались и документировались, например, в базе данных. Эти знания можно выражать словами или числами и распределять по документам, спецификациям, руководствам и т.п.
Примечания
1 Формализованные (явные) знания могут легко выражаться в виде слов и (или) чисел, распространяться путем дискуссий, документов, спецификаций, руководств и т.п., причем можно организовать их документирование для поиска и повторного использования.
2 Могут быть индивидуальными или коллективными. Данные знания обозначают объектами, словами, номерами, представляют в графической форме, в форме рисунков, спецификаций, учебников, процедур и т.п. Формализация данных облегчает их восприятие.
3.3 неформализованные (неявные) знания (tacit knowledge): Знания, постоянно присутствующие в сознании, поведении и восприятии каждого индивидуума. Включают в себя его навыки, опыт, представления, интуицию и взгляды (мнения).
Примечания
1 Обычно эти знания передаются в процессе дискуссий, неформального общения и взаимодействий между людьми, зачастую с использованием таких лингвистических средств, как метафоры и аналогии, с целью нахождения общего языка. Эти знания трудно представить в формализованной (явной) форме. Они включают в себя навыки, опыт, взгляды, интуицию и суждения.
2 Включают теоретические модели, модели поведения, модели перспектив, основанных, главным образом, на опытных данных. Знания данного типа подлежат последующей формализации и распространению. Этому может способствовать, например, проведение совместных образовательных мероприятий сразу несколькими организациями.
3.4 цели знаний (knowledge objectives): Цели, установленные на предприятии для мероприятий по МЗ для определения того, какие знания важны для успеха предприятия.
3.5 идентификация знаний (knowledge identification): Создание прозрачной информационной структуры для внутренних и внешних знаний.
Примечание - Внутренними знаниями могут быть навыки и опыт сотрудников, знания о выполнении процессов. К внешним знаниям можно отнести сведения о поставщиках, клиентах и партнерах.
3.6 приобретение знаний (knowledge acquisition): Приобретение важных знаний, которых до сих пор не было на предприятии.
Примечание - Сюда можно отнести в том числе зачисление в штат экспертов или приобретение продуктов, содержащих знания (например, CD-дисков и т.д.).
3.7 развитие знаний (knowledge development): Создание новых возможностей, новых продуктов или более эффективных процессов предприятия.
Примечание - На индивидуальном уровне это может происходить посредством традиционного процесса обучения сотрудников или решения проблем. На коллективном уровне развитием знаний на предприятии можно управлять, например, с помощью создания форумов для общения или групповой работы.
3.8 распространение знаний (knowledge dissemination): Создание возможностей для передачи знаний предприятия в соответствии с существующими потребностями.
Примечание - Очень полезным инструментом для этого может стать внутренняя компьютерная сеть, которую сотрудники могут использовать как всеобъемлющий источник знаний для решения своих задач.
3.9 применение знаний (knowledge implementation): Использование знаний.
Примечание - Здесь можно различить следующие фазы: сбор, хранение и актуализация знаний, при этом для каждой фазы предлагаются различные мероприятия и инструменты.
3.10 сохранение знаний (knowledge preservation): Мероприятия, направленные на аккумулирование приобретенных знаний предприятия.
Примечание - Основной проблемой при этом является преодоление различных барьеров при использовании знаний у отдельных сотрудников.
3.11 оценка знаний (knowledge assessment): Измерение общих усилий в рамках мероприятий по МЗ и демонстрация успехов.