Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р ИСО 11354-2-2016

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усовершенствованные автоматизированные технологии и их применение

ТРЕБОВАНИЯ К УСТАНОВЛЕНИЮ ИНТЕРОПЕРАБЕЛЬНОСТИ ПРОЦЕССОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Часть 2

Модель зрелости для оценки интероперабельности предприятий

Advanced automation technologies and their applications. Requirements for establishing manufacturing enterprise process interoperability. Part 2. Maturity model for assessing enterprise interoperability



ОКС 25.040.01

Дата введения 2017-06-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН ООО "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 декабря 2016 г. N 1929-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 11354-2:2015* "Усовершенствованные автоматизированные технологии и их применение. Требования к установлению интероперабельности процессов промышленных предприятий. Часть 2. Модель зрелости для оценки интероперабельности предприятий" (ISO 11354-2:2015 "Advanced automation technologies and their applications - Requirements for establishing manufacturing enterprise process interoperability - Part 2: Maturity model for assessing enterprise interoperability", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
     


Введение


Интероперабельность - способность двух или более информационных систем или компонентов к обмену информацией и к использованию информации, полученной в результате обмена. Интероперабельность играет значимую роль при создании систем промышленной автоматизации и их интеграции и, наряду со свойством переносимости, является важнейшей составляющей понятия "открытые системы". В настоящее время все большее внимание уделяется именно вопросам обеспечения интероперабельности для информационных систем различного масштаба (от наносистем до "системы систем") и информационных систем (ИС) различных областей назначения. Интероперабельность приобретает все большее значение, в первую очередь потому, что сегодня практически ни одна сфера жизни (государственное управление, здравоохранение, образование, наука, бизнес и др.) не обходится без использования информационно-коммуникационных технологий. Можно констатировать, что обеспечение интероперабельности является одной из главных основ формирования и развития информационного общества. Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и насыщение всех сфер деятельности различными средствами вычислительной техники привели к созданию гетерогенной среды, в которой разнородные информационные системы (компоненты) должны взаимодействовать друг с другом, причем уровень гетерогенности среды постоянно увеличивается. Основным способом решения проблемы интероперабельности или "прозрачности" гетерогенной среды выступает последовательное применение принципов открытых систем и методологии функциональной стандартизации.

Настоящий стандарт частично дублирует положения ИСО 11354-1, в котором описаны предпосылки и основные причины разработки комплекса международных стандартов ИСО 11354, а также сформулированы базовые принципы интероперабельности предприятий (FEI) для возможности описания и представления проблем, подходов и барьеров на пути ее реализации. В настоящем стандарте определены четыре уровня проблематик (проблемных аспектов), а именно бизнес, процессы, службы и данные, три вида барьеров (концептуальные, технологические, организационные), которые существенно влияют на интероперабельность предприятий, а также определены три подхода к обеспечению интероперабельности - интегрированный/комплексный, унифицированный, обобщенный используемые для решения указанных проблем и преодоления существующих барьеров.

Кроме того, настоящий стандарт основан на результатах работ, проводимых в рамках европейских проектов, таких как ATHENA и INTEROP NoE.

Барьеры и проблемы, выявленные в ИСО 11354-1, используются для определения характеристик пяти уровней зрелости интероперабельности предприятий. Для каждого сочетания барьеров/проблем и для всех уровней зрелости указаны механизмы оценки предприятием его возможностей к интероперабельности с другими предприятиями, а также оценки собственного уровня зрелости интероперабельности. Для проведения общей оценки предложены следующие два метода:

a) по соответствующим проблеме/барьеру или

b) по уровню зрелости.

Для иллюстрации возможности сочетания оценок проблем и барьеров предложен наглядный графический метод, который дает общее представление о существующих возможностях предприятия взаимодействовать с другими предприятиями (по принципу "как есть"). Кроме того, проводимый анализ и представление позволяют определять те возможности, которые необходимы для достижения желаемых более высоких уровней интероперабельности, но пока недостаточны, и поэтому требуют инвестиций или реорганизации (по принципу "как должно быть").

В комплексе международных стандартов ИСО 11354 основное внимание уделяется (но не ограничивается) возможности интероперабельности предприятий производственной сферы или сферы оказания услуг. Настоящий стандарт предназначен для использования теми специалистами, которые заинтересованы в оценке возможности предприятия с точки зрения функциональной совместимости, и в определении областей, где функциональная совместимость может быть повышена для более полного удовлетворения потребностей и целей предприятия.

     1 Область применения


В настоящем стандарте определены:

- уровни представления возможности предприятия к интероперабельности с другими предприятиями;

- меры по оценке возможности конкретного предприятия к интероперабельности с другими предприятиями;

- методы объединения этих мер в два следующих вида общей оценки:

- уровень зрелости интероперабельности, определяемый на основании конкретной аспекта/барьера, и

- оценка в соответствии с четырехуровневой моделью зрелости;

- метод графического представления общей оценки аспекта/барьера и выявление возможностей, необходимых для достижения требуемых, более высоких уровней интероперабельности.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт*.

_______________

* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.     


ISO 11354-1:2011 Advanced automation technologies and their applications - Requirements for establishing manufacturing enterprise process interoperability - Part 1: Framework for enterprise interoperability (Современные автоматизированные технологии и их применение. Требования к установлению взаимодействия процессов на производственных предприятиях. Часть 1. Система взаимодействия предприятий)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте используются следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 предприятие (enterprise): Одна или более организаций, перед которыми стоят определенные миссия, цели и задачи для предложения в качестве результата продукции или услуг.

Примечание - Данный термин относится к таким связанным понятиям, как широкое бизнес-партнерство (объединенное производством каких-либо продуктов) или виртуальное предприятие.


[ИСО 15704:2000, определение 3.6]

3.2 интероперабельность, функциональная совместимость (предприятий) (enterprise interoperability): Способность предприятий или находящихся в них сущностей (объектов) осуществлять эффективную связь и взаимодействие.

Примечание 1 - Интероперабельность считается значимой, если взаимодействие между предприятиями будет осуществляться по крайней мере в одной из указанных выше областей: бизнесе, службах, процессах и данных.

Примечание 2 - Способность двух или более информационных систем или компонентов к обмену информацией и к использованию информации, полученной в результате обмена.


[ИСО 11354-1:2011, определение 2.1]

3.3 взаимодействие предприятий (enterprise interoperation): Взаимосвязь между хозяйствующими субъектами.

3.4 уровень зрелости (развитости) (maturity level): Десятичное число в диапазоне от 0 до 4, дающее численное представление для максимального уровня зрелости интероперабельности предприятия, достигаемого при определенном сочетании существующих проблем/барьеров.

Примечание 1 - Уровень зрелости характеризует способность множества связанных между собой средств информационно-коммуникационных технологий (ICT-средств) конкретного предприятия взаимодействовать с соответствующими средствами других предприятий, например, у поставщиков, клиентов, партнеров, дочерних компаний и др.

Примечание 2 - Пять целых чисел 0, 1, 2, 3 и 4, характеризующих уровень зрелости, предназначены для обозначения следующих уровней: 0 - неподготовленный, 1 - определенный, 2 - согласованный, 3 - организационный, 4 - адаптивный, которые, возможно, могут иметь промежуточные значения для обозначения частичных или промежуточных состояний между указанными уровнями. Эти пять обозначений уровней дополнительно рассмотрены в 7.2.

3.5 подход к (обеспечению) интероперабельности (interoperability approach): Способ, с помощью которого решаются проблемы, связанные с интероперабельностью, а также устраняются барьеры для нее.

Примечание - В ИСО 11354-1 определены три подхода к решению проблем интероперабельности: интегрированный/комплексный, унифицированный, обобщенный.


[ИСО 11354-1:2011, определение 2.4]

3.6 барьеры интероперабельности (interoperability barrier): Невозможность совместной работы структурных единиц внутри одного предприятия, которая делает невозможным обмен информацией между ними и другими предприятиями, использование служб или общего понимания смысла обмениваемых элементов.

Примечание 1 - В ИСО 11354-1 определены три категории барьеров: концептуальные, технологические и организационные.

Примечание 2 - Под барьером интероперабельности можно рассматривать также несовместимость сущностей, которая препятствует обмену информацией с другими сущностями, использованию сервисов или общему пониманию обмененных элементов.


[ИСО 11354-1:2011, определение 2.2]

3.7 аспект (уровень) интероперабельности (interoperability concern): Особенности взаимодействия или функциональной совместимости, которые представляют интерес для заинтересованных сторон на предприятии.

Примечание 1 - В ИСО 11354-1 определены четыре уровня (аспекта) интероперабельности: данные, службы, процессы и бизнес.

Примечание 2 - Уровень, на котором осуществляется взаимодействие участников.


[ИСО 11354-1:2011, определение 2.3]

3.8 практический показатель интероперабельности (функциональной совместимости) (interoperability practice measure): Оценка, выполняемая в соответствии с пятью значениями уровней зрелости (от 0 до 4) и выставляемая для каждого из четырех аспектов функциональной совместимости (бизнес, процессы, службы и данные) на предприятии и, следовательно, дающая возможность преодоления каждого из трех видов барьеров к реализации функциональной совместимости (концептуальных, технологических, организационных), которую выражают с помощью наиболее подходящего уровня интероперабельности.

3.9 классификация методик интероперабельности (функциональной совместимости) (interoperability practice classification): Классификация, соответствующая различным сочетаниям уровня зрелости, проблемы и барьера.

3.10 модель зрелости (развитости) (maturity model): Представление уровня возможностей для множества связанных между собой ICT-средств предприятия взаимодействовать с ICT-средствами других предприятий.

Примечание - Данная модель будет охватывать только те части (подразделения) предприятия, которые принимают участие в информационном обмене.

     4 Сокращения


ATHENA - усовершенствованные методики для разнородных сетей предприятий и их применение (Advanced Technologies for Heterogeneous Enterprise Networks and their Applications);

FEI - концепция (основные принципы) интероперабельности предприятия (Framework for Enterprise Interoperability);

ICT - информационно-коммуникационные технологии (Information and Communication Technology);

INTEROP - исследования интероперабельности и ее применения для объединенных в сеть предприятий и программного обеспечения (Interoperability Research for Networked Enterprises Applications and Software);

SME - малые и средние предприятия (Small or Medium size Enterprise).

     5 Соответствие настоящему стандарту


Для утверждения о соответствии настоящему стандарту любой документ, относящийся к интероперабельности (включая методы и программное обеспечение), должен удовлетворять требованиям разделов 7, 8 и 9 настоящего стандарта.

     6 Основные понятия интероперабельности предприятий

     6.1 Интероперабельность предприятий

Понятие интероперабельности предприятий связано со способностью одних предприятий (или части из них) взаимодействовать с другими предприятиями (или с другими подразделениями того же предприятия) путем информационного обмена и обмена другими активами, такими как материальные объекты, энергия и т.д. Интероперабельность при этом можно рассматривать как необходимую поддержку, обеспечивающую бизнес-сотрудничество, однако функциональная совместимость является лишь средством, а не самим сотрудничеством. Следует также отметить, что концепцию функциональной совместимости обычно применяют к деятельности как внутри предприятий, так и между предприятиями, которыми могут быть и широкие бизнес-партнерства (объединенные производством какой-либо продукции), виртуальные предприятия и подсистемы одного и того же предприятия, будь они рассредоточенными, с сетевой структурой или локализованными в одном месте, вне зависимости от типа производства (дискретное или непрерывное производство), вида деятельности (например, производство продукции или оказание услуг) или размера (крупные компании или малые/средние предприятия).

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs