Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли

     
ГОСТ Р 57271.7-2016/EN 15221-7:2012

     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕНЕДЖМЕНТ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В УПРАВЛЕНИИ НЕДВИЖИМОСТЬЮ

Часть 7

Руководство по проведению бенчмаркинга

Facility management. Part 7. Guidelines for performance benchmarking



ОКС 03.100.40

Дата введения 2017-12-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 "Менеджмент риска"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2016 г. N 1862-ст

4 Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту EN 15221-7:2012* "Менеджмент вспомогательных процессов в управлении недвижимостью. Часть 7. Руководство по проведению бенчмаркинга" (EN 15221-7:2012 "Facility Management - Part 7 - Guidelines for performance benchmarking", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Европейский стандарт разработан Техническим комитетом CEN/TC 348 "Facility Management".

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных европейских стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)


Введение


Управление недвижимостью является одной из важнейших составляющих частей работы большинства организаций. Управление недвижимостью влияет на способность организаций предоставлять продукцию и услуги стабильного качества, поддерживает основные процессы организации и помогает организации достигать конкурентного преимущества. Однако до настоящего времени результативность и эффективность управления недвижимостью было трудно оценить из-за отсутствия общей методологии и стандартных методов сбора данных. Настоящий стандарт вместе с другими стандартами серии EH 15221 является важным шагом вперед в решении этих проблем.

Бенчмаркинг - часть процесса, целью которого является создание возможностей и получение пользы от улучшений в организации путем систематического сопоставления ее работы с работой одной или нескольких других организаций. Бенчмаркинг широко используют в различных отраслях промышленности во всем мире, но зачастую неправильно и неправомерно в области управления недвижимостью.

Бенчмаркинг часто ассоциируется с понятием "лучшая практика". Сравнение с лучшей компанией или процессом в отрасли является одним из самых разумных способов улучшить свою собственную работу. Под "лучшей практикой" обычно понимают процессы, достигающие наилучших результатов при минимальных затратах, но это не всегда так. Это понятие также можно отнести к процессам, дающим наилучшие из возможных результатов, или к самому быстрому процессу, или к процессу с минимальным воздействием на окружающую среду. Но общим для всех вышеприведенных случаев является то, что без такого сравнения невозможно понять, на каком уровне находится организация.

До проведения бенчмаркинга в управлении недвижимостью настоятельно рекомендуется четко определить четыре основных аспекта, представленных ниже, а затем использовать содержание этого стандарта для подготовки и выполнения процесса бенчмаркинга. В основе настоящего стандарта лежит идея о том, что бенчмаркинг может принимать различные формы в зависимости от следующих аспектов:

a) инициатор процесса бенчмаркинга:

- заказчик или потребитель вспомогательных услуг;

- внутренний потребитель или поставщик вспомогательных услуг;

b) целей процесса бенчмаркинга, установленных инициатором процесса. Эти цели, как правило, связаны между собой. Они могут включать в себя следующие широкие категории задач, которые далее изложены более подробно:

- поиск новых идей;

- получение данных для подготовки какого-либо важного решения или для разрешения спорных ситуаций;

- сокращение затрат при сохранении прежнего уровня полученных или предоставленных услуг; повышение уровня полученных или предоставленных услуг при сохранении прежних расходов;

- улучшение использования ресурсов;

c) определение времени проведения бенчмаркинга;

d) выбор организаций для сопоставления в бенчмаркинге:

- с организацией, производящей подобную продукцию или услуги, сравнивать легко;

- с другими организациями, которые достигли серьезных улучшений, при этом важно обратить внимание на улучшения.

Хорошей основой для процесса бенчмаркинга могут быть финансовые показатели. Сравнение финансовых показателей удобно для процесса бенчмаркинга, так как количественные данные легче собрать и легче сравнивать, чем качественные данные. Исторически бенчмаркинг в управлении недвижимостью был сосредоточен именно на таких "жестких" данных. Однако информация, которую можно получить из количественных данных, является ограниченной. Поэтому в настоящем стандарте предпринята попытка определить бенчмаркинг как метод сравнения данных для поддержки процессов создания и обучения через некоторые виды обмена качественными знаниями. Обычно проекты бенчмаркинга слишком запутаны, слишком амбициозны, и им не хватает эффективного анализа данных. В настоящем стандарте разработан согласованный и всеохватывающий подход для бенчмаркинга, приводятся удобные в использовании и логически обоснованные схемы для сравнения, а также проясняются многие "подводные камни". Стандарт обеспечивает менеджеров по управлению недвижимостью, занятых бенчмаркингом, целым рядом ключевых показателей для определения областей, в которых может возникнуть необходимость повышения эффективности работы своей команды, цепочки поставок или всей организации, в которой они работают. Именно этот согласованный подход, разработанный в рамках серии стандартов EH 15221, поддерживает основы бенчмаркинга.

Подобная платформа достаточно быстро может привести к потребности унификации в отчетности для целого ряда сравнительных схем: финансовых, в области качества и т.д., и сделает работу менеджеров по управлению недвижимостью более легкой и понятной.

     1 Область применения


Настоящий стандарт является руководством для проведения бенчмаркинга и устанавливает термины, определения и методы бенчмаркинга продукции и услуг, а также организаций и производств в области управления недвижимостью.

Настоящий стандарт устанавливает общую основу для проведения бенчмаркинга затрат, производственных площадей и экологических последствий, а также качества, удовлетворенности и продуктивности услуг В настоящем стандарте использовано определение управления недвижимостью, приведенное в ЕН 15221-1 и детализированное в ЕН 15221-4

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения):

EN 15221-1:2006 Facility Management - Part 1: Terms and definitions (Менеджмент вспомогательных процессов в управлении недвижимостью. Часть 1. Термины и определения)

EN 15221-4:2011 Facility Management - Part 4: Taxonomy, Classification and Structures in Facility Management (Менеджмент вспомогательных процессов в управлении недвижимостью. Часть 4. Таксономия, классификация и структура управления недвижимостью)

EN 15221-6:2011 Facility Management - Part 6: Area and Space Measurement in Facility Management (Менеджмент вспомогательных процессов в управлении недвижимостью. Часть 6. Измерение площадей и объемов в менеджменте вспомогательных процессов)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по EH 15221-1:2006, EH 15221-4:2011 и EH 15221-6:2011, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 бенчмаркинг (benchmarking): Процесс сопоставления стратегий, процессов, продукции организации и/или других объектов с объектами той же природы, при тех же обстоятельствах и аналогичными способами.

Примечание 1 - Обычно целью бенчмаркинга является совершенствование стратегий, процессов, продукции организации и/или других объектов, но он также может быть использован для других целей, например, для отчетности.

Примечание 2 - При проведении бенчмаркинга можно использовать количественные или качественные измерения; показатели для сравнения - внутренние, взяты у конкурентов или из другой отрасли, категории бенчмаркинга - региональный, национальный или международный; сравнения можно проводить однократно, периодически или непрерывно.

Примечание 3 - Этот процесс может быть полезен при сравнении объектов различной природы, при различных обстоятельствах и/или разными способами.

Примечание 4 - Это определение отличается от определения, приведенного в EH 15221-1:2006.

3.2 объект (entity): Конкретный или абстрактный предмет рассмотрения, который существует, существовал или будет существовать, включая связи между предметами.

3.3 образец сравнения, бенчмарка (benchmark): Опорная точка или результат измерения, для сопоставления с которыми сравнивают показатели стратегий, процессов или других объектов.

3.4 опорная точка (reference point): Крайнее число, среднее или дисперсия.

3.5 крайнее число (measure of extremes): Число, являющееся экстремумом в наборе данных.

Примечание - Типичным примером экстремума являются наименьшее и наибольшее значения в наборе данных.

3.6 параметр сдвига (measure of central tendency): Параметр, характеризующий типичные оценки для наборов данных.

Примечание - Примером параметра сдвига являются выборочное среднее, которым является среднее арифметическое всех данных выборки (число), медиана - значение, которое находится в середине выборки (вычисляют по рангу), мода - наиболее часто встречающееся в выборке число (вычисляют по частоте появления).

3.7 мера разброса (measure of dispersion): Параметр, который дает представление о разбросе данных.

Примечание - Типичный показатель разброса: квартиль - любое из трех чисел, которые разделяют выборку на четыре равные части, и каждая часть представляет собой одну четвертую часть генеральной совокупности: первый квартиль (или нижний квартиль) отделяет 25% наименьших значений в выборке (25-й процентиль), второй квартиль (или медиана) отделяет половину данных (50-й процентиль), третий квартиль (или верхний квартиль) отделяет 25% набольших данных в выборке (75-й процентиль).

3.8 выброс (outlier): Значение, которое резко отличается от других значений в наборе данных и может оказать существенное влияние на опорную точку.

3.9 единица измерения (unit of measurement): Определенное значение физической величины, установленное и принятое по соглашению сторон или в законодательном порядке, которое используют в качестве эталона для измерения некоторой физической величины.

Примечание - Типичными единицами измерения для управления недвижимостью являются рабочее место, FTE и NFA.

3.10 рабочее место (workstation): Физическое место работы (например, обычно офисные стол и стул, оснащенные ручкой и бумагой, телефоном, компьютером, оборудованные согласно требованиям законодательства и пригодные для постоянного использования).

     4 Сокращения


FTE - эквивалент полной занятости, определяется как отношение количества отработанных часов к полному количеству рабочих часов. Например, если работник отработал в неделю 32 ч, а полная рабочая неделя составляет 40 ч, FTE будет равен 0,8;

NFA - чистая производственная площадь (см. EH 15221-6);

BREEAM - метод экологической оценки эффективности зданий.

     5 Типы бенчмаркинга

5.1 Общие положения

Существует несколько аспектов, которые влияют на область применения бенчмаркинга и отбор данных. На рисунке 1 приведены пять основных типов бенчмаркинга. Цель этой классификации состоит в том, чтобы помочь менеджерам вспомогательных процессов в понимании различий каждого аспекта и, следовательно, выбрать наиболее подходящий тип и метод для бенчмаркинга при планировании процесса, приведенного в настоящем стандарте.

     
Рисунок 1 - Классификация типов бенчмаркинга


В зависимости от целей бенчмаркинга существуют различные области его применения (т.е. объекты, цели, измерения, виды, категории и частота проведения). В таблице 1 приведены перечень основных целей и области их применения.


Таблица 1 - Типовые цели бенчмаркинга

Цели проведения бенчмаркинга

Объект
для сравнения

Измерения количественные/качественные

Показатель для сравнения

Категории

Частота
проведения

Стра-
тегия

Процессы

Пока-
затели

Финансы

Прост-
ранство

Окружа-
ющая среда

Качество обслу-
живания

Удовле-
творен-
ность услугами

Произ-
води-
тельность

Внут-
ренний

Конку-
рентный

Межотра-
слевой

Локаль-
ный

Наци-
ональ-
ный

Между-
народ-
ный

Разо-
вая

Перио-
дичес-
кая

Непре-
рывная

Определение областей для улучшения

Решения в области распределения ресурсов

Выделение проблемных областей

Проверка соблюдения правовых норм

Определение наилучшей
практики

Анализ и планирование
бюджета

Согласование целей с целями организации

Улучшение результативности процесса

Оценка эффективности управления имуществом:

- оценка эффективности затрат

- оценка использования производственных площадей

- оценка воздействия на окружающую среду

- оценка недостатков качества услуг

- оценка индивидуальной продуктивности

- оценка удовлетворенности конечных потребителей