Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 57272.6-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕНЕДЖМЕНТ РИСКА ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Часть 6

Взаимосвязь риска с неопределенностью измерений

Risk management of new technologies using. Part 6. Interrelation of risk with uncertainty of measurements

ОКС 13.180

Дата введения 2017-12-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (ОАО "НИЦ КД")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 "Менеджмент риска"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2016 г. N 1856-ст

4 В настоящем стандарте реализованы основные положения международного документа CWA 16649:2013* "Менеджмент риска применения новых технологий" (CWA 16649:2013 "Managing emerging technology-related risks")

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Знание неопределенности результатов измерений крайне важно для принятия решений. Представление информации, связанной с риском, является критической проблемой в менеджменте риска. Без количественных оценок неопределенности невозможно решить, превышают ли наблюдаемые отклонения результатов измерений заданную изменчивость, соответствуют ли объекты испытаний установленным требованиям. По отношению к неопределенности измерений, связанной с новыми рисками, дополнительная трудность состоит в том, что новые виды риска часто связаны с неизученными феноменами, появляющимися в результате применения новых технологий.

В настоящем стандарте установлены принципы анализа неопределенности измерений как источника риска. Информация приведена в соответствии с основными принципами менеджмента новых рисков и его основных этапов. Настоящий стандарт предназначен для сотрудников организаций, ответственных за менеджмент риска, и входит в серию стандартов "Менеджмент риска применения новых технологий".

     1 Область применения

В настоящем стандарте установлены принципы менеджмента риска применения новых технологий и рассмотрена их взаимосвязь с неопределенностью измерений и ошибками категоризации полученных данных.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51897/Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий

ГОСТ Р 57272.1 Менеджмент риска применения новых технологий. Часть 1. Общие требования

ГОСТ Р ИСО 31000 Менеджмент риска. Принципы и руководство

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51897, ГОСТ Р 57272.1, ГОСТ Р ИСО 31000.

     4 Менеджмент риска при применении новых технологий

Описание процесса менеджмента риска применения новых технологий и возникающих при применении новых технологий соответствующих новых рисков приведено в ГОСТ Р 57272.1. Там же перечислены основные этапы менеджмента новых рисков.

Пример влияния неопределенности измерений и категоризации на хранение опасных материалов приведен в приложении А.

     5 Этапы менеджмента новых рисков

В настоящем разделе приведено краткое описание основных этапов менеджмента новых рисков, приведенное в соответствии с ГОСТ Р 57272.1.

    1 Раннее проявление

Проявления новых источников опасности должны быть обнаружены как можно раньше. За дальнейшими проявлениями опасностей для различных аспектов окружающей действительности (экологического, технического, социального, экономического и т.д.) должен быть установлен постоянный контроль. На практике это означает непрерывный мониторинг с элементами прогнозирования возможных опасных ситуаций. На этом этапе следует:

- информировать заинтересованные стороны о ранних проявлениях нового риска;

- представить заинтересованным сторонам возможные сценарии развития событий;

- представить заинтересованным сторонам желательную последовательность действий при реализации определенного сценария развития опасных событий;

- вести постоянный мониторинг проявлений нового риска с помощью различных методов анализа, моделирования и прогнозирования;

- регулярно проводить проверку допустимости нового риска и оценку его возможного влияния на различные аспекты жизни и деятельности заинтересованных сторон.

    2 Установление области применения

На данном этапе устанавливают область применения менеджмента нового риска. Организация должна четко сформулировать свои цели, определить внешние и внутренние учитываемые показатели, а также критерии оценки нового риска.

На этом этапе информацию получают с помощью:

- исследований восприятия данного риска различными группами населения (опросы, интервью, голосования и т.п.);

- проведения анализа методами фокус-групп, мозгового штурма и др.;

- рассмотрения нового риска в соответствии с передовыми научными данными.

Анализ полученной информации должны проводить компетентные лица, обладающие необходимыми знаниями и опытом.

    3 Определение сценариев

Цель данного этапа - определение возможных сценариев развития событий, связанных с появлением нового риска. Задачи этапа - установление причинно-следственных связей между событиями, связанными с развитием нового риска и определение степени этих зависимостей. Отдельно анализируют цепочки событий, приводящих к реализации опасного события. Степень зависимости событий в анализе сценариев исследуют как с точки зрения воздействия опасного события, так и с точки зрения уязвимости объекта воздействия. В некоторых случаях, при рассмотрении сценария оценку опасностей и оценку новых рисков можно совместить. Данный этап поддерживает прозрачность ситуации развития нового риска и прозрачность менеджмента новых рисков.

    4 Предварительная оценка

Предварительная оценка дает представление о возможных взглядах на проблему, формирует основу для дальнейшей оценки риска. Основная задача этапа - изучение всех возможных характеристик риска. Для этих характеристик устанавливают предельные значения, влияние различных значений характеристик нового риска на заинтересованные стороны, изучают научные данные, нормативные и правовые документы, имеющие отношение к данному вопросу.

При получении предварительной оценки должны быть собраны все показатели, характеризующие риск, или, по крайней мере, показатели значимые для всех заинтересованных сторон.

    5 Анализ риска

На данном этапе рассматривают всю информацию, собранную на предыдущих этапах, и принимают решение о значимости данного риска и возможностях снижения связанных с ним опасных последствий. На этом этапе должны быть изучены физические и иные характеристики риска, включая вероятность его проявления. Должны быть получены научно обоснованные выводы о качественных и количественных показателях выявленных опасных событий и возможного ущерба. Необходимо иметь оценку восприятия риска всеми заинтересованными сторонами: группами населения, сообществами, частными лицами и т.д. Важная составляющая данного этапа - анализ ответной реакции различных социальных институтов: систем массовой информации (СМИ), органов управления, общественных и политических организаций. Должны быть найдены способы разрешения конфликтов, связанных с восприятием риска и реакцией на риск.

Анализ должен охватывать весь жизненный цикл риска.

    6 Классификация

Цель данного этапа - обеспечение гарантии того, что информация о новом риске собрана в соответствии с научными данными, причинно-следственными связями, сценариями развития опасных событий. На данном этапе истинные характеристики риска отделяют от политизированных, навязанных средствами массовой информации и т.п. Данный этап важен при наличии большого количества одновременно рассматриваемых новых рисков, а также в случае существования большого количества ранних предупреждений, поступающих в одно и то же время. На этом этапе риски могут быть характеризованы как: простые, сложные, неопределенные, двойственные.

    7 Приемлемость и допустимость

Данный этап вызывает наибольшее количество дискуссий по сравнению с остальными этапами. Оценка допустимости риска характеризует можно ли принять существование данного риска. Как правило, для риска, оцененного как допустимый, не проводят мероприятий по снижению риска и снижению его возможных последствий. Для риска, оцененного как приемлемый, как правило, проводят мероприятия, помогающие держать данный риск под контролем и/или снижать последствия опасных событий, вызванных реализацией соответствующей опасности.

Анализ приемлемости и допустимости нового риска имеет дело с социальными, культурными и этическими аспектами ситуации, связанной с новым риском. Важное значение на данном этапе имеет обмен информацией и консультирование по вопросам, связанным с новым риском.

    8 Обработка риска

Этап основан на данных предыдущих этапов, анализе и синтезе полученной информации. На данном этапе разрабатывают методы обработки рисков, признанных допустимыми, назначают лиц, ответственных за выполнение конкретных действий, при необходимости принимают решение о возможности международного сотрудничества по данному вопросу, рассматривают компромиссы между уровнем риска и преимуществами наличия данного риска. На этом этапе идет обработка качественных и количественных данных, рассмотрение альтернативных сценариев развития опасного события.

    9 Информирование

При работе с новым риском обмен информацией и консультирование играют более важную роль, чем при работе с ранее известными (не новыми) рисками. Информация о риске должна быть доведена до сведения общественности так, чтобы избежать большого разрыва между экспертными оценками и общественным мнением. Информирование должно быть прозрачным, вызывающим доверие различных заинтересованных сторон, культурных слоев общества и отдельных его представителей. Данный этап важен для организации продуктивного взаимодействия заинтересованных сторон, которое возможно только при наличии у них доверия друг к другу.

     10 Мониторинг и улучшение

Менеджмент риска должен четко реагировать на изменение ситуации и развитие опасного события. Для этого саму структуру менеджмента постоянно анализируют с точки зрения соответствия ее характеристик решаемым задачам. Несоответствующий менеджмент сам порождает новые риски. Таким образом, на этом этапе следует удостовериться в том, что менеджмент риска:

- постоянно улучшается;

- является эффективным и результативным;

- устойчивым.

Данные этапы включены в основные виды деятельности по работе с новыми рисками:

- мониторинг свидетельств появления нового риска (этап 1);

- предварительная оценка нового риска (этапы 2-4);

- оценка нового риска (этапы 5-8);

- непрерывный анализ нового риска (этапы 9-10).

     6 Неопределенность измерений и новый риск

Неопределенность измерений характеризует все измерения физических величин. Изменчивость результатов повторных измерений - следствие невозможности создания константных условий измерений. Постоянство условий измерений не имеет место даже при жестком соблюдении условий измерений. Неопределенность измерений может быть ограничена, но не устранена. Для корректной интерпретации данных и вывода обоснованных заключений неопределенность измерений определяют и анализируют. Результаты любого физического измерения имеют две неотъемлемые составляющие: числовое значение показателя и его неопределенность. Неопределенность измерений определяет диапазон значений, накрывающий область возможных значений оцениваемой величины, которые обоснованно могут быть приписаны измеряемому параметру.

Каждый вид измерений вносит свой вклад в суммарную неопределенность. Проводят как межлабораторный анализ неопределенности измерений, так и анализ внутри лабораторий. Определение компонентов суммарной неопределенности позволяет получить более достоверные результаты. При разработке новых методов и процедур контроля подобный тщательный анализ способствует повышению их точности. В определенных ситуациях важно подтвердить, что соблюдены допуски, установленные в технических требованиях, и то, что использование контролируемого объекта соответствует его предназначению. В других ситуациях определяют оценку неопределенности результатов измерений при необходимости проверки выполнения требований, установленных в технической документации и стандартах. Это проблема систематических погрешностей измерений, возможно, не учитываемых в исходной методике измерений, но оказывающих влияние на результаты измерений. Увеличение количества измерений, проводимых в одних и тех же условиях, позволяет повысить точность полученных результатов. Систематическая ошибка не всегда может быть устранена и дает вклад в неопределенность. Другой источник ошибок - случайность, присущая результатам измерений. В одинаковых условиях измерений результаты измерений могут быть различны. Эта погрешность не может быть устранена путем коррекции факторов, но может быть уменьшена при увеличении количества измерений. Общие требования для всех аккредитованных лабораторий по проведению оценки неопределенности и заполнению отчетной документации представлены в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025.

Новые технологии, материалы и продукция до их появления на рынке должны быть полностью изучены для обеспечения безопасности потребителей и окружающей среды. Ключевую роль здесь играют методы измерений и категоризации, применяемые при исследовании технологий и материалов. Неопределенность результатов измерений влияет на принятие решений и, таким образом, повышает соответствующий риск людей, контактирующих с новой продукцией и новыми материалами.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs